Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме:"Профессионализмы. Диалектизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
По типу- урок изучения новых знаний.Ведущие методы- проблемно-поисковый с элементами игры. Использованы приемы технологии РКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_klass.docx | 43.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новотреминская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Профессионализмы. Диалектизмы.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Иванова Наталья Васильевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка 6класс
Тема урока: «Профессионализмы. Диалектизмы»
Базовый учебник: М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростницова,Л.Т Григорян,И.И.Кулибаба.Русский язык 6класс.
Издательство «Просвещение»2010г
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах и о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов, диалектных слов; закрепить навык грамматического разбора.
Задачи: а) обучающие – ознакомление учащихся с особенностями профессионализмов и диалектной речи, углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся;
б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова, определять их роль; развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта
в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, способствовать формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.
Тип урока: получение новых знаний
Ведущие методы :
обучения–проблемно-поисковый с элементами игры, практический;
мотивации–познавательная игра;
контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ
Приемы : Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
« Веришь ли ты» вопросы
Синквейн
Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
В результате проведения урока формируются следующие компетенции: коммуникативная, личностное самосовершенствование, самообучение и самоорганизация,
Оборудование: карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.)., Презентация Microsoft Power Point, музыкальное оформление для проведения физминутки
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Приемы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика, формы работы | Время (в мин.) |
I | Организационный этап | Начальная формула вежливости | Приветствует обучающихся | Приветствуют преподавателя | 3 минуты |
II | Мотивация, целеполагание | Актуализация познавательной деятельности(орфографическая задачка) Беседа Совместная постановка целей занятия(прием ЗХУ) Словарно-орфографическая работа | Демонстрирует слайды презентации Задает вопрос о предполагаемой теме урока Организует постановку целей, задавая вопросы, | Решают орфографическую задачку Сравнивают с эталоном ответа, Отвечают на вопрос Участвуют в совместном целеполагании урока, отвечая на вопросы(работа в парах) | 6 минут |
III | Изучение нового материала | Работа с учебником,беседа,прием «вгружения в тему»-«Мозговая атака»-практическая работа, Разминка «Веришь, не веришь» Проверка индивидуального домашнего задания, Игра «Следопыты»
| Демонстрирует слайды презентации Дает определение слов-профессионализмов Консультирует обучающихся во время работы с заданиями для практической работы Руководит процессом оценивания выполненного задания, достоверности представленной информации, демонстрирует информацию «Из истории слов»,объясняет «О пометах в словаре» | Заполнение таблицы «Хочу узнать»,читают статью учебника, выполняют задания по вариантам с целью вгружения в тему, Работают со словарями, справочниками представляют будущие профессии в стихотворной форме (сочиненные стихотворения детьми) | 22 минуты |
Физминутка с музыкальным оформлением | |||||
IV | Закрепление нового материала | Фронтальная работа,Инсценировка,загадки, | Координирует деятельность, Руководит процессом оценивания выполненного задания | Записывают предложение,проводят синтаксический разбор предложения, Подводят итоги выполнения заданий, дают взаимооценку | 7 минут |
VI | Подведение итогов занятия | Оценка знаний обучающихся( терминологический диктант),синквейн | Подводит итоги занятия Объявляет оценки | Слушают Критически анализируют свою работу и оценивают результаты работы других | 2 минуты |
VII | Инструктирование по выполнению домашнего задания |
| Объясняет вариативность домашнего задания | Слушают, записывают | 2 минуты |
VIII | Рефлексия | Предлагает подвести итоги занятия | 3 минуты |
Эпиграф урока:
Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.
Н. В. Гоголь.
Ход урока
I.Орг. момент.
Начальная формула вежливости, приветствие
II.Актуализация познавательной деятельности
Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.
Слайд. Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.
Л
Выб? ру
Во?зал
Ко?ьба
Расст?лаю
к
Р?сточек
л
Крыж?вник
Мя?кий
Ц?фра
я
Ответ: Лексикология
Работа с таблицей ЗХУ. На доске буквы З(наю), Х(очу узнать), У(знал). Под ними записывается рабочий материал в течение всего урока. Также такие записи делают обучающиеся в своих рабочих тетрадях, а опорную памятку-схему или синквейн графы У(знал) записывают в особых тетрадях-памятках.
Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?
Отметьте в таблице
(Работа в парах .)
Заполнение графы Я знаю
Знаю |
Мотивация. Словарно-орфографическая работа.
Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова - такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с некоторыми из групп познакомимся.
У меня записаны слова
Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.
Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237.
-Все ли значения слов вам понятны?
- Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).
- Какова цель сегодняшнего урока?
- Что вы должны узнать на уроке?
- Чему вы научитесь?
- Что будете применять для изучения темы?
- Какова ваша личная цель, чего хотите достичь в конце урока?
Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.
Действительно, эти слова ограничены в употреблении.
-Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?
-Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами.
Слайд. Профессионализмы
III Изучение нового материала
Стадия осмысления
Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?
Что мы хотим о них узнать?
(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)
Заполнение графы Хочу узнать.
Хочу узнать |
Что такое профессионализмы Почему слова называются профессионализмами Кто и Где употребляет слова-профессионализмы |
Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?
Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.
Работа с текстом учебника. Чтение вслух.(стр 29)
Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.
А кто же и где употребляет слова-профессионализмы? Ответ найдем после самостоятельной работы.
Практическая часть( работа всего класса по вариантам ).Прием «Мозговая атака»
Слайд. Задания
Разгадать кроссворд (4 вариант)
Кроссворд
1.Осадки в виде небольших ледяных шариков - град
2.Шестой месяц календарного года - июнь
3. Учебное заведение - школа
4. Антоним к слову тяжелый - легкий
5. Популярный горячий напиток, но не чай - кофе
6. Ледяная площадка для катания на коньках – каток
7. Летательный аппарат – самолет
8. Личное название человека – имя
9. Синоним к слову холод - мороз
10. Черточка, обозначающая вычитание – минус
11. Слово «шофер» во мн.ч. - шофёры
(1 вариант)
Прочитать текст. Выписать из текста необщеупотребительные слова.
Текст
Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах.
Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород. Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.
Информация для учителя
ШАХТА [shaft; mine] — вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...
КОЛОШНИК [top] - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают
рудные материалы, топливо.
РАСПАР [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи
ГОРН [hearth] -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;
ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металлургии, печь
Домна - ДО'МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.
(3 вариант)-работа с художественным текстом
Выписать из предложений необщеупотребительные слова и соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:
- Надел тут Федюня пимишки…
- Глядит - пустоплесье какое-то, а кругом лес густой.
- Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
- На голбчике у печки девчоночка сидит.
( Из уральских сказов П. Бажова. )
Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка у печи, яичница-глазунья
(2 вариант)-Индивидуальная работа
задание Из упр 68 выбрать слова , относящиеся к профессии художника, музыканта
Работа с классом после выполнения заданий
Задания первого варианта
Учитель: (по итогам)
Люди какой профессии используют данные слова?
Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?
Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)
Слайд. Профессионализмы.
Дополнительная информация: Из истории слов
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».
Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец.,что означает специальное.
Разминка «Веришь ли ты?»
-Верите ли вы ,что профессий в мире ограниченное количество?
-Верите ли вы , что есть главные профессии и менее значимые?
-Верите ли вы, выбор профессии не связан с желанием и способностями человека?
Обобщение:
(Индивидуальное домашнее задание).
«У меня идут года, будет мне 17
Где работать мне тогда, чем заниматься….
Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.
- Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).
- Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
- Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
- Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).
Задания третьего варианта.
Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский? Все эти слова знают? А в какой местности, городской или сельской, они употребляются ?
Чтобы узнать, как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные, посмотрим, как разгадан кроссворд. Если все слова были определены правильно, в середине кроссворда будет наш ответ.
Задания 4 варианта
Слайд. Кроссворд
Учитель: Какие слова из кроссворда были общеупотребительными, а какие необщеупотребительными?
Прочитаем, какое слово получилось у нас в середине кроссворда
Ответ: Диалектизмы
Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?
Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Слайд. Диалект
Дополнительная информация: Из истории слов
Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.
Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
Учитель :Всем знакомо имя В.И.Даля? Что вы знаете о нем?
Физкультминутка(с музыкальным сопровождением)
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
IV.Закрепление изученного материала
Фронтальная работа
Запишите предложение:
В.И.Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Задание:
Выполните синтаксический разбор и начертите схему предложения
(самопроверка)
Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.
Инсценировка
(Индивидуальное домашнее задание).
Бабушка и внук.
– Бабушка, где Маша?
– По батожья ушла.
– По что?
– Ну, по столбцы!
– По что?
– Ну, по петушки!
– По что, по что?!
– По стебни.
– Не понимаю, бабушка!
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А это что такое?
— Ну, у нас в деревне так свёклу называют.
В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.
Основу лексики всех говоров составляют общеупотребител
– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. ьные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)
Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.
Учитель: Давайте найдём «четвёртое лишнее»
бурак вакцина
драчёны печурка
дизайн акварель
гутарить акваланг
Учитель:
А загадки вы умеете отгадывать? Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам.
Ваша задача найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, указать их лексическое значение.
1) Сухой Гаврилко вскочил в ляди/нку, разогнал всю скотинку. (Гребень, голова)
2) Скли/зко, неловко, в серёдке веревка. (Иголка и нитка)
3) Красненький пи/вень по жерди ходит. (Горящая лучина)
Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.
Задание: Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?
( Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вывод: Используя диалектизмы в речи, надо помнить слова К.Паустовского: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно».
V. Подведение итогов урока
Учитель:
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги и узнаем: а всё ли у нас получилось, узнали ли Вы новую информацию. Мы сейчас напишем терминологический диктант и проведём взаимопроверку
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..
Ключ к ответам:
1 | диалектными |
2 | Лексикой |
3 | Общеупотребительными |
4 | профессионализмами |
5 | лексикон |
6 | Лексическим значением |
7 | антонимами |
8 | омонимами |
9 | синонимами |
Учитель: молодцы!
VI. Инструктирование по выполнению домашнего задания
. п.15,16.
Вариативность д/з
- Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы.
-Собрать как можно больше слов-диалектизмов из словарного запаса вашей семьи
VII. Рефлексия.
Учитель
А теперь, ребята, я попрошу каждого из Вас по очереди закончить одно из предложений:
Слайд. Закончите предложения
Мне было…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
Я приобрел…
Я почувствовал, что…
Я научился…
Я выполнял задание…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Заполните графу «Я узнал» опорной схемой по теме урока или составьте Синквейн на тему: «Слова-профессионализмы»или «Слова-диалектизмы». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.
Работа учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь-памятку.
Самооценка познавательной деятельности
Возможные варианты
Узнал |
Слова профессионализмы, диалекты |
Синквейн
- Слова
- Специальные, необщеупотребительные
- Показывают, называют, помогают
- Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.
5.Лексикон
«Мостик» к следующей теме о словах необщеупотребительных.
Учитель: Закончите предложение
Я хотел бы узнать…
Возможный ответ: какие ещё есть слова ограниченной сферы употребления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему: Географические открытия
Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему: Географические открытияМетодическая разработка предназначена для обучающихся 6 классов школ с углубленным изучением испанског...
Методическая разработка урока по английскому языку 11 класс по теме "Преступление и наказание"
Технологическая карта к уроку английского языка в 11 классе по теме "Преступление и наказание"...