Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_rus.yaz_._i_lit-ry.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Использование ИКТ

на уроках русского языка и литературы

Старожук Наталия Владимировна

Кашира

                                                     2012г    


           Каждому учителю, который любит свой предмет и своих учеников, хочется сделать уроки как можно более интересными, занимательными и эффективными. Использование ИКТ позволяет учителю добиться этой цели.

Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. 
         Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень. 

Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов: 
1. Овладение компьютером на уровне пользователя (прохождение курсов). 
2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки по теме «Применение ИКТ в учебном процессе»

3.Самостоятельное изучение специальной литературы. 
       
Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе  через использование ИКТ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Способствовать овладению учащимися прочными и глубокими  знаниями по предмету. 

Обучать  умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях.

Развивать познавательную активность

Содействовать творческому развитию каждого ученика

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. 
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным,аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Сегодня уже трудно представить хороший учебный кабинет, где не было бы телевизора и DVD-проигрывателя. Учитель на уроке может использовать фрагменты видеозаписей художественных фильмов, телефильмов, научно-популярных, документальных фильмов, мультфильмов.

Сейчас учитель сам может создавать видеотеку, используя собственные видеозаписи. Для воспитания речевой        культуры полезно записывать, а затем давать ребятам просматривать их устные ответы, диалоги. Учитель может делать видеозаписи во время школьных праздников, классных часов, собраний, экскурсий. Видеозапись могут вести и сами ученики. Конечно, такие материалы и работа с ними требуют не только специальной аппаратуры, но и определенного уровня методической и технической подготовки.

Очень часто на уроках я использую магнитофон, что позволяет на уроках прослушивать музыку, фрагменты литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова, голоса известных людей и т.д.

Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться

Может даваться как иллюстрация

Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров

Магнитофон полезен для записи устных высказываний учащихся. Возможность услышать свою речь «со стороны» способствует формированию коммуникативных умений, навыков правильного произношения, интонирования. С этой целью также можно использовать и диктофон.

Огромное место, если говорить об ИКТ, отводится компьютеру. При помощи компьютеру учитель может создавать  презентации к урокам русского языка и литературы, используя разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса. 
        Отдельно хочется сказать о
заочных экскурсиях..

Создание заочных экскурсий - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

Хочется сказать и об использовании интерактивной доски на уроках, которая выполняет функции обычной грифельной доски, позволяя вывести на экран текст с пропущенными знаками препинания и буквами, а затем вставить их при помощи специального маркера. Тестовые задания, тексты для чтения, выведенные на экран, освобождают учителя от необходимости распечатывания учебного материала для каждого учащегося. Если конспекты составляются учителем в электронном виде, то время на подготовку к такому уроку значительно сокращается, так как достаточно скопировать нужный фрагмент. Нет необходимости готовить доску к уроку на перемене с помощью мела и тряпки, а потом стирать написанное несколько раз в течение урока. Кроме того, всегда можно удалить написанное маркером и повторить урок в другом классе, а также поделиться материалом с коллегами.

В Интернете существует множество библиотек, где в свободном доступе находятся тексты произведений художественной литературы, исследований по лингвистике и литературоведению. В качестве примера можно привести следующие сайты: www.lib.ru, www.linguists.narod.ru,www.philology.ruwww.ruthenia.ruwww.library.ruwww.uisrussia.msu.ru и другие. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить найти учебный материал в Интернете, составить презентацию (в 5-6 классах совместно с учителем). 

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: 
1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. 
2. Создание мультимедийной презентации по теме. Сразу отмечаю, что создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам. 
3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. 
5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии.
Компьютер и интерактивная доска позволяют работать с электронными словарями и энциклопедиями как на CD и DVD, так и на страницах Интернета. Сайтыwww.gramota.ruwww.bibliotekar.ruwww.speakrus.ruwww.gramma.ru содержат ссылки на самые разные словари.

6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика+презентация учителя.

Информационные технологии позволяют учителю решать еще одну задачу – подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно использовать отсканированные готовые тесты, напечатанные в соответствующих изданиях, задания из демонстрационных версий и банка на сайте поддержки ЕГЭ (www.ege.edu.ru), а также CD из серии «Готовимся к ЕГЭ». Это может быть коллективная, индивидуальная, контрольная работа с комментариями учителя или без них как непосредственно на уроках, так и на элективных курсах. Каждый учащийся может установить такую программу дома, чтобы тренироваться в выполнении заданий ЕГЭ в свободное время. На сайте поддержки ЕГЭ есть возможность интерактивного решения теста с выставлением оценки по стобалльной и пятибалльной системе, что избавляет учителя от необходимости проверки теста самому.

На мой взгляд, очень удобно пользоваться ресурсами Интернета и для подготовки детей к участию в разнообразных олимпиадах и конкурсах. Не секрет, что составление и решение подобных заданий не всегда под силу учителю. Найти их в соответствующей литературе также не всегда удается. На сайтах www.it.rusolymp.ru, www.rus.rusolymp.ru,  www.rm.kirov.ru, www.future4you.ru, www.researcher.ru доступны как задания различных олимпиад, так и их решения, образцы творческих работ участников.
         Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.
          В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. 

Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. 

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Основные направления использования ИКТ...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чт...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Информационная справка Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Любое современное образовательное учреждение уже невозможно представить без компьютерной техники, без применения инновационных технологий в образовательном процессе. Основной задачей нашего образовате...

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникационных. Привлечение таких средств позволяет фо...

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...