Урок-мастерская "Лунная ночь"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе.
Мастерская творческого письма
«Лунная ночь»
Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
Слайд №1
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.)
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Индукция.
- Ребята, сегодня мы будем работать в «Мастерской творческого письма». Слайд №2
Вам, наверно, интересно, что станет предметом нашей речи. На этот вопрос вы ответите сами.
Познакомьтесь с текстами на карточке № 1.
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребётся о причал.
Н.Рубцов.
Летняя ночь.
От облачка к облачку в небе
Пробегает луна.
(Хокку)
- Прочитайте выразительно.
- Какой темой объединены эти тексты?
(Учащиеся высказывают предположения. Находят нужное: «Ночь»,
«Лунная ночь»)
- Итак, это тема нашей мастерской. Слайд №3
А что нам поможет в работе? Поэтесса А.А. Ахматова называла их «царственными словами».
А что же это такое – «царственное слово»? Как вы понимаете значение слова «царственное»?
(Ученики: красивое, необычное, величавое, величественное, грациозное, яркое…)
- Молодцы! Смотрите, сколько синонимов вы подобрали.
Итак, с какими «царственными», красивыми словами мы будем сегодня работать? Подсказки – в текстах прочитанных вами стихотворных строк. Слова эти выделены курсивом.
(Ученики приходят к выводу, что в текстах есть уже знакомые им эпитеты и олицетворения)
-Запишем на листах «Проникни в тайну слова…» дату и тему нашего урока: «Изобразительные средства языка: эпитет и олицетворение».
Слайд №4 (по щелчку – 1 раз)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируем цели нашей общей работы (групповая работа)
(В результате совместных усилий формулируются цели:
· научиться находить в текстах эпитеты и олицетворения;
· выяснить, какова их роль в художественном тексте;
· научиться создавать тропы и использовать их в речи;
· попробовать свои силы в создании собственного текста с эпитетами и олицетворениями.)
Социоконструкция. Социализация.
- Сначала, объединившись с соседом по парте, вспомните всё, что знаете об эпитете и олицетворении. Затем проверьте свои знания и внесите поправки и дополнения в теоретические сведения об этих средствах выразительности, обратившись за помощью к «Словарю литературоведческих терминов», который лежит у вас на столе.
Определения запишите в тетрадь.
Афиширование.
- Прочитайте всё, что записали. (Ребята представляют результат своей работы)
Социализация.
-А сейчас отправимся в творческую мастерскую поэта и попытаемся проникнуть в секреты образного словоупотребления великих мастеров.
Слайд №4 (по щелчку- весь слайд)
Разделимся на две группы.
Задание 1-ой группе. Найдите в текстах карточки № 1 эпитеты. Задание 2-ой группе. Найдите в текстах карточки № 1 олицетворения.
Поразмышляйте над их точностью и выразительностью. Попробуйте устно дорисовать созданную с их помощью картину.
Ваш помощник – карточка с пропусками «Дорисуй картину словами». Она у вас на столе.
Афиширование.
(Ученики называют найденные ИВС, пытаются объяснить их «природу», «дорисовать» устно созданную с их помощью картину.
- Свет луны тонок, потому что он неяркий, тихий.
- Он тонкий, как стёклышко, и такой же хрупкий.
- Берег светел, потому что всё кругом красиво освещает луна.
- Море скребётся, как котёнок ночью. Слышно тихие звуки – то ли шорох, то ли царапанье коготков.
- Луна перебегает, потому что облака плывут по небу и время от времени закрывают луну.
- Луна на самом деле не движется, а движутся облака. Но всё равно луна живая, потому и перебегает.
- Летом ночь тёплая, весёлая. И луна перебегает, а не стоит на месте, как зимой.)
- Молодцы! Хорошо поработали.
«Разрыв» (по группам) Слайд №5
- Поменяем задания для групп.
Задание 1-ой группе. Найдите в текстах карточки № 2 олицетворения. Задание 2-ой группе. Найдите в текстах карточки № 2 эпитеты.
Ночь наступила, и луны
Блуждало блещущее диво.
Былинки были так бледны,
Так колебались боязливо.
В.Набоков
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
(Н.Гоголь.)
(Олицетворения: «наступила», диво «блуждало», былинки колебались», месяц «поднялся» - мефаторизация)
Эпитеты: «блещущее диво», «былинки…бледны»…)
Ученики, знающие, что эпитеты – это художественные определения – прилагательные, затрудняются.)
- Найдите слова другой части речи, позволяющие увидеть предмет или действие необычными, создать образ, картину, фантазию.
( Это слова: «боязливо», «величаво», «весело»)
- Можно ли эти слова отнести к эпитетам?
Социализация.
- Можно ли эти слова отнести к эпитетам? Обсудите с соседом и обоснуйте ответ.
Афиширование.
(В ходе совместного обсуждения ученики решают, что такие наречия можно назвать эпитетами, так как эти слова обладают главным для этого качеством – образностью)
- Да, вы правы. Чаще всего эпитеты выступают в роли образных определений к существительным, но могут относиться и к глаголам, характеризовать, живописно рисовать их действия.
- Посмотрите, в каком значении употреблены эти слова? В прямом или переносном?
(В переносном)
- Значит, создание ярких, образных эпитетов связано с употреблением слов в переносном значении.
Самоконструкция.
- Ночь… Яркая луна на звёздном небе…
Вам не кажется странным, что во все времена поэтов и писателей, художников - не говоря уже о влюбленных - притягивала к себе, как магнитом, Луна? Не факт, что хоть одному из творцов удалось избежать её магического влияния и обойти стороной волшебницу Селену. В греческой мифологии Селена – одно из лунных божеств, известное также под именем Мена.
Слайд №6
- С чем только Луну не сравнивали, какими эпитетами не украшали!
В чём же тайна ее притягательности? Что за связь между Луной и гением, оседлавшим крылатого Пегаса?
Заглянем в мастерскую художников-пейзажистов и попробуем посмотреть на ночное светило их глазами. Ведь все они по-разному воспевают богиню ночи. Может быть, при лунном свете, льющемся с полотен их произведений, нам удастся приоткрыть завесу тайны её обаяния.
(Перед просмотром презентации дать ученикам задание.
Слайд №7
Задание. Ребята, у вас на столе лежат кластеры: 1-ая группа – «Эпитеты», 2-ая – «Олицетворения». Придумайте словосочетания с эпитетами и олицетворениями по теме «Лунная ночь». Смотрим презентацию и начинаем составлять кластеры.)
- Презентация «Лунная ночь в изображении художников-пейзажистов» (заранее подготовленный ученик)
- Не правда ли, потрясающие полотна?! Понравилась презентация? Начали составлять кластеры?
- А сейчас – сюрприз. Я знаю: вы любите мультфильмы. Посмотрите фрагмент мультфильма У. Диснея «Фантазии. Ночь на Лысой горе». (Видео)
Афиширование.
- Я думаю, что у вас много впечатлений и эмоций и вам есть, что сказать.
(Ученики составляют на доске кластеры (1-ая группа – эпитеты, 2-ая группа – олицетворения) и записывают ИВС: волшебная ночь, звёздный дождь, росинки проснулись, ночь зазвенела голосами и т.д.)
- Посмотрите, какое у нас солнышко лучистое! Замечательно потрудились! Молодцы!
Самоконструкция.
- А сейчас пришло ваше время попробовать свои силы в словотворчестве. Посмотрим, чему вы научились у мастеров «царственных слов» и «царственных красок». Итак, после недолгих экскурсий в мастерские поэтов и художников мы – в нашей «Мастерской творческого письма».
Слайд №8
Задание. Используя увиденные, записанные, придуманные вами эпитеты и олицетворения, напишите небольшую творческую работу на тему: «Лунная ночь» (по выбору).
1. Составьте синквейн.
2. Сочините буриме.
3. 3. Напиши стихотворение.
Внимание! Пояснение для тех, кто захочет написать буриме: предложенные рифмы (ударение обозначено большой буквой) вы можете использовать в любом порядке. Способ рифмовки любой: рифма может быть параллельной, перекрёстной, опоясывающей. Вы можете написать одно четверостишие по любым заданным рифмам. Можете – два и три. Всё зависит от Музы, от вашего вдохновения. Заданные рифмы есть у вас на карточках «Задание для буриме» и для удобства – на слайде.
(Заданные рифмы:
1. лунА – онА
сАда – клАда
2. рекИ – вопрекИ
расстелИла – светИла
3. колыбЕли – трЕли
отдыхАла - вздыхАла
(Фоном звучит запись Ф.Шопена «Ноктюрн»)
Афиширование.
- Послушаем, какие картины лунной ночи создали вы, используя средства выразительности.
(Учащиеся представляют свои работы:
· синквейны,
· буриме)
- Сравним ваши буриме с оригиналом. Слайд №9
В золото одетая луна
Проплыла над беседкой сада,
Чудный свет излучала она,
Как россыпь янтарного клада.
Нежно гладила воды реки,
Дорожку на ней расстелила,
Ночки тёмной она вопреки
С небес так ярко светила!
Природа спала в колыбели,
От знойного дня отдыхала...
И, соловья слушая трели,
Одна лишь луна... вздыхала...
(Людмила Адерихина)
Рефлексия.
- Ребята, наша работа в творческой мастерской письма завершается.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? Ответ обоснуйте.
- Сможем ли теперь ответить на проблемный вопрос урока : «Какова роль эпитетов и олицетворений в литературном произведении?
- Что вызвало особый интерес?
- Что показалось трудным?
- Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо работали, поднимите красную полоску, если плохо – синюю.
Моя оценка - …
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? - Почему?
- Спасибо за работу.
Слайд №10
Задание на дом. Напишите сочинение на одну из тем:
· «Ночь волшебных сновидений»;
· «Путешествие ночной искорки» (советую посмотреть мультфильм «Фантазии. Ночь на Лысой горе» полностью);
· «Рисунок на ночном небе»;
· «Цвета и запахи ночи»;
· «Луна задумалась…»
Слайд №11
Карточка № 1
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребётся о причал.
Н. Рубцов.
Летняя ночь.
От облачка к облачку в небе
Пробегает луна.
(Хокку)
Карточка №2
Задание: найдите эпитеты и олицетворения.
Ночь наступила, и луны
Блуждало блещущее диво.
Былинки были так бледны,
Так колебались боязливо.
В.Набоков
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
(Н.Гоголь.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._urok-masterskaya._lunnaya_noch.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Мастерская творческого письма
«Лунная ночь»
Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
Слайд №1
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.)
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Индукция.
- Ребята, сегодня мы будем работать в «Мастерской творческого письма». Слайд №2
Вам, наверно, интересно, что станет предметом нашей речи. На этот вопрос вы ответите сами.
Познакомьтесь с текстами на карточке № 1.
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребётся о причал.
Н.Рубцов.
Летняя ночь.
От облачка к облачку в небе
Пробегает луна.
(Хокку)
- Прочитайте выразительно.
- Какой темой объединены эти тексты?
(Учащиеся высказывают предположения. Находят нужное: «Ночь»,
«Лунная ночь»)
- Итак, это тема нашей мастерской. Слайд №3
А что нам поможет в работе? Поэтесса А.А. Ахматова называла их «царственными словами».
А что же это такое – «царственное слово»? Как вы понимаете значение слова «царственное»?
(Ученики: красивое, необычное, величавое, величественное, грациозное, яркое…)
- Молодцы! Смотрите, сколько синонимов вы подобрали.
Итак, с какими «царственными», красивыми словами мы будем сегодня работать? Подсказки – в текстах прочитанных вами стихотворных строк. Слова эти выделены курсивом.
(Ученики приходят к выводу, что в текстах есть уже знакомые им эпитеты и олицетворения)
-Запишем на листах «Проникни в тайну слова…» дату и тему нашего урока: «Изобразительные средства языка: эпитет и олицетворение».
Слайд №4 (по щелчку – 1 раз)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируем цели нашей общей работы (групповая работа)
(В результате совместных усилий формулируются цели:
- научиться находить в текстах эпитеты и олицетворения;
- выяснить, какова их роль в художественном тексте;
- научиться создавать тропы и использовать их в речи;
- попробовать свои силы в создании собственного текста с эпитетами и олицетворениями.)
Социоконструкция. Социализация.
- Сначала, объединившись с соседом по парте, вспомните всё, что знаете об эпитете и олицетворении. Затем проверьте свои знания и внесите поправки и дополнения в теоретические сведения об этих средствах выразительности, обратившись за помощью к «Словарю литературоведческих терминов», который лежит у вас на столе.
Определения запишите в тетрадь.
Афиширование.
- Прочитайте всё, что записали. (Ребята представляют результат своей работы)
Социализация.
-А сейчас отправимся в творческую мастерскую поэта и попытаемся проникнуть в секреты образного словоупотребления великих мастеров.
Слайд №4 (по щелчку- весь слайд)
Разделимся на две группы.
Задание 1-ой группе. Найдите в текстах карточки № 1 эпитеты. Задание 2-ой группе. Найдите в текстах карточки № 1 олицетворения.
Поразмышляйте над их точностью и выразительностью. Попробуйте устно дорисовать созданную с их помощью картину.
Ваш помощник – карточка с пропусками «Дорисуй картину словами». Она у вас на столе.
Афиширование.
(Ученики называют найденные ИВС, пытаются объяснить их «природу», «дорисовать» устно созданную с их помощью картину.
- Свет луны тонок, потому что он неяркий, тихий.
- Он тонкий, как стёклышко, и такой же хрупкий.
- Берег светел, потому что всё кругом красиво освещает луна.
- Море скребётся, как котёнок ночью. Слышно тихие звуки – то ли шорох, то ли царапанье коготков.
- Луна перебегает, потому что облака плывут по небу и время от времени закрывают луну.
- Луна на самом деле не движется, а движутся облака. Но всё равно луна живая, потому и перебегает.
- Летом ночь тёплая, весёлая. И луна перебегает, а не стоит на месте, как зимой.)
- Молодцы! Хорошо поработали.
«Разрыв» (по группам) Слайд №5
- Поменяем задания для групп.
Задание 1-ой группе. Найдите в текстах карточки № 2 олицетворения. Задание 2-ой группе. Найдите в текстах карточки № 2 эпитеты.
Ночь наступила, и луны
Блуждало блещущее диво.
Былинки были так бледны,
Так колебались боязливо.
В.Набоков
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
(Н.Гоголь.)
(Олицетворения: «наступила», диво «блуждало», былинки колебались», месяц «поднялся» - мефаторизация)
Эпитеты: «блещущее диво», «былинки…бледны»…)
Ученики, знающие, что эпитеты – это художественные определения – прилагательные, затрудняются.)
- Найдите слова другой части речи, позволяющие увидеть предмет или действие необычными, создать образ, картину, фантазию.
( Это слова: «боязливо», «величаво», «весело»)
- Можно ли эти слова отнести к эпитетам?
Социализация.
- Можно ли эти слова отнести к эпитетам? Обсудите с соседом и обоснуйте ответ.
Афиширование.
(В ходе совместного обсуждения ученики решают, что такие наречия можно назвать эпитетами, так как эти слова обладают главным для этого качеством – образностью)
- Да, вы правы. Чаще всего эпитеты выступают в роли образных определений к существительным, но могут относиться и к глаголам, характеризовать, живописно рисовать их действия.
- Посмотрите, в каком значении употреблены эти слова? В прямом или переносном?
(В переносном)
- Значит, создание ярких, образных эпитетов связано с употреблением слов в переносном значении.
Самоконструкция.
- Ночь… Яркая луна на звёздном небе…
Вам не кажется странным, что во все времена поэтов и писателей, художников - не говоря уже о влюбленных - притягивала к себе, как магнитом, Луна? Не факт, что хоть одному из творцов удалось избежать её магического влияния и обойти стороной волшебницу Селену. В греческой мифологии Селена – одно из лунных божеств, известное также под именем Мена.
Слайд №6
- С чем только Луну не сравнивали, какими эпитетами не украшали!
В чём же тайна ее притягательности? Что за связь между Луной и гением, оседлавшим крылатого Пегаса?
Заглянем в мастерскую художников-пейзажистов и попробуем посмотреть на ночное светило их глазами. Ведь все они по-разному воспевают богиню ночи. Может быть, при лунном свете, льющемся с полотен их произведений, нам удастся приоткрыть завесу тайны её обаяния.
(Перед просмотром презентации дать ученикам задание.
Слайд №7
Задание. Ребята, у вас на столе лежат кластеры: 1-ая группа – «Эпитеты», 2-ая – «Олицетворения». Придумайте словосочетания с эпитетами и олицетворениями по теме «Лунная ночь». Смотрим презентацию и начинаем составлять кластеры.)
- Презентация «Лунная ночь в изображении художников-пейзажистов» (заранее подготовленный ученик)
- Не правда ли, потрясающие полотна?! Понравилась презентация? Начали составлять кластеры?
- А сейчас – сюрприз. Я знаю: вы любите мультфильмы. Посмотрите фрагмент мультфильма У. Диснея «Фантазии. Ночь на Лысой горе». (Видео)
Афиширование.
- Я думаю, что у вас много впечатлений и эмоций и вам есть, что сказать.
(Ученики составляют на доске кластеры (1-ая группа – эпитеты, 2-ая группа – олицетворения) и записывают ИВС: волшебная ночь, звёздный дождь, росинки проснулись, ночь зазвенела голосами и т.д.)
- Посмотрите, какое у нас солнышко лучистое! Замечательно потрудились! Молодцы!
Самоконструкция.
- А сейчас пришло ваше время попробовать свои силы в словотворчестве. Посмотрим, чему вы научились у мастеров «царственных слов» и «царственных красок». Итак, после недолгих экскурсий в мастерские поэтов и художников мы – в нашей «Мастерской творческого письма».
Слайд №8
Задание. Используя увиденные, записанные, придуманные вами эпитеты и олицетворения, напишите небольшую творческую работу на тему: «Лунная ночь» (по выбору).
- Составьте синквейн.
- Сочините буриме.
- 3. Напиши стихотворение.
Внимание! Пояснение для тех, кто захочет написать буриме: предложенные рифмы (ударение обозначено большой буквой) вы можете использовать в любом порядке. Способ рифмовки любой: рифма может быть параллельной, перекрёстной, опоясывающей. Вы можете написать одно четверостишие по любым заданным рифмам. Можете – два и три. Всё зависит от Музы, от вашего вдохновения. Заданные рифмы есть у вас на карточках «Задание для буриме» и для удобства – на слайде.
(Заданные рифмы:
- лунА – онА
сАда – клАда
- рекИ – вопрекИ
расстелИла – светИла
- колыбЕли – трЕли
отдыхАла - вздыхАла
(Фоном звучит запись Ф.Шопена «Ноктюрн»)
Афиширование.
- Послушаем, какие картины лунной ночи создали вы, используя средства выразительности.
(Учащиеся представляют свои работы:
- синквейны,
- буриме)
- Сравним ваши буриме с оригиналом. Слайд №9
В золото одетая луна
Проплыла над беседкой сада,
Чудный свет излучала она,
Как россыпь янтарного клада.
Нежно гладила воды реки,
Дорожку на ней расстелила,
Ночки тёмной она вопреки
С небес так ярко светила!
Природа спала в колыбели,
От знойного дня отдыхала...
И, соловья слушая трели,
Одна лишь луна... вздыхала...
(Людмила Адерихина)
Рефлексия.
- Ребята, наша работа в творческой мастерской письма завершается.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? Ответ обоснуйте.
- Сможем ли теперь ответить на проблемный вопрос урока : «Какова роль эпитетов и олицетворений в литературном произведении?
- Что вызвало особый интерес?
- Что показалось трудным?
- Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо работали, поднимите красную полоску, если плохо – синюю.
Моя оценка - …
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? - Почему?
- Спасибо за работу.
Слайд №10
Задание на дом. Напишите сочинение на одну из тем:
- «Ночь волшебных сновидений»;
- «Путешествие ночной искорки» (советую посмотреть мультфильм «Фантазии. Ночь на Лысой горе» полностью);
- «Рисунок на ночном небе»;
- «Цвета и запахи ночи»;
- «Луна задумалась…»
Слайд №11
Карточка № 1
Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребётся о причал.
Н. Рубцов.
Летняя ночь.
От облачка к облачку в небе
Пробегает луна.
(Хокку)
Карточка №2
Задание: найдите эпитеты и олицетворения.
Ночь наступила, и луны
Блуждало блещущее диво.
Былинки были так бледны,
Так колебались боязливо.
В.Набоков
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
(Н.Гоголь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ночь, улица, фонарь, аптека. А.Блок
Видеоклип на стихотворение А.Блока...
Дипломная работа на тему: "Концептосфера ранних произведений Н.В. Гоголя (на материале повестей «Майская ночь, или Утопленница» и «Ночь перед Рождеством»)".
Дипломная работа посвящена анализу индивидуально-авторской концептосферы, основанной на национальном мировидении. Предлагаемое исследование может быть частично использовано на уроках литературы или ко...
Н.Тряпкин. Стихотворение "Днем и ночью, снова днем и ночью..."
Внеклассное чтение...
Сценарий "Белые ночи" (по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи")
Сценарий "Белые ночи" по повести Ф.М. Достоевского....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Конспект занятия по здоровьесбережению: "Кто придумал, будто ночью, темной ночью надо спать..."
Урок в начальной школе. Цель и задачи урока: привлечь внимание детей к величайшему природному дару – сну, выявить причины, ведущие к расстройству здорового сна, учить законам крепкого и спокойно...
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Зако
Урок внеклассного чтения в форме творческого зачёта....