Конспект урока «Путешествие с Орфографией»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Воробьёва Татьяна Владимировна

Иитоговое занятие по теме «Безударные гласные в корне слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Путешествие с Орфографией47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 5 классе

«Путешествие с Орфографией»

(итоговое занятие по теме

«Безударные гласные в корне слов»)


Цели и задачи урока

  1. Обобщить и систематизировать материал по теме;
  2. Показать взаимосвязь всех разделов языкознания;
  3. Закрепить практические навыки графического обозначения орфограмм.
  1. Вступительное слово учителя. Опрос-беседа по карте страны Языкознания.

 С самого начала учебного года мы с вами путешествуем по стране, которая называется Языкознание – наука о языке. Мы познакомились со многими разделами. Давайте посмотрим на карту и вспомним их. (Называют «области», говорят, что они изучают).

 Каких разделов науки о языке не хватает? (Синтаксис, пунктуация, орфография). Как вы думаете, почему на карте нет Орфографии? (Она так тесно связана с некоторыми разделами, что невозможно выделить её в отдельную область: Фонетика и Орфография, Морфология и Орфография, Морфемика и Орфография).

 Орфография – гостья, которая успевает всюду. Кто она такая, что изучает? (правописание слов). Что надо уметь и знать, чтобы правильно писать? (уметь находить орфограммы и знать правила).

 Сегодня мы с вами вместе будем гостить у Морфемики. Вспомним очень важные орфограммы, выполним задания и, надеюсь, все получим Паспорт, который позволит вам свободно передвигаться пока лишь по некоторым областям Языкознания.

Кстати, вы задумывались, зачем мы изучаем правила и узнаём секреты Орфографии? Давайте послушаем… (Рассказ-рассуждение о необходимости грамотного письма – «Секреты Орфографии» - с. 7).

  1. Основная часть
  1. Неграмотно пишущий человек в первую очередь покушается на время и терпение других людей. Иногда безграмотно написанные записки заставляют волноваться родных и друзей. Вспомните замечательную книгу о Винни-Пухе и очень странную записку Кристофера Робина. (Работаем с табличкой, исправляем, записывают сами; самопроверка. Если верно – в Паспорте № 1 +).
  2. Путешествуя по Морфемике, давайте решим один очень важный вопрос. (Рассказ «Случай в городе Слованске» - ВУ - II полугодие 27 с. В «Паспорте» - запись «В корень» - +)
  3. Поэтому, вероятно, больше всего орфограмм связано с корнем слова. Вспомним, какие? (Работа с табл. «Безударные гласные в корне слова»)

Разминка: «словесный мяч»: если не ошибся, то в «Паспорте» №3 +; если ошибся -запиши слово, обозначь орфограмму.

  1. Кататься, растянуть, подходить, волна, берега, приставать, объяснить, сердечный, полетели, далёкий, насмехаться, новинка, голова. 2. Солдат, фонарь, салат, горизонт. 3. Выбирать, прикасаться, загорать, прирасти, предложение, расстилать.
  1. Игра «Угадай, где твоё!» 3 ряда - 3 команды, 1-ый: эксперты по правописанию безуд. гласных, проверяемых ударением; 2-ой: эксперты по правописанию безуд. гласных в корнях с чередованием; 3-ий: эксперты по правописанию безуд. непроверяемых гласных.

Провер.

С черед-ем

Непровер.

приползти

зажигать

собака

нарядить

растить

газета

единица

подбирать

природа

объявление

предполагать

капитан

просить

коснуться

космос

предалёкий

расстилать

библиотека

«Кто быстрее?» - составление предложений (по одному слову из каждой колонки). Выборочно зачитывают.

[Вариант задания.

На доске предложения:

1. Мы прочитали объявление о продаже собаки.

2. Я предполагаю, что на уроке мы коснёмся важной темы.

3. Мы смотрели фильм о капитане космического корабля.

4. Гуляя по парку, не засоряй фонтаны и не ходи по траве на газонах.

5. Загорелась алая заря.]

  1. Иногда неверные написания гласных в корне приводят к такой курьёзной ситуации. «Случай с запиской» (с мечом, с мячом – связь Фонетики с Орфографией) – из сб. Подгаецкой «Воспитание у учащихся интереса к изучению р. яз.» - 156 с. + «оптека».
  2. В наше время очень снизилась грамотность, многие не в ладах с Орфографией. Недавно одни хорошие, но безграмотные ребята решили позаботиться о своем подъезде и вывесили лист с объявлениями. Там было написано много нужного и полезного, но в некоторых словах были допущены ошибки. Давайте найдём их, исправим и объясним. (Работа с табличкой «Даска обявлений») – к доске + примеры из Контакта.
  1. Итог урока.

Вместе с учениками делаем выводы о важности изучения Орфографии и её тесной связи с другими науками.

Сдали «Паспорта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Путешествие классом по Германии"

Здесь представлен конспект урока по немецкому языку в 6 классе по учебнику И.Л. Бим. Данный материал может быть использован и при изучениии темы "Германия" в 8 классе....

Конспект урока "Путешествие капитана Дрейка" на фестиваль "открытый урок".

Лингофонный кабинет на базе компьютерного класса дает неограниченные возможности для преподавания английского языка. Вот небольшой пример....

Конспект урока. Тема: «Фонетика. Орфография».

Тема: «Фонетика. Орфография».   Тип урока: повторительно-обобщающий.Цели: 1)          уметь делать сообщение о звуках речи, об особенностях...

Конспект урока "Фонетика.Графика.Орфография" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс "Фонетика.Графика.Орфография"...

Конспект урока "Путешествие в страну дорожных знаков. (Тема: "Повторение изученного материала по орфографии, морфологии, лексике в начальной школе".)" для 5 класса

Цели урока:Повторить и закрепить полученные знания по орфографии, морфологии, лексике.Обогатить словарный запас учащихся.Формировать интерес к русскому языку....