Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Ивлева Ирина Викторовна

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Привлечение таких средств позволяет формировать универсальные учебные действия интересно, увлекательно, развивая познавательные потребности ребенка, усиливая мотивацию. В этой статье расказывается о некоторых формах и видах работы с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

     В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования.

     Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - общее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

     Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. и т.п. Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)
- работа с ресурсами Интернет,
- создание электронного курса на сайте.
В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.
    Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
• увеличивает объем использования наглядности на уроке;
• экономит время учителя при подготовке к уроку.
     В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике.
     Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
• обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор учащихся;
• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
      Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для
• оформления результатов групповой работы
• выпуска газеты, информационного листка
      Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
      Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
• создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
• увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;
• повышает качество обучения;
• усиливает интерес к изучению предмета;
• рационально распределять время урока;
• доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
    Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Ещё один из приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В своей практике я использую «Энциклопедию русской литературы», «Энциклопедию Кирилла и Мефодия», «Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», «Русская литература XIX-XX в.в.», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой и др.) и многие другие.

В электронном учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто пользуюсь страничкой «Литературное кафе», в которой можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения художественного произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки литературы по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». В разделе « Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал.

     В последнее время все более распространенной и популярной становится система дистанционного образования, поскольку такая форма обучения позволяет расширить аудиторию за счет большей доступности и возможности самостоятельного планирования учебной деятельности.

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.

Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного, содержательного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение осознанных и интуитивных образовательных потребностей пользователей.

Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность курсанта.

Основными задачами, стоящими перед системой дистанционного образования, являются следующие:

​ эффективная передача знаний;

​ высокая интерактивность образовательного процесса;

​ простота и естественность среды.

  В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы....

применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Основные направления использования ИКТ...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чт...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Информационная справка Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Любое современное образовательное учреждение уже невозможно представить без компьютерной техники, без применения инновационных технологий в образовательном процессе. Основной задачей нашего образовате...

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...