Причастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок рассчитан на класс со слабой подготовкой с целью привлечения к заданиям всех обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie_kak_chast_rechi.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Причастие как часть речи"
Цели урока:
- Знакомство с грамматическими признаками, суффиксами причастия
- Обучение навыку нахождения причастий в речи, умению отличать их от других частей речи
- Воспитание интереса к русскому языку
Ход урока
I. Введение в тему урока.
(Учитель не называет тему урока, а помогает детям самим определить, о чем пойдет речь)
Образуйте прилагательные от следующих слов и выделите те морфемы, с помощью которых они образованы. Запишите с ними словосочетания.
Дерево, утка, спина (спинной мозг), стол (столовые приборы),тень (теневой театр).
От какой части речи вы образовывали новые слова? (существительные)
А теперь образуйте от глаголов, записанных на доске, такие слова, чтобы они отвечали также на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? И запишите словосочетания.
Солнце какое? (заходит)
Пруд какой? (зарастает)
Мальчик какой? (стоит)
Девочка какая? (поёт)
Человек какой (несёт)
II Ввод нового материала.
С помощью каких морфем образованы данные слова? Можем ли мы определить время описываемых действий? (настоящее). Если мы можем определить время, то можем ли сказать, что это имена прилагательные? (Нет). Послушайте загадку:
Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу -
На те ж вопросы я : отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я : ПРИЧАСТИЕ.
А теперь, зная, что перед нами причастие настоящего времени, которые отвечают не только на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?, но и на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ДЕЛАЮЩАЯ? образуйте аналогичные пары прошедшего времени. Дам подсказку. Они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАВШИЙ?, ЧТО ДЕЛАВШАЯ? И т.д. Оформите, пожалуйста, в виде таблички правило, в котором было бы наглядно видно, с помощью каких суффиксов образуются те или иные причастия.
Причастия наст. времени | Причастия прошедшего времени |
Ущ/ющ, ащ/ящ | Вш/ш |
А теперь найдите в тексте причастия и подчеркните их как члены предложения.
Просклоняйте по падежам словосочетания спаленная жнива и желтая нива ( два ученика у доски)
На доске (упр.54 Ладыженская)
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз:
III Закрепление нового материала
Какой вывод вы можете сделать?
Давайте подытожим, что мы теперь знаем о причастии.( можно помочь наводящими вопросами)
- От какой части речи образуется? (от глагола)
Под какую часть речи маскируется? (под прилагательное) -отвечают на вопросы какой? Что делающий?
Признаки каких частей речи совмещает причастие? (глагола и прилагательного)Изменяются по падежам и числам и имеют те же окончания, что и прилагательные.Ообразуются от глаголов и бывают настоящего и прошедшего времени, как и глаголы.
- Чем являются в предложении? В предложении являются определениями.
Давайте сравним наши выводы с правилом из учебника.
Спишите указанные словосочетания. Среди них отметьте причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль. Образуйте от них сочетания со словом КОТОРЫЙ
а) мелкий моросящий дождь;
б) волшебный чарующий звук ;
в) лаявшая голодная собака;
г) далекие мерцающие звезды.
Замените следующие словосочетания причастиями
а) солнце, которое сияет - ?
б) бусины, которые рассыпали - ?
в) урок, который выучили - ?
г) текст, который прочитали-?
IV Подведение итогов
Слово учителя:
- Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение:
- Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?
- Имеет ли причастие собственные признаки?
- Есть ли у причастия какие-либо опознавательные элементы? (суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -вш-/-ш-)
Д/з п. 9, упр.56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие как часть речи (открытый урок).
Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...
Причастие как часть речи
Урок-презентация по теме "Причастие" в 7 классе с использованием ЭОР....
Причастие как часть речи
разработка урока по программе М.М. Разумовской. Личностно-ориентированный урок с использованием презентации....
Причастие. Причастие как часть речи (презентация).
В этой прзентации я обобщила все знания полученные на первом уроке о причастии. Дети наглядно запоминали теоретические знания....
Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.Задачи урока:Образовательная.Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.Учиться отличать...
Электронный тренажёр "Причастие как часть речи. Склонение причастий"
Данный ресурс предназначен для сопровождения урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи. Склонение причастий"....
Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"
Проверочная работа "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...