Бессоюзные сложные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Представленный урок относится к типу «закрепление пройденного материала», тема урока «Бессоюзные сложные предложения». Особо затруднительно в данной теме для учащихся это постановка двоеточия и тире, поэтому перед изучением темы целесообразно повторить правила постановки знаков препинания при обращении и обобщающих слов при однородных членах, а также научить ребят выявлять смысловые отношения между предложениями (задание № 7). Специальной тренировки требуют бессоюзные предложения, в которых указывается на быструю смену событий или неожиданный результат; содержание одного предложения противопоставляется другому; содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (задание №8). Тип урока - закрепление пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка 9 класс | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 21 станицы Роговской муниципального образования Тимашевский район
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Бессоюзные сложные предложения».
Подготовил
учитель русского языка
и литературы
Зоя Николаевна Неумывайченко
Тема урока: Бессоюзные сложные предложения.
Цель урока: Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Оборудование: проекторная доска, карточки (кодирование, диалог-оптим).
Ход урока.
- Оргмомент.
- Диалог-оптим (устная разминка – повторение-отработка определенного правила, например, чередование гласной в корне слова; участвует каждый ребенок в классе: учитель слово, ученик – орфограмму и объяснение)
- Запись в тетрадях: число, тема; оговариваются цели урока.
- Кодирование (еще одна работа на повторение, дает быстро проверить знания учащихся по той или иной теме; ребята должны поочередно расставить определенные цифры или буквы; в данном случае, одну или две Н, затем соединить цифры – учитель говорит какие - линией).
- Тополиный
- Кожаный 1 1 2
- Карманный
- Сонный 2 2 1
- Деревянный
- Гостиный 1 2 2
- Серебряный
- Искусственный
- Тыквенный. (Проверка по слайду)
- Устная разминка: продолжить правило:
- В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания…
- Запятая ставится между независимыми предложениями, если…
- Точка с запятой ставится тогда, когда…
- Двоеточие ставится, когда…
- Тире ставится, когда…
- Графический диктант (предложения на проекторной доске):
А) В путь собираешься – разузнай дорогу.
Б) Чуть-чуть внимательнее будь: многое уже не повторится.
В) Я гляжу: на этом свете честный труд не пропадет.
Г) Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.
Д) Хочешь быть счастливым – силы не жалей. (Проверка по слайду).
7. Далее выясняем смысловые отношения между предложениями; затем причину заменяем следствием, и наоборот; в предложениях опускаем союз и ставим знак препинания: Светает, так что надо вставать (следствие). – Светает – надо вставать. Надо вставать, потому что светает (причина). Надо вставать: светает.
1) Птица жалобно кричит, так как ее гнездо разорено.
2) Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом.
3) Вокруг стало светло, потому что зажглись прожектора.
8. Затем из простых предложений составляем два бессоюзных с двоеточием и тире: Мы решили остаться дома. На улице сильный ветер. – 1) Мы решили остаться дома: на улице сильный ветер. 2) На улице сильный ветер – мы решили остаться дома.
А) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.
Б) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.
В) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.
9. Работа у доски: определить значение следующих предложений, расставить знаки препинания; где возможно, вставить опущенный союз и определить, как при этом изменится знак:
1) Искру туши до пожара беду отводи до удара (посл.)
2) Семь раз отмерь один раз отрежь (посл.)
3) Сыр выпал с ним была плутовка такова (Крылов)
4) Ввысь взлетает сокол жмется уж к земле (М. Г.)
- Физминутка.
11.Проверка домашнего задания (нужно было выписать из 11 строфы 4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркнуть грамматические основы). ( Проверка по слайду).
12.Записываем домашнее задание в дневники: повторить параграфы 30-33, упр. 281.
13. Работа над речью: продолжить предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения:
- «Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям…»
- «Не будь многословен…»
- «Твои жесты должны быть скупы, но достаточно выразительны…»
14. Творческий диктант: заменить сложные предложения с придаточными бессоюзными сложными предложениями.
Нет искусственных морей, которые приносили бы только радости и выгоды. За последние годы мы отказались от строительства некоторых крупных гидростанций, потому что их моря затопили бы ценные земли.
Земли у нас много, но это вовсе не значит, что ее не надо беречь. С другой стороны, все настойчивей говорят, что и вода тоже огромное богатство. Им нужно умело, по-хозяйски распоряжаться, чтобы извлекать как можно больше пользы, ни капли не расходуя воды зря. (По Г. Кублицкому).
-- Какую проблему затронул автор?
-- Определите стиль текста, тип.
-- Прочитайте, какой текст у вас получился, комментируя знаки препинания.
-- Найдите в тексте наречия, выпишите их, разберите по составу. (Проверка по слайду)
-- Выпишите все слова с приставками, объясните правописание приставок.
15.Подводим итоги урока.
16. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...