Разработка урока по русскому языку. Речеведческий анализ текста.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Краснова Ирина Николаевна

Урок по русскому языку для 11 класса на тему Речеведческий анализ текса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Урок №1

                                          Речеведческий анализ текста. (11 кл.)

Цели;

Образовательная: формировать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, совершенствовать умения анализировать текст через понятие тип, стиль, тема, основанная мысль, сформировать умение отбирать языковые  средства в соответствии с основной мыслью высказывания, актуализация знания об особенностях образной и ритмической организации стихотворений в прозе, проверить умение давать синтаксический анализ предложений.

Развивающая: Развивать аналитическое наблюдение над готовым текстом, развивать понимание связей и взаимо связей, лежащих в основе языковой системы; совершенствовать умения выявлять способы выражения авторской позиции в тексте.

Воспитательная: помочь увидеть связь языка и культуры, соотнести свое представление об уникальности родного языка с мнением воспитывать уважительное отношение к родному языку, воспитывать культуру умcтвенного труда.

Тип урока: интегрированный

Метод обучения: исследовательский.

Оборудование: тексты «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева», портрет И.С. Тургенева, тетрадь – помощник.

                                       Ход урока:

I.Оргмомент. Минутка приятных воспоминаний.

II.Актуализация знаний, необходимых для речеведческого анализа текста.

- Вспомните изобразительно-выразительные средства. (метафоры, олицетворения, метонимия). Обратитесь к тетрадям-помощникам. Знакомство с планом речеведческого анализа текста. .

III. Средства ритмической организации прозаического текста «Стихотворение в прозе».

Выступление ученика «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева: история создания, философская направленность».

Знакомство с памяткой «Средства ритмической  организации прозаического текста.

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

  • Синтаксический параллелизм;
  • Предложения с однородными членами
  • Сложносочиненные и бессоюзные предложение с частями, имеющими параллельное строение;
  • Сложноподчиненные предложения с однородными придаточными;
  • Лексические повторы;
  • Анафора (единоначатие);
  • Повторяющиеся союзы;
  • Звуковые повторы;
  • Выравнивание количество слов, слогов или ударений;
  • Общая эмоциональность текста, проявляющаяся в риторических вопросах и восклицаниях.

IV. Работа с текстом.

Выразительное чтение текста.

- Назовите основную мысль текста.

- К какому разряду лирики можно отнести этот текст?...(любовная, пейзажная, философская, гражданская)

- Как можно определить настроение, общую тональность текста?

- Каким автор изображает  русский язык?

- Каково отношение автора к изображаемому?

- Какие средства выразительности использует автор и какова функция этих средств;

Средства выразительности

примеры

вывод

Метафора-

Надежда и опора.

Выражает свое глубокое личное  отношение к родному языку.

Эпитеты

Тягостные раздумья

Великий, могучий, правдивый, свободный язык. Правдивый, свободный.

Выполняет характерологическую функцию, обозначают признаки описываемого.

Метонимический перенос не сам язык обладает такими свойствами, а тексты, которые на нем создаются.

Лексические повторы

Язык (3раза)

Великий (2раза)

Во дни (2раза)

Обеспечивает тематическое единство текста, средство межфразовой связи. Определяет ритмы.

организации тексты

- Проведем стилистический эксперимент:

- Перестройте первое предложение, исключив повтор: В дни сомнений и тягостных раздумий…

- Что изменилось? (Меняется ритмический рисунок, убыстряется темп чтения, уменьшается количество пауз.)

- Вывод? (данный повтор определяет ритмическую организацию текста. Следовательно, анафорические повторы служат средством ритмизации прозы.

- В тексте есть лексические единицы, несущие особую эмоциональную нагрузку: слова отчаяние и совершается.

- Выясните их семантические свойства. Поможет в этом «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Отчаяние – « состояние крайней безнадежности»

Совершается. ( совершится)- произойти, осуществиться.

- Подберите синонимы, уместные в подобном контексте. (Происходит, делается, творится.)

- Если глагол совершается заменили на любой синоним, изменится ли что-нибудь в тексте? (замена повлияет и на риторику (совершается обладает книжной стилистической окраской, придает речи строгость и торжественности), и на интонацию предложения, так как сократится количество слогов).

Анализ синтаксиса и пунктуации.

- Назовите синтаксические средства выразительности. (Риторическое восклицание -1 и 3-е предложение) Риторический вопрос – 2-е предложение риторическое обращение  (обращение к условному адресату.)

Частица О придает в риторическом обращении особую торжественность.

- Обратите внимание на однородный ряд элементов, включенный в риторическое обращение (великий, могучий, правдивый, и свободный)

Такой ряд является дополнительным средством риторической организации текста.

- Запишите второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

 Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома.

Это сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью.

- трансформируем это предложение в придаточное:

Если бы не было тебя, как не впасть в отчаяние…

- Что изменилось?

(конструкция с бессоюзной связью более лаконична и эмоциональна) – здесь важен и знак препинания (тире), что обозначает более длительную паузу, которая делается после короткой фразы. Не будь тебя.

Этот (первоначальный) способ выражения влияет на ритмический рисунок и эмоциональную окраску текста.

- Спишите первое предложение. Определите синтаксические функции членов предложения.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

  - Объясните постановку знаков препинания. Авторская пунктуация.

Тургенев обособил обстоятельство, стоящее в самом начале предложения. По правилам русского языка этого не должно быть так.

- Почему Тургенев нарушает правило? (обращение к правилу об авторской пунктуации: Авторская пунктуация- это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора  или использованные им в каком либо произведении с целью создания экспрессивности текста, выражения эмоционально- экспрессивного настроя самого автора, создания особой ритмики произведения и т.д.)

(для удлинения паузы применяются авторские знаки препинания)

 Запятая и тире делят предложение на две части, противопоставленные друг другу по эмоциональной окраске. Интонация меняется: от первой части к третьей чувствуется постепенное усиление эмоционального накала.

- Прочитайте последнее предложение.

Концовка часто является наиболее эмоционально-насыщенным фрагментом, в ней может быть выражена ключевая идея произведения.

Составим логическую схему текста.

Автор наблюдает то, что происходит на его родине.

Автор размышляет о дальнейшей судьбе отечества

Эти размышления тяжки, сопровождаются сомнениями (так как он видит, что страна идет неверным путем).

Но поддержкой и опорой ему служит родной язык

Русский язык – великий, могучий, правдивый и свободный.

                                          ИДЕЯ

Последняя фраза стихотворения вносит в текст полемичность и выражает собственную, глубоко обоснованную позицию автора.

- Почему для Тургенева свойства языка являются аргументом в споре о судьбе народа?

- Какую связь между этими двумя явлениями видит писатель.

В помощь к ответам можно прочитать высказывание И.И. Срезневского:

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. <…>  Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельность управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в языке его.  (1849г).

  Исходя из услышанного высказывания , можно заполнить последнюю  схему:

Народ, который создает такой язык, обладает истинным величием, и его ждет великое будущее.

IV. Итоги урока.

-Что нового увидели в стихотворении «Русский язык».

- Как изменилось ваше восприятие данного текста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....

Открытый урок по русскому языку. Комплексный анализ текста.

Урок по литературе в 7 классе. Метод технологии развития критического мышления. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ. 15.1. Учитель: Шапинская И. А...

Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс

                Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...

Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе

Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к ...