Внеклассное мероприятие
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Исакова Наталья Николаевна

Цели:

1. Повторение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Лексика».

2. Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся (умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения).

3. Воспитание чувства толерантности, умения работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

"Кладоискатели" (разработка внеклассного мероприятия по русскому языку по теме "Лексика" в 5-м классе)

Исакова Н.Н., учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка, Внеклассная работа

Цели:

1. Повторение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Лексика».

2. Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся (умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения).

3. Воспитание чувства толерантности, умения работать в группе.

План:

1. Организационный момент.

2. Игра.

3. Подведение итогов, вручение призов.

Оборудование:

1. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран).

2. Карточки с буквами из слова «ЛЕКСИКА» (2 экземпляра).

3. Презентация. (Приложение)

Ход мероприятия

Ведущий        

Дорогие ребята! Все вы, наверное, любите приключения и с интересом следите за похождениями героев книг и кинофильмов. Сегодня я предлагаю вам самим отправиться на поиски клада. Кто знает, как называются люди, которые отправляются на поиски клада?

Примерные ответы учащихся (ПОУ)        

Кладоискатели.

Ведущий        

Верно, сейчас каждый из вас будет кладоискателем, но в одиночку найти клад трудно, поэтому мы будем путешествовать командами.

Сейчас команды отправятся по станциям, которых всего семь. На каждой станции вас будут ждать испытания, выиграв которые, вы будете получать ключ (листок с буквой). Чем больше ключей - букв вы соберете, тем больше у вас шансов выиграть.

Ведущий        

Вы прибыли на первую станцию «Противоположную». Посмотрите внимательно на экран, что вы видите на нем?

Задание первое. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары?

ПОУ        

Антонимы - слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением.

Ведущий        

Верно. А сейчас вы увидите второе задание на этой станции. Подберите антонимы к следующим словам: рано, бледный, утро, рассвет, далекий, широкий.

ПОУ        

Поздно, румяный, вечер, закат, близкий, узкий.

Ведущий        

Задание третье, последнее на этой станции. Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам горький, начинать, буря, сложный, трудолюбивый, короткий, забывать и в вертикальном выделенном столбце вы прочитаете общее название таких слов.

Ведущий        

Ваш ответ должен получиться таким: сладкий, кончать, затишье, простой, ленивый, длинный, помнить. А слово в выделенном столбце, конечно, антонимы.

Итак, с заданиями на первой станции вы успешно справились, и одной из команд достанется ключ-буква. (Кто набрал больше очков, тот и победил, если количество баллов одинаковое, то ключ получают обе команды.) Теперь переходим на вторую станцию «Одинаковую».

Задание первое. Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению.

ПОУ        

Это животное можно назвать двумя словами «крокодил - аллигатор». Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

Ведущий        

Задание второе. Подберите как можно больше синонимов к  словам «умный, быстро».

ПОУ        

Умный - мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый.

Быстро - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом.

Ведущий        

И эти задания вы выполнили, давайте же узнаем, какая из команд получает заветный ключ к кладу? (Победитель снова получает ключ - букву.)

Переходим к третьей станции «Значительной». Первое задание на этой станции. Посмотрите на экран, что изображено здесь? Определите лексическое и грамматическое значение этого слова.

ПОУ        

Панда - млекопитающее семейства енотовых (лексическое значение).

Панда - существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа (грамматическое значение).

Ведущий        

Задание второе. Угадайте слова по их лексическим значениям.

1. Говорить тихо, неразборчиво.

2. Пронзительно, резко кричать.

3. Перевертываться через голову.

4. Идти, делая частые, мелкие шажки.

5. Вырывать вместе с корнями пни, деревья.

6. Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю.

ПОУ        

1. Бормотать.

2. Визжать.

3. Кувыркаться.

4. Семенить.

5. Корчевать.

6. Сочувствовать.

Ведущий        

Задание третье. Замените выделенные лексические значения словами так, чтобы получился текст.

Улетели (покрытые перьями и пухом позвоночные, животные с крыльями) за море,

 Миновало время (уборки зерновых).

 На (имеющем низкую температуру, не нагретом, не дающем или не содержащем тепла) сером мраморе

 Листья (цвета яичного желтка) лежат.

ПОУ        

Улетели птицы за море,

 Миновало время жатв,

 На холодном, сером мраморе

 Листья желтые лежат.

Ведущий        

Подведем итоги и перейдем к станции четвертой «Многозначной».

Задание первое. Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление?

ПОУ        

Это месяц (календарный) и месяц (небесное тело). Слово многозначное. Многозначность - свойство слов употребляться в разных значениях.

Ведущий        

Задание второе. Приведите все лексические значения слова «корень».

ПОУ        

1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, ногтя, зуба.

 3. Начало, источник чего-нибудь.

 4. В языкознании основная значимая часть слова.

Ведущий        

Задание третье. Придумайте как можно больше словосочетаний со словом «острый», но так, чтобы значение его не повторялось.

ПОУ        

- Острое копье (отточенное, хорошо режущее).

 - Острый нос (суживающийся к концу).

 - Острая шутка (отличающаяся остроумием).

 - Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние).

 - Острая боль (сильно, ярко выраженная).

 - Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий).

Ведущий        

И с этими заданиями вы справились, получайте заработанный ключ и переходите на пятую станцию «Переносную». Заданиепервое. Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа?

ПОУ        

Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).

Ведущий        

Задание второе. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении.

- потерять терпение

 - горький перец

 - горячий спор

 - легкий характер

 - ласточкино гнездо

 - хлебнуть горя

ПОУ        

- потерять терпение

 - горячий спор

 - легкий характер

 - хлебнуть горя

Ведущий        

Мы уже всего в нескольких шагах от клада, кто же получает заветную букву? Мы находимся на шестой станции «Одинаково-разной». Задание первое. Почему лошадь идет рысью, а она сидит на дереве? Как такое явление называется в науке о языке?

ПОУ        

Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Ведущий        

Задание второе. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня, петрушка – петрушка».

ПОУ        

Барыня – русская пляска.

 Барыня – помещица.

 Петрушка – корнеплод.

 Петрушка – кукла.

Ведущий        

Получайте ключ и торопитесь на последнюю станцию «Решающую». Назовите как можно больше видов словарей и станьте победителем.

ПОУ        

- Толковый словарь.

 - Орфографический словарь.

 - Орфоэпический словарь.

 - Этимологический словарь.

 - Словообразовательный словарь.

 - Словарь синонимов.

 - Словарь антонимов.

Ведущий        

А теперь из полученных букв сложите слово, которое вы искали.

ПОУ        

ЛЕКСИКА

Ведущий        

Совершенно верно, это и есть клад, который вы искали, и так же кропотливо, как вы подбирали слова сегодня, нужно подбирать их всегда. Об этом нам говорит и великий писатель Марк Твен: «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата».

Использованная литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред. Крысина Л.П., М., Просвещение, 1995.

 2. Книгина М.П., Русский язык 5-й класс. Тесты, Изд-во «Лицей», 2006.

 3. Лебедев В.А. Поурочные разработки. К учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык 5-й класс», М., «Дрофа», 2001.

 4. Русский язык: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...