Разработка урока по русскому языку. Речеведческий анализ текста.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Урок по русскому языку для 11 класса на тему Речеведческий анализ текса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1
Речеведческий анализ текста. (11 кл.)
Цели;
Образовательная: формировать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, совершенствовать умения анализировать текст через понятие тип, стиль, тема, основанная мысль, сформировать умение отбирать языковые средства в соответствии с основной мыслью высказывания, актуализация знания об особенностях образной и ритмической организации стихотворений в прозе, проверить умение давать синтаксический анализ предложений.
Развивающая: Развивать аналитическое наблюдение над готовым текстом, развивать понимание связей и взаимо связей, лежащих в основе языковой системы; совершенствовать умения выявлять способы выражения авторской позиции в тексте.
Воспитательная: помочь увидеть связь языка и культуры, соотнести свое представление об уникальности родного языка с мнением воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру умcтвенного труда.
Тип урока: интегрированный
Метод обучения: исследовательский.
Оборудование: тексты «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева», портрет И.С. Тургенева, тетрадь – помощник.
Ход урока:
I.Оргмомент. Минутка приятных воспоминаний.
II.Актуализация знаний, необходимых для речеведческого анализа текста.
- Вспомните изобразительно-выразительные средства. (метафоры, олицетворения, метонимия). Обратитесь к тетрадям-помощникам. Знакомство с планом речеведческого анализа текста. .
III. Средства ритмической организации прозаического текста «Стихотворение в прозе».
Выступление ученика «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева: история создания, философская направленность».
Знакомство с памяткой «Средства ритмической организации прозаического текста.
Русский язык.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
|
|
IV. Работа с текстом.
Выразительное чтение текста.
- Назовите основную мысль текста.
- К какому разряду лирики можно отнести этот текст?...(любовная, пейзажная, философская, гражданская)
- Как можно определить настроение, общую тональность текста?
- Каким автор изображает русский язык?
- Каково отношение автора к изображаемому?
- Какие средства выразительности использует автор и какова функция этих средств;
Средства выразительности | примеры | вывод |
Метафора- | Надежда и опора. | Выражает свое глубокое личное отношение к родному языку. |
Эпитеты | Тягостные раздумья Великий, могучий, правдивый, свободный язык. Правдивый, свободный. | Выполняет характерологическую функцию, обозначают признаки описываемого. Метонимический перенос не сам язык обладает такими свойствами, а тексты, которые на нем создаются. |
Лексические повторы | Язык (3раза) Великий (2раза) Во дни (2раза) | Обеспечивает тематическое единство текста, средство межфразовой связи. Определяет ритмы. организации тексты |
- Проведем стилистический эксперимент:
- Перестройте первое предложение, исключив повтор: В дни сомнений и тягостных раздумий…
- Что изменилось? (Меняется ритмический рисунок, убыстряется темп чтения, уменьшается количество пауз.)
- Вывод? (данный повтор определяет ритмическую организацию текста. Следовательно, анафорические повторы служат средством ритмизации прозы.
- В тексте есть лексические единицы, несущие особую эмоциональную нагрузку: слова отчаяние и совершается.
- Выясните их семантические свойства. Поможет в этом «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.
Отчаяние – « состояние крайней безнадежности»
Совершается. ( совершится)- произойти, осуществиться.
- Подберите синонимы, уместные в подобном контексте. (Происходит, делается, творится.)
- Если глагол совершается заменили на любой синоним, изменится ли что-нибудь в тексте? (замена повлияет и на риторику (совершается обладает книжной стилистической окраской, придает речи строгость и торжественности), и на интонацию предложения, так как сократится количество слогов).
Анализ синтаксиса и пунктуации.
- Назовите синтаксические средства выразительности. (Риторическое восклицание -1 и 3-е предложение) Риторический вопрос – 2-е предложение риторическое обращение (обращение к условному адресату.)
Частица О придает в риторическом обращении особую торжественность.
- Обратите внимание на однородный ряд элементов, включенный в риторическое обращение (великий, могучий, правдивый, и свободный)
Такой ряд является дополнительным средством риторической организации текста.
- Запишите второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома.
Это сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.
- трансформируем это предложение в придаточное:
Если бы не было тебя, как не впасть в отчаяние…
- Что изменилось?
(конструкция с бессоюзной связью более лаконична и эмоциональна) – здесь важен и знак препинания (тире), что обозначает более длительную паузу, которая делается после короткой фразы. Не будь тебя.
Этот (первоначальный) способ выражения влияет на ритмический рисунок и эмоциональную окраску текста.
- Спишите первое предложение. Определите синтаксические функции членов предложения.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
- Объясните постановку знаков препинания. Авторская пунктуация.
Тургенев обособил обстоятельство, стоящее в самом начале предложения. По правилам русского языка этого не должно быть так.
- Почему Тургенев нарушает правило? (обращение к правилу об авторской пунктуации: Авторская пунктуация- это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора или использованные им в каком либо произведении с целью создания экспрессивности текста, выражения эмоционально- экспрессивного настроя самого автора, создания особой ритмики произведения и т.д.)
(для удлинения паузы применяются авторские знаки препинания)
Запятая и тире делят предложение на две части, противопоставленные друг другу по эмоциональной окраске. Интонация меняется: от первой части к третьей чувствуется постепенное усиление эмоционального накала.
- Прочитайте последнее предложение.
Концовка часто является наиболее эмоционально-насыщенным фрагментом, в ней может быть выражена ключевая идея произведения.
Составим логическую схему текста.
Автор наблюдает то, что происходит на его родине. |
Автор размышляет о дальнейшей судьбе отечества |
Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями (так как он видит, что страна идет неверным путем). |
Но поддержкой и опорой ему служит родной язык |
Русский язык – великий, могучий, правдивый и свободный. |
ИДЕЯ |
Последняя фраза стихотворения вносит в текст полемичность и выражает собственную, глубоко обоснованную позицию автора.
- Почему для Тургенева свойства языка являются аргументом в споре о судьбе народа?
- Какую связь между этими двумя явлениями видит писатель.
В помощь к ответам можно прочитать высказывание И.И. Срезневского:
Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. <…> Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельность управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в языке его. (1849г).
Исходя из услышанного высказывания , можно заполнить последнюю схему:
Народ, который создает такой язык, обладает истинным величием, и его ждет великое будущее. |
IV. Итоги урока.
-Что нового увидели в стихотворении «Русский язык».
- Как изменилось ваше восприятие данного текста?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....
Открытый урок по русскому языку. Комплексный анализ текста.
Урок по литературе в 7 классе. Метод технологии развития критического мышления. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ. 15.1. Учитель: Шапинская И. А...
Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс
Цели: воспитывать интерес к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...
Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе
Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к ...