Причастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Лушина Елена Вячеславовна

Урок рассчитан на класс со слабой подготовкой с целью привлечения к заданиям всех обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_kak_chast_rechi.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Причастие как часть речи"

Цели урока:

  1. Знакомство с грамматическими признаками, суффиксами причастия
  2. Обучение навыку нахождения причастий в речи, умению отличать их от других частей речи
  3. Воспитание интереса к русскому языку

Ход урока

I. Введение в тему урока.

(Учитель не называет тему урока, а помогает детям самим определить, о чем пойдет речь)

 

Образуйте прилагательные от следующих слов и  выделите те морфемы, с помощью которых  они образованы. Запишите с ними словосочетания.

Дерево, утка, спина (спинной мозг), стол (столовые приборы),тень (теневой театр).

От какой части речи вы образовывали  новые слова? (существительные)

А теперь образуйте  от глаголов, записанных на доске, такие слова, чтобы они отвечали также на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? И запишите словосочетания.

Солнце  какое? (заходит)

Пруд какой? (зарастает)

Мальчик  какой? (стоит)

Листья  какие? (опадают)

Девочка какая? (поёт)

Человек какой (несёт)

 

II Ввод нового материала.

С помощью каких морфем  образованы данные слова? Можем ли мы определить время описываемых действий? (настоящее). Если мы можем определить время, то можем ли сказать, что это имена прилагательные? (Нет).  Послушайте загадку:

Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу -
На те ж вопросы я : отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я :
ПРИЧАСТИЕ.

А теперь, зная, что перед нами причастие настоящего времени, которые  отвечают не только на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?, но и на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ДЕЛАЮЩАЯ? образуйте  аналогичные пары  прошедшего времени. Дам подсказку. Они  отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАВШИЙ?, ЧТО ДЕЛАВШАЯ?  И  т.д. Оформите, пожалуйста,  в виде таблички правило, в котором было бы наглядно видно,  с помощью каких суффиксов образуются те или иные  причастия.

Причастия наст. времени

Причастия прошедшего времени

Ущ/ющ,  ащ/ящ

Вш/ш

А  теперь найдите в тексте   причастия и подчеркните их как члены предложения.

Просклоняйте  по падежам словосочетания  спаленная жнива и  желтая нива ( два ученика у доски)

 На доске (упр.54 Ладыженская)

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи 
ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету 
белеющих берёз:

III Закрепление нового материала

Какой вывод вы можете сделать?

Давайте подытожим, что мы теперь знаем о причастии.( можно помочь наводящими вопросами)

- От какой части речи образуется? (от глагола)

Под какую часть речи маскируется? (под прилагательное) -отвечают на вопросы какой? Что делающий?

Признаки каких частей речи совмещает причастие? (глагола и прилагательного)Изменяются по падежам и числам и имеют те же окончания, что и прилагательные.Ообразуются от глаголов и  бывают настоящего и прошедшего времени, как и глаголы.

- Чем являются в предложении? В предложении являются определениями.

Давайте сравним наши выводы с правилом из учебника.

Спишите указанные словосочетания. Среди них отметьте причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль. Образуйте от них сочетания со словом КОТОРЫЙ

а) мелкий моросящий дождь;

б) волшебный чарующий звук ;

в) лаявшая голодная собака;

г) далекие мерцающие звезды.

Замените следующие словосочетания причастиями

а) солнце, которое сияет - ?

б) бусины, которые рассыпали - ?

в) урок,  который  выучили - ?

г) текст, который прочитали-?

IV Подведение итогов

Слово учителя:

- Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение:

- Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?

- Имеет ли причастие собственные признаки?

- Есть ли у причастия какие-либо опознавательные элементы? (суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -вш-/-ш-)

 

 Д/з п. 9, упр.56

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие как часть речи (открытый урок).

Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...

Причастие как часть речи

Урок-презентация по теме "Причастие" в 7 классе с использованием ЭОР....

Причастие как часть речи

разработка урока по программе М.М. Разумовской. Личностно-ориентированный урок с использованием презентации....

Причастие. Причастие как часть речи (презентация).

В этой прзентации я  обобщила все знания полученные на первом уроке о причастии. Дети наглядно запоминали теоретические знания....

Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.Задачи урока:Образовательная.Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.Учиться отличать...

Электронный тренажёр "Причастие как часть речи. Склонение причастий"

Данный ресурс предназначен для сопровождения урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи. Склонение причастий"....

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...