ЕГЭ. Памятка к написанию сочинения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Памятка содержит поэтапные рекомендации (проблема, комментарий к проблеме, авторская позиция и т.д.), шаблоны, примеры для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_s._pamyatka_k_napisaniyu_sochineniya.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ
П Е Р В Ы Й А Б З А Ц
1) Вступление.
Введение в предмет разговора:
1. Рассуждение на тему текста (несколько общих слов, не связанных непосредственно с текстом, с его содержанием):
– Дружба – это…, красота – это…, природа – это…, творчество – это…, интеллигентность – это…, духовность – это…, порядочность – это…, искусство – это… и т. п.
2. Рассуждение над проблемами текста – определение нескольких вопросов (системы вопросов), которыми задается автор текста; в последнем из них и должна быть сформулирована главная проблема, поставленная автором:
– Что такое…? Как он (она) может проявляться…?
– Каково его (ее) влияние на… (человека, человечество, окружающую среду, подрастающее поколение, человеческую душу, человеческое сознание…)?
– Почему так важно научиться…? // Как не допустить…? (Как избежать…?) И т. п.
3. Возможен вариант объединения первых двух пунктов.
2) Переход к основной части – четкая формулировка проблемы исходного текста:
Именно об этом заставляет задуматься (автор) Д. С. Лихачев, А. И. Куприн, И. И. Иванов…
Именно о проблеме… заставляет задуматься … (автор)
– Именно эта проблема и волнует автора…
– Именно этим вопросом задается автор…
– Все эти вопросы очень волнуют автора, который обращается к проблеме…
– … – вот проблема, волнующая автора.
– … – над этим вопросом и предлагает поразмышлять автор текста.
– Автор поднимает актуальную сегодня проблему: …
– Статья (текст, рассказ) посвящен рассмотрению вопроса: …
И т. п.
П р о б л е м ы:
– межнациональной розни;
– сохранения окружающей среды;
– истинной интеллигентности;
– взаимосвязи поколений;
– сохранения исторических памятников страны;
– социального неравенства;
– влияния СМИ на формирование личности человека;
– истинного и ложного героизма;
– истинного и ложного патриотизма;
– человеческого долга перед …
А в т о р предлагает читателю задуматься над в о п р о с о м:
– Какова роль книги в жизни человека?
– Что формирует личность человека?
– Нужно ли читать книги?
– Какова роль искусства (живописи, музыки, литературы…) в жизни человека?
– Можно ли творчество сделать профессией (источником доходов)?
– Что есть истинное творчество?
– Каково влияние человека на окружающий мир?
– Что есть истинная красота?
– Что есть истинная интеллигентность?
– Как по-настояшему узнать (понять) чужую страну, чужую культуру?
– И т. д.
В Т О Р О Й А Б З А Ц
3) Основная часть.
1. Комментарий к сформулированной проблеме.
Обращение к тексту, его анализ – аналитический пересказ текста (пересказывая, мы передаем все содержание текста, в комментарии же акцентируем внимание только на проблеме текста и обязательно уточняем, какую роль в понимании проблемы играет тот или иной авторский аргумент):
– Как автор ставит вопрос?
– Как в тексте представлена данная проблема?
– На какие аспекты проблемы автор обращает внимание?
См. раздел «Как написать комментарий к проблеме текста».
!!! Одна из самых больших по объему частей работы.
Т Р Е Т И Й А Б З А Ц (если необходимо)
2. Авторская позиция – четкая формулировка позиции автора. Авторское отношение и авторская позиция не одно и то же: отношение автора – это его чувства, а позиция – это его мысль.
Позиция автора может быть только позитивной: автор никогда не будет призывать ни к какому разрушению, только к созиданию:
– Автор считает, что…
– Автор думает, что…
– Авторская позиция заключается в том, что…
– Позиция автора состоит в том, что…
– Автор приходит к выводу, что…
– … – вот позиция автора.
– … – в этом состоит авторская позиция.
– … – к такому выводу приходит автор.
И т. п.
П о з и ц и я а в т о р а о ч е в и д н а:
– нужно…
– должно…
– только так (такой)…
– необходимо, чтобы…
– ни в коем случае нельзя…
– плохо, если…
– хорошо, когда…
………….
– Человек – часть окружающего мира. Природа и человек едины. Человек должен беречь природу.
– Человек должен читать книги.
– Человек должен помнить о прошлом своей страны, об истории страны.
– Человек должен с уважением относиться к другим людям:
- к старшему поколению;
- к памяти прошлого;
- к памятникам культуры.
– Человек должен сам выбирать жизненный путь. Многое зависит от человека.
……………………………
Ч Е Т В Е Р Т Ы Й А Б З А Ц
3. Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора (тот же вывод, но другими словами):
– Я согласен с позицией автора, я точно так же, как и … , считаю, что…
– Я полностью разделяю позицию автора. Я думаю, что…
– Позиция автора мне близка и понятна. Я тоже думаю, что…
– Я уверен, что автор совершенно прав. Я тоже считаю, что…
– Я понимаю позицию автора, но разделяю ее лишь отчасти. Мне думается, что…
– Авторская позиция мне вполне ясна, но близка лишь в некоторых чертах. Исходя из личного опыта, я полагаю, что…
– Думается, что авторское мнение бесспорно (спорно). По-моему, …
– Позиция автора мне понятна, но близка лишь отчасти. Я считаю, что…
– Точка зрения автора мне близка (не вполне близка). Я тоже считаю, что… (Я считаю, что…)
И т. п.
П Я Т Ы Й А Б З А Ц (если необходимо)
4. Аргументы – подтверждение правильности своей позицией с опорой на жизненный и читательский опыт. Аргументы – это не примеры и не иллюстрации. Чтобы пример, который вспоминается (из литературы или из жизни), стал аргументом, он должен быть ответом на вопрос «почему?».
– Я точно так же, как автор текста, считаю, что … , потому что …
– Я думаю, что … , потому что, во-первых, … и, во-вторых, …
– Я считаю, что … , потому что история знает случаи, когда … (литература знает примеры, в которых …)
– Я считаю, что … , потому что даже народная мудрость гласит: … (пословицы и поговорки – безоговорочный аргумент)
– Я считаю, что … , потому что в противном случае мы рискуем оказаться … (это грозит нам …) – аргумент от противного.
И т. п.
Я согласен с автором: книга необходима каждому человеку, потому что…
– книга развивает речь и воображение человека;
– книга отвечает на очень серьезные, волнующие человека вопросы;
– книга дает информацию о мире, книга – источник знаний;
– книга позволяет сохранить память об истории;
– книги способствуют нравственному развитию человека, формируют его систему ценностей, его личность.
Я, безусловно, разделяю точку зрения автора: человек должен бережно относиться к окружающей среде, к природе, потому что…
– человек – часть окружающего мира, его жизнь во многом связана с природой, зависит от её состояния;
– бездумное, потребительское отношение к природе влечет за собой экологические катастрофы.
Правильность (бесспорность) позиции автора можно доказать и …
– может подтвердить и …
Аргументы по литературе:
не о герое, а об авторе, его идее, его мысли, его точке зрения…
– Автор приводит своего героя к пониманию …
– Автор заставляет читателя понять необходимость, важность … // бессмысленность, губительность … , приводя своего героя к …
– К проблеме, поднятой …, обращались многие писатели и поэты. … (другой автор) в повести (романе, произведении) «...» показал (отразил, выразил), как ... (конкретные ситуации из книги с точки зрения автора – авторская оценка характеров, поступков персонажей).
Ш Е С Т О Й А Б З А Ц
4) Заключение.
Общие слова об идее текста, подведение итогов, решение проблемы и т.п.:
Безусловно, проблема, поднятая … , необычайно актуальна сегодня. И очень бы хотелось верить, что …
Можно бесконечно долго рассуждать на эту тему (думать над этой проблемой), но главное в том, что …
Итак, злободневная проблема, поднятая … , до сих пор не решена. А потому так важно именно сегодня обратиться к ней вновь, чтобы …
Действительно, вопрос, интересующий … , можно назвать «вечным», а потому очень важно, чтобы …
Конечно, проблема, поднятая … , не решена на сегодняшний день, но главное в том, что мы можем обратиться к ней еще раз, попытаться найти свои ответы на вечные вопросы, чтобы … По-моему, именно к этому так эмоционально призывает нас автор.
Безусловно, вопрос, поднятый в тексте, очень интересен и злободневен, а потому хочется еще раз сказать: …
В заключение хочется сказать, что проблема, поднятая … , до сих пор не решена, потому что … И очень хочется надеяться, что когда-нибудь люди смогут найти точки соприкосновения и вместе … , ведь если … , то …
Исходя из личного опыта, я полагаю, что … Однако не стоит забывать, что проблему … на сегодняшний день нельзя считать решенной, а значит, необходимо … , потому что …
Вероятнее всего, вопрос, поставленный … , так и не имеет однозначного ответа, однако это лишь дает пищу для дальнейших рассуждений. Думаю, человек не перестанет существовать до тех пор, пока не перестанет мыслить, искать верные ответы на самые мятежные вопросы.
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что …
И т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для написания сочинения ГИА
Памятка для написания сочинения ГИА поможет выпускникам 9-х классов успешно подготовиться к сочинению на лингвистическую тему в форме ГИА...
Памятка для написания сочинения в 11 классе
Памятка поможет четко и ясно выполнить все требования к творческой части ЕГЭ....
Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)
Памятка по написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)....
Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему
Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему...
Памятки по написанию сочинений-рассуждений и изложений
Памятки помогут учащимся в работе над сочинением и изложением...
Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)
Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия...
памятка для написания сочинения-рецензии в 11 классе (25 задание ЕГЭ)
примерный план-схема сочинения с готовыми клише и рекомендациями...