Бессоюзные сложные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Неумывайченко Зоя Николаевна

       Представленный урок относится к типу «закрепление пройденного материала», тема урока «Бессоюзные сложные предложения». Особо затруднительно в данной теме для учащихся это постановка двоеточия и тире, поэтому перед изучением темы целесообразно повторить правила постановки знаков препинания при обращении и обобщающих слов при однородных членах, а также научить ребят выявлять смысловые отношения между предложениями (задание № 7). Специальной тренировки требуют бессоюзные предложения, в которых указывается на быструю смену событий или неожиданный результат; содержание одного предложения противопоставляется другому; содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (задание №8). Тип урока - закрепление пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка 9 класс30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 станицы Роговской муниципального образования Тимашевский район

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Бессоюзные сложные предложения».

                                                                                   Подготовил

учитель русского языка

 и литературы

Зоя Николаевна Неумывайченко

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения.

Цель урока: Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Оборудование: проекторная доска, карточки (кодирование, диалог-оптим).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Диалог-оптим (устная разминка – повторение-отработка определенного правила, например,  чередование гласной в корне слова; участвует каждый ребенок в классе: учитель слово, ученик – орфограмму и объяснение)

  1. Запись в тетрадях: число, тема; оговариваются цели урока.

  1. Кодирование (еще одна работа на повторение, дает быстро проверить знания учащихся по той или иной теме; ребята должны поочередно расставить определенные цифры или буквы;  в данном случае, одну или две Н, затем соединить цифры – учитель говорит какие - линией).
  1. Тополиный
  2. Кожаный                                                                     1           1         2
  3. Карманный
  4. Сонный                                                                        2           2         1
  5. Деревянный
  6. Гостиный                                                                     1           2          2
  7. Серебряный
  8. Искусственный
  9. Тыквенный. (Проверка по слайду)

  1. Устная разминка: продолжить правило:
  • В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания…
  • Запятая ставится между независимыми предложениями, если…
  • Точка с запятой ставится тогда, когда…
  • Двоеточие ставится, когда…
  • Тире ставится, когда…

  1. Графический диктант (предложения на проекторной доске):

А) В путь собираешься – разузнай дорогу.

Б) Чуть-чуть внимательнее будь: многое уже не повторится.

В) Я гляжу: на этом свете честный труд не пропадет.

Г) Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.

Д) Хочешь быть счастливым – силы не жалей. (Проверка по слайду).

         7.  Далее выясняем смысловые отношения между предложениями; затем причину заменяем следствием, и наоборот; в предложениях опускаем союз и ставим знак препинания: Светает, так что надо вставать (следствие). – Светает – надо вставать. Надо вставать, потому что светает (причина). Надо вставать: светает.

                  1) Птица жалобно кричит, так как ее гнездо разорено.  

                  2) Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом.

                  3) Вокруг стало светло, потому что зажглись прожектора.

         8. Затем из простых предложений составляем два бессоюзных с двоеточием и тире: Мы решили остаться дома. На улице сильный ветер. – 1) Мы решили остаться дома: на улице сильный ветер. 2) На улице сильный ветер – мы решили остаться дома.

                           А) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

                           Б) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

                           В) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

             9. Работа у доски: определить значение следующих предложений, расставить знаки препинания; где возможно, вставить опущенный союз и определить, как при этом изменится знак:

                         1) Искру туши до пожара беду отводи до удара (посл.)

                         2) Семь раз отмерь один раз отрежь (посл.)

                         3) Сыр выпал с ним была плутовка такова (Крылов)

                         4) Ввысь взлетает сокол жмется уж к земле (М. Г.)

  1. Физминутка.

11.Проверка домашнего задания (нужно было выписать из 11  строфы 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркнуть грамматические основы). ( Проверка по слайду).

12.Записываем домашнее задание в дневники: повторить параграфы 30-33, упр. 281.

             13. Работа над речью: продолжить предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения:

  •              «Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям…»
  •               «Не будь многословен…»
  •              «Твои жесты должны быть скупы, но достаточно выразительны…»

14. Творческий диктант: заменить сложные предложения с придаточными бессоюзными сложными предложениями.

            Нет искусственных морей, которые приносили бы только радости и выгоды. За последние годы мы отказались от строительства некоторых крупных гидростанций, потому что их моря затопили бы ценные земли.

          Земли у нас много, но это вовсе не значит, что ее не надо беречь. С другой стороны, все настойчивей говорят, что и вода тоже огромное богатство. Им нужно умело, по-хозяйски распоряжаться, чтобы извлекать как можно больше пользы, ни капли не расходуя воды зря. (По Г. Кублицкому).

          -- Какую проблему затронул автор?

          -- Определите стиль текста, тип.

          -- Прочитайте, какой текст у вас получился, комментируя знаки препинания.

          -- Найдите в тексте наречия, выпишите их, разберите по составу. (Проверка по слайду)

            -- Выпишите все слова с приставками, объясните правописание приставок.

15.Подводим итоги урока.

16. Оценивание.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...