Открытый урок по русскому языку. Комплексный анализ текста.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по литературе в 7 классе. Метод технологии развития критического мышления. Урок готовит учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. ОГЭ. 15.1
. Учитель: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_doska.pptx | 999 КБ |
urok_kompleksnogo_analiza_teksta_-_kopiya.doc | 96.5 КБ |
rabochie_listy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - писал К. Г. Паустовский. 2
(1) Начинает смеркаться. (2) Нельзя н… заметить, что солнце утомле…ое дневным трудом опускаетсяᵌ за лес. (3) Оно бросает несколько чуть…чуть тёплых лучей прорезывающих огне…ой полосой весь лес обливая золотом верхушки сосен. (4) Всё смолкло. (5)Н… пения птиц н… шороха деревьев. (6) Река то…же присмирелаᵌ и стала неподвижной. (7) Сколько бы раз н… проходил я по берегу, н… раздавалось н… звука. (8) Запахло сыростью. (9) Становилось всё темнее. (10)В лесу стало страшно. (11) Кто…то вдруг заскрипит, точно какое…то чудовище: «Скр-р-р!» (12) Это сухой сучок слома…ый ветром хрустит под ногой. (13) Наступили минуты всеобщей торжестве…ой тишины природы. (14) Как прекрасен вечерний лес! (По И.А. Гончарову) 3 Задание 1. Восстановить написание текста
4 1) Мы н… могли н… посетить музей. 2) Н… красоты, н… обаяния у этого человека. 3) Она н… дала мне н… рублика. 4) Как я н… старался, все же ошибся. Задание 2. Орфографическая разминка
5
6
7 Грамматика Лексика употребление слов в прямом или переносном значении, использование тропов (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение…) и т.д. … МОРФОЛОГИЯ: части речи, грамматические формы слов… СИНТАКСИС: стилистические фигуры (инверсия, градация, антитеза…), разнообразные синтаксические конструкции … Средства выразительности
8 Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, прорезывающих огненной полосой весь лес, обливая золотом верхушки сосен. Задание 5. Синтаксический разбор
9 И. Левитан. Туман над водой. 1890-ые
10 Сергей Басов. Родные просторы.
11 Ромадин. Последний луч. 1945
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - писал К. Г. Паустовский. 12
13 Я согласен(а) с мнением К.Г.Паустовского о том, что ______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ . Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к тексту И.А. Гончарова. Задание 6. Дописать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
14 Во-первых, в предложении № 3 русский писатель употребляет __________________, акцентируя _____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6. Дописать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
15 Во-вторых, в предложениях № 2, 3, и 12 Гончаров использует ____________________ ___________________. Это синтаксическое средство позволяет _____________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ . Задание 6. Дописать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
16 Сергей Басов. Родные просторы. Задание 7. Творческая работа.
17 Домашнее задание: Дописать текст по картине Басова в рабочих листах. Выделить орфограммы.
Предварительный просмотр:
Дата: ____
Тема: Комплексный анализ текста. СЛАЙД № 1.
ЦЕЛИ: говорят дети…
- Как вы понимаете, что такое комплексный анализ текста?
Анализ текста на всех языковых уровнях: орфографическом, морфологическом, лексическом…. Все эти средства работают на раскрытие художественной идеи, на то, чтобы мы поняли переживания автора и ту проблему, о которой он говорит в своем произведении.
Цели учитель: сегодня мы выполним комплексный анализ текста. Анализ текста включает в себя как наблюдения за художественным своеобразием текста, так и за его морфологическими и синтаксическими особенностями. Попробуем доказать на примере данного для анализа текста высказывание о русском языке К. Г. Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». СЛАЙД № 2 . И если высказывание Паустовского окажется верным, то и мы попытаемся создать свои тексты, используя разные возможности русского языка.
- Как вы понимаете это высказывание писателя Паустовского?
Человек с помощью средств русского языка может обозначить любое явление, которое встречается в жизни, а также выразить самые разные мысли, чувства, эмоции…
- Итак, перед вами рабочие листы, в которых вы сегодня работаете. Чтобы доказать, что перед нами текст, с чего нам надо начать работу? Задание №1 без формулировки задания. Что мешает нам выразительно прочитать текст?
Восстановим его написание.
- Задание № 1: восстановить написание текста. СЛАЙД № 3 У доски!!!
(1)Начинает смеркаться. (2)Нельзя н… заметить, что солнце утомле…ое дневным трудом опускаетсяᵌ за лес. (3)Оно бросает несколько чуть…чуть тёплых лучей прорезывающих огне…ой полосой весь лес обливая золотом верхушки сосен.
(4)Всё смолкло. (5)Н… пения птиц н… шороха деревьев. (6)Река то…же присмирелаᵌ и стала неподвижной. (7)Сколько бы раз н… проходил я по берегу, н… раздавалось н… звука.
(8)Запахло сыростью. (9)Становилось всё темнее. (10)В лесу стало страшно. (11)Кто…то вдруг заскрипит, точно какое…то чудовище: «Скр-р-р!» (12)Это сухой сучок слома…ый ветром хрустит под ногой.
(13)Наступили минуты всеобщей торжестве…ой тишины природы. (14)Как прекрасен вечерний лес!
(По И.А. Гончарову)
- Какие орфограммы, изученные нами не так давно, встретились и показались трудными? Какие орфограммы, изученные в 6 классе, тоже являются для нас трудными?
Правописание частиц НЕ и НИ, правописание Н и НН в разных частях речи (особенно в причастиях).
- Задание № 2: отработаем эти орфограммы еще раз СЛАЙД № 4 У ДОСКИ!!!
1) Н…… где н…… напечата…ая новость.
2) Новость н……где н……напечата…а.
3) Некоше…ый луг. Коше…ый работником луг. Скоше…ый луг.
4) Мы н… могли н… посетить музей.
5) Н… красоты, н… обаяния у этого человека.
6) Она н… дала мне н… рублика.
7) Как я н… старался, все же ошибся.
- Задание № 3: Теперь нам ничего не мешает выразительно прочитать текст и озаглавить его (т.е. определить его тему)
Вечерний лес… (запись в рабочих листах!!!)
- Что такое текст?
Предложения, связанные по смыслу и грамматически. Смысл – тема, заглавие. Грамматическая связь осуществляется с помощью лексического повтора, контекстных синонимов…, местоимений...
- Докажите, что перед вами текст. Для этого обратимся к СЛАЙДУ № 5 : какие признаки текста выделяются?
(Возможность заглавия, делимость, наличие темы, идеи)
- Имеет ли текст смысловую целостность? Как вы думаете, чем это достигается?
(Смысловая целостность достигается тем, что все предложения связаны между собой одной темой).
- Определите стиль речи и тип речи данного текста
Описание с элементами повествования, рассуждения…
Художественный стиль, т.к. есть выразительные средства…
- Задание : Какие художественные образы вы увидели в этом тексте? С помощью каких выразительных средств автор их создает?
Летний вечер: сравнение, метафора, олицетворение,…
- Задание : Все средства, которые вы описали относятся к какому разделу лингвистики? СЛАЙД № 6-7
Лексики, так как основаны на переносном значении слова…
- А какие морфологические средства могут помочь автору создать художественный образ, акцентировать на чем-то внимание?
Части речи
- Какую картину изображает автор текста Гончаров: статичную (застывшую) или динамичную (постоянно меняющуюся)? Какая часть речи помогает автору?
Глаголы
- Перечислим глаголы в тексте. На какой морфологический признак глагола обратим внимание?
ВРЕМЯ… Снач. в наст. врем., затем в прош. врем. Глаголы, употребленные в прошедшем и настоящем времени, т.к. автор хочет показать меняющуюся картину природы… Эффект изменчивости достигается при помощи глаголов.
- Задание № 4 : произведем морфологический разбор глаголов настоящего времени (1 вариант) и прошедшего времени (2 вариант). НА ДОСКЕ!!!
- Какие части речи еще помогают автору создать образ летнего вечера:
- например, акцентировать внимание читателя на эмоциональном состоянии лирического героя или героя-рассказчика?
ЧАСТИЦА в предложении 14… Еще примеры: двойного отрицания, усиления отрицания…усиление в придаточной части СП…
- Как вы думаете? Какое грамматическое синтаксическое средство помогает автору в создании образа летнего вечера?
- Предложения…
- Каких предложений по структуре больше в тексте?
- Простых, осложненных. В основном используются простые предложения. Автор торопится за изменениями природы. Ему некогда употреблять длинные предложения. А причастные обороты, однородные предложения уточняют пейзаж, детализируют описание природы.
- Задание № 5 : докажем, что такие предложения в тексте есть и произведем синтаксический разбор предложения №3 в рабочих листах и один человек У ДОСКИ СЛАЙД № 8 .
-… СВЕРИМ!!!
- Вы увидели как с помощью языка автор может наглядно, достоверно передать изменчивую картину природы.
- А теперь обратимся к картинам русских художников. Посмотрим может ли живопись передать всю красоту и изменчивость природы. СЛАЙДЫ №№ 9-11.
Художник не может изобразить изменения, ему подвластен лишь какой-то один момент. Остальное возможно только при помощи слова. Доказательство тому – наш текст.
- Какова, на ваш взгляд, проблема этого текста?
Природа совершенна, и живёт она своей жизнью, неподвластной человеку. Но мы, к сожалению, часто об этом забываем и пытаемся подчинить её своей воле
- Какова художественная идея? (устно!!!)
Автор пытается убедить читателя в том, что всё в природе гармонично, взаимосвязано. В этом и заключается её прелесть.
ГЛАВНОЕ:
- Итак, только слову подвластно точно описать окружающую действительность. Так прав ли Паустовский, когда записал свое высказывание? СЛАЙД № 12 .
- ООО…ДА…
- Задание № 6 : для ответа на этот вопрос есть специальная форма ответа, которая называется «сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». Давайте попробуем заполнить в задании № 6 специальную форму совместно и посмотрим, что у нас получится. СЛАЙДЫ №№ 13-15.
- …Зачитаем…
доказать мысль автора высказывания и по клише (дописав его) заполнить.
РЕФЛЕКСИЯ: - С какой целью мы выполняли последнее задание, зачем с помощью аргументов из текста Гончарова мы доказывали справедливость высказывания Паустовского.
Чтобы увидеть, как умело использует Гончаров возможности русского языка, чтобы и нам учиться этому искусству.
- СЛАЙДЫ № 16 - Задание № 7: Творческое задание: составить текст по картине, используя средства выразительности… ИЛИ только предложения, используя лексические или грамматические средства русского языка…
- О…
СЛАЙДЫ № 17 - Домашнее задание: дописать, выделить орфограммы…Словарь!!!
http://festival.1september.ru/articles/622934/
Тема: Комплексный анализ текста.
Цель урока: - Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить изученное по теме « Придаточные определительные »;
- развивать навыки анализа и общения, творческие способности учащихся;
- воспитывать патриотические чувства и эстетический вкус учащихся.
Наглядность: портрет И.А. Бунина, высказывание А. Блока о Бунине, репродукции картин русских художников, план КАТ, толковый словарь, распечатки текстов.
Методы и приёмы: Слово учителя, выразительное чтение, беседа, анализ текста.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
- Тема нашего урока – комплексный анализ текста.
- Сегодня мы будем анализировать художественный фрагмент И.А.Бунина, на основе которого разберём особенности строения текста, его лексику, орфографию и синтаксис.
- Запишите в своих тетрадях число, классная работа, комплексный анализ текста.
- Ребята, с Буниным-поэтом, с Буниным- прозаиком вы встречались раньше. Давайте вспомним, какие его произведения вы изучали?
( В 5 классе – стих-я . В 7 классе – « Лапти », « Цифры ».)
Каждый рассказ и каждое стихотворение замечательного писателя подобно магниту, притягивает силой и живописностью слова.
2.Слово учителя о писателе (авторе текста).
- Ребята, вы знаете, что Бунин - почти наш земляк. Он родился в Воронеже, где прошло его детство и юность.
Оглядываясь на прожитое, уже в: Париже он написал: « Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них … Зимой – безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов… и вечная тишина этих полей, их загадочное молчание…» это место навсегда сохранило очарование у впечатлительного Бунина.
Бунин – мастер русского пейзажа. Он понимал, что значит в жизни людей Природа, что это не лирические « отступления », а сама жизнь. Сам он природу, по собственному признанию, воспринимал чутко, как « зверь »:
« Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обонял запах ландыша или старой книги…». Потом это на всю жизнь останется для него образом Родины.
Как сказал А.Блок: « Так жить и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет…».
И действительно, его произведения с описанием природы - поток впечатлений, чувств, настроений. У него всегда: рассказ – наблюдение, рассказ – впечатление. В этом вы сможете убедиться, прочитав его текст.
Перед вами картины русских художников: Саврасова, Левитана, Васильева, Яценко, - хорошо знакомые пейзажи. Они помогут вам лучше понять и представить ту красоту русской природы, которую описываем в своём тексте И.В.Бунин.
3.Анализ текста.
- Итак, давайте вместе прочитаем текст. Сначала прочитаем глазами, про себе. И подумаем, какое настроение надо передать при чтении текста Бунина.
- Прочитали. А теперь послушаем выразительное чтение текста, которое.
Как будем читать? С каким настроением? С грустным. Вдумайтесь в его содержание. Выразительное чтение.…Спасибо!
- О чём этот текст, то есть какова его тема? (тема – вечер в поле).
- В чём заключается главная мысль текста Бунина? ( Главная мысль – ощущения грусти, печали от того, что наступают сумерки, красота вечера меркнет).
- Как озаглавим текст?
( Печальная картина; Красота русского вечера; Вечер в поле; Вечер; Печальная красота).
- Запишите те заголовки, которые вам ближе.
- Следующая наша задача: определить, сколько смысловых частей , то есть микротем, в тексте?
(Четыре.)
- Итак, работая в парах, озаглавьте эти микротемы, то есть составим план из названных предложений.
- О чём говорится в 1- ой микротеме? Назовите ключевые слова?...
План (Записывают в тетрадь)
- Вечер в поле.
- Меркнущий блеск вечера.
- Сумрак летней ночи.
- Печальная картина.
- А теперь подумаем над вопросом: к какому типу речи относится данный текст?
( Описание, т.к. цель автора текста описать грусть уходящего летнего вечера).
- К какому, на ваш взгляд, стилю речи относится этот текст?
( Данный отрывок – это текст художественного стиля).
- Укажите особенности ( признаки) этого стиля, которые вы видите в тексте?
( Мы видим, что слово в буниском тексте не только несёт определённое сообщение, но также служит цели эстетического воздействия на нас читателей при помощи художественных образов.
Бунин – художник рисует тонкую картину природы наступления вечера, как воспринимает это явление человек.
Бунинская картина живописна, поэтому речь образная, эмоциональная. В ней используется конкретная лексика: вечер, поля, сумрак ночи, лозняки…
Средства художественной выразительности разнообразны. Это метафоры: блеск вечера, голова месяца, архипелаг облаков, черта земли.
Это олицетворяя: вечер встречает, засинели поля, уходит солнце, сумрак падает…это эпитеты: печальна картина, бледный месяц, мёртвая тишина, старая дорога.
Это сравнения: сумрак, точно кто сеет; холодно, как в погребе, солнце-шар.)
- Почему в тексте так много глаголов настоящего и прошедшего времени?
Как это связанно с содержанием текста, его стилем?
( Особую роль выполняют глаголы настоящего времени: встречает, падает, пахнет и др. Они позволяют передать динамику происходящих в природе изменений).
- Обратимся к ещё одной особенности этого текста – лексике.
В данном отрывке вам встретились непонятные слова – это архипелаг, сегмент.
- Давайте обратимся к толковому словарю и объясним лексическое значение этих слов с помощью словарных статей.
Архипелаг – группа близко расположенных друг к другу морских островов.
Сегмент – часть шара, отделённая секущей плоскостью.
- Сколько значений имеет слово сегмент? В каком значении оно употребляется в нашем тексте?
- Запишите толкование этих слов.
- Ребята, посмотрите ещё раз в текст. Всё ли вам в нём понятно? (Меланхолично засинели)
Подберём к слову меланхолично синонимы грустно, печально, тоскливо, мрачно.
Запишем их.
Придорожные лозняки (ивовые кустарники), старорусское что-то старинное, из прежних веков.
-Толкование этих слов помогут вам лучше понять содержание данного текста.
-Ребята, как вы уже, наверное, заметили, орфография нашего текста богата и разнообразна. Но мы рассмотрим только орфограмму – дефисное написание слов разных частей речи.
- Найдите и назовите в тексте такие слова: далеко-далеко, мутно-малиновый, откуда-то.
- Почему именно эти слова? Да потому что я заметила, что это орфограмма вызывает у вас затруднение.
Составьте таблицу дефисных написаний, используя эти примеры.
Далеко-далеко, мутно-малиновый (цвет), откуда-то.
…. с заданием справились. Будем надеяться, что впредь вы не будите допускать ошибок в словах с орфограммой дефисное написание.
- Посмотрите ещё раз на бунинский текст и скажите, какие предложения вы встретили?
( Безличные, ССП, СПП, ПРс одн чл.)
- Какова роль восклицательных предложений в последнем абзаце?
(Они передают состояние настроения души автора).
- Благодаря этим предложениям прозаический текст И.А.Бунина приобретает определённый ритм, это способствует созданию художественного образа.
- Повторим синтаксис.
Задание: Выпишите из текста СС, помогающие представить описание природы, опираясь на образец разбора СС.
(Встречавший в поле (упр.))
( гл.+сущ. В П.п. с предл.)…….
- Каждый пример записываем на доске.
- Следующие задание, также требует вашего внимания и знаний.
- Найдите предложение, соответствующее схеме.
, К-Х
- Пользуясь этим примером, расскажите о придаточных определительных?
(Теория.)
Выполните синтаксический разбор этого предложения. Продолжаем работу по синтаксису.
Замените в 3 абзаце во 2 предложении причастный оборот придаточным предложением. Определите вид придаточного. Подчеркните грамматическую основу предложения и укажите какими частями речи она выражена.
Задание каждому ряду.
- Объясните пунктограмму в 1 предложении? Начертите его схему. Объясните пунктограмму в 1 предложении, 2 абзаца?
Объясните пунктограмму предпоследнего предложения в 3 абзаце?
Вывод: Заметили, что синтаксис делает нашу речь более выразительной и богатой.
Итог урока.
Вся работа с текстом помогла нам понять мастерство художника слова, создавшего своеобразную картину вечера в русском поле, наполненную грусти.
В чём заключается это мастерство?
( Автор использует богатую лексику, разнообразные синтаксические конструкции, с помощью которых передает состояние природы и души человека. Текст богат словесными средствами.)
Автор – тонкий художник, который умеет уловить минутное состояние воздействия природы на душу. У Бунина – человек слит с природой, является его частью.
Но на этом наша встреча с Буниным не закончилась, мы с ним ещё встретимся в 9 классе.
Домашнее задание. Выставление оценок.
- Дома я предлагаю вам написать сочинение – описание по картине Крымова «Зимний вечер» и хотелось бы, чтобы лексика и синтаксис вашей работы были такими же богатыми и разнообразными, как у Бунина.
- Найти и выписать описание природы в произведениях русских писателей.
Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки. Невозможно не узнать половодье.
Солнце греет по-летнему, травка чуть-чуть зеленеет.
Птицы, возвратившиеся издалека, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали их пухом и шерсткой. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту требовательный писк.
В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками.
У самой дороги – муравьиная куча, которая приютила тысячи маленьких тружеников.
Как много нового в полях и садах! Когда земля слегка просохнет, пойдут тракторы, потащат за собой бороны, которые расчесывают землю, чтобы посевам было легче расти.
В саду у груш, вишен, яблонь, крыжовника подрезают поломанные сучочки. А недавно посаженное деревце потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Приходится охранять сад и от непрошеных гостей: гусениц, плодожорки, майских жуков, таких безобидных на вид.
Притча о цветке.
1) Расцвел удивительной красоты цветок, и все,кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. 2) Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: 3) "Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. 4) Вы не отдали дань земле,которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. 5) Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. 6) Не отнеслись с благодарностью к солнцу,тепло и свет которого были чудотворны. 7) И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее". 8)Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.9) За именем великим нужно уметь разглядеть тех,кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.
О.М. Безымянекая, С.А. Лукьянов
1. Какова основная мысль текста?
а) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.
б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.
в) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому
г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.
2. Каковы тип и стиль речи текста?
а) Художественный, описание.
б) Публицистический, рассуждение.
в) Публицистический, повествование с элементами рассуждения.
г) Художественный, повествование.
3. Что собой представляет последнее предложение текста?
а) Тезис;
б) вывод;
в) мораль.
4. В каком предложении заключена основная мысль текста?
а) "Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного".
б) "Преклоняться нужно не перед моей красотой,а перед живительной силой тех, кто породил ее".
в) "За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы".
5. Какие средства выразительности использованы в тексте?
а) Эпитеты и гиперболы;
б) метафора и эпитеты;
в) эпитеты, олицетворение, перифраза;
г) инверсия, эпитеты.
6. Укажите номера предложений, в которых есть все служебные части речи.
А) 1,2,3
Б) 4,5,6
В) 7,8,9
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Дата ________ Класс ________ ФИ ______________________________________________________
Комплексный анализ текста
Задание 1. Выполните в рабочих листах.
(1)Начинает смеркаться. (2)Нельзя н… заметить, что солнце утомле…ое дневным трудом опускаетсяᵌ за лес. (3)Оно бросает несколько чуть…чуть тёплых лучей прорезывающих огне…ой полосой весь лес обливая золотом верхушки сосен.
(4)Всё смолкло. (5)Н… пения птиц н… шороха деревьев. (6)Река то…же присмирелаᵌ и стала неподвижной. (7)Сколько бы раз н… проходил я по берегу, н… раздавалось н… звука.
(8)Запахло сыростью. (9)Становилось всё темнее. (10)В лесу стало страшно. (11)Кто…то вдруг заскрипит, точно какое…то чудовище: «Скр-р-р!» (12)Это сухой сучок слома…ый ветром хрустит под ногой.
(13)Наступили минуты всеобщей торжестве…ой тишины природы. (14)Как прекрасен вечерний лес!
(По И.А. Гончарову. Русский писатель)
Задание 2. Орфографическая разминка. Выполните в рабочих листах.
1) Мы н… могли н… посетить музей.
2) Н… красоты, н… обаяния у этого человека.
3) Она н… дала мне н… рублика.
4) Как я н… старался, все же ошибся.
Задание 3. Прочитайте текст выразительно. Озаглавьте: _____________________________________
Определите стиль речи и тип речи данного текста: ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 4. Произведите морфологический разбор глаголов наст. врем. (1 вар.) и прош. врем (2 вар.) ____________________________________________________________________
I.____________________________________________________________________
II. Н.ф.:______________________________________________________________
ПП:_________________________________________________________________
НП:_________________________________________________________________
III.__________________________________________________________________
Задание 5. Произведите синтаксический разбор предложения № 3.
Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, прорезывающих огненной полосой весь лес, обливая золотом верхушки сосен. _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Дописать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Я согласен(а) с мнением К.Г.Паустовского о том, что _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ . Чтобы доказать эту точку зрения, обратимся к тексту И.А. Гончарова.
Во-первых, в предложении № 3 русский писатель употребляет ____________________, акцентируя _______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Во-вторых, в предложениях № 2 , 3 и 12 Гончаров использует _______________________________
_____________________. Это синтаксическое средство позволяет_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Таким образом, высказывание К. Г. Паустовского представляется вполне справедливым.
Задание 7. Творческая работа (1-12 предложений). Описать картину Сергея Басова «Родные просторы», используя разнообразные языковые средства.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»
В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...
Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс
В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....
Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс
Цели: воспитывать интерес к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...
Открытый урок по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 8 классе
Урок в формате комплексного анализа текста даёт возможность на примере одного текста отработать материал из разных разделов языкознания, ненавязчиво ввести в число заданий актуальные для подготовки к ...