Путешествие в страну "Русский язык"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Каплан Евгений Борисович

Внеклассное мероприятие, позволяющее систематерзировать знания различных разделов русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Путешествие по стране Русский язык».

Цель: Обобщение и систематизация имеющихся учащихся знаний по русскому языку.

Задачи

Образовательная. Повысить общую языковую культуру, помочь учащимся расширить и закрепить знания по русскому. Формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивающая. Развитие мышления, способность к маленьким открытиям и оценочным суждениям; Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, культуру речи и общения; развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);

Воспитательная. Воспитание учащихся бережному отношению к русскому языку, потребности изучать его.

Оборудование: раздаточный материал с заданиями, плакаты с высказываниями о русском языке, словари,

Ход мероприятия.

учитель

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим игру-викторину «Путешествие по стране русский язык». Мы отправимся в увлекательное путешествие на поезде. Нас ждут различные лингвистические станции.  В стране русский язык мы можем встретиться с различными трудностями.

А знаете, кто поможет нам преодолеть эти трудности? Правильно, это словари! Какие словари Вам известны?  (орфографический, толковый, орфоэпический,  синонимов, антонимов и т.д.)

Мы разделимся на две команды, каждая из которых выберет себе капитана и придумает название. За каждое верно выполненное задание команда получает одно очко.

Итак, наш поезд отправляется с первого пути.

Станция № 1. «Орфоэпическая»

№1. Каждой команде предоставляется по списку слов. Ваша задача правильно поставить ударение.

Положить, нагрузить, бронировать, избалованный, алфавит, простыня, столяр, петля, километр, прополотый – 1 команда

Документ, колокол, гусеница, магазин, квартал, предмет, процент, портфель, серебро, средства. – 2 команда

Правильность выполнения задания проверьте по словарю.

Станция  № 2 «Фонетическая»

№ 2. В каком слове звуков больше, чем букв?


1) обращаясь 2) известные 3) узнавая 4) лицейского

№ 3 Что общего в каждом ряду слов?

а) еж, голубь, морковь, лебедь, гриб, лошадь;

б) яблоко, ель, юла, елка, юбилей, Югра;

в) салазки, варежки, шубка, сказка, крапивка;

Справка. а) оглушение на конце слова; б) начальная буква обозначает два звука; в) оглушение перед глухой согласной

Мы двигаемся дальше и попадаем на следующую станцию.

 Станция  № 2 «Лексическая»

Задание 1. Подберите антонимы к словам

мир (война)        трудящиеся (тунеядцы)

победа (поражение)        полезный (вредный)

правда (ложь)        атеист (верующий в бога)

полярный (тропический)        яркий (тусклый)

Задание 2. Подберите синонимы к словам:

активный (деятельный, работоспособный, энергичный)

смешной (комичный)

аналогия (сходство)

соотношение (соответствие, подобие)

беспристрастный (объективный, правильный, справедливый)

благородный (возвышенный, достойный, порядочный)

 Станция № 3 «Фразологическая»

Задание 2. Установите соответствие фразеологизма (1-я колонка) и его значения (2-я колонка).

  1. нести свой крест                    а) символ счастья
  2. браться за ум                    б) причина ссоры
  3. синяя птица                            в) ничего не делать
  4. яблоко раздора                     г) стойко переносить трудности ради высокой цели
  5. валять дурака                      д) полностью, от начала до конца

6) от а до я                          е) становиться умнее

1-г, 2-е, 3-а, 4-б, 5-в, 6-д


Задание 3. Конкурс «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить:

Крокодил в мешке (кот в мешке). Как с совы вода (как с гуся вода). Утиная песня (лебединая песня). Тигриная доля (львиная доля). Конское упрямство (ослиное упрямство). Стреляный петух (стреляный воробей). Подложить барана (подложить свинью). Барсучья услуга (медвежья услуга).

А теперь рекламная пауза!

Мусорный язык рекламы

О негативном влиянии СМИ на язык детей и подростков говорили и писали уже много. В этой статье хотелось бы сузить тему и остановиться на языке рекламы. Молодежь, как известно, — универсальный потребитель массовой информации и рекламы, что, безусловно, сказывается на устной и письменной речи большинства подростков.

Поговорим о рекламных ошибках разного рода.

В начале 1990-х гг., например, широко рекламировали страховое общество «Иннициатива» (почему-то хозяева этой компании решили, что название должно содержать удвоенную н). Преподаватели наверняка помнят, как приходилось переубеждать школьников, раскрывая перед ними соответствующую страницу орфографического словаря. Язык рекламы очень сильно влияет на языковое сознание и даже, как отмечают специалисты, препятствует развитию речи.

Вот еще примеры.

Реклама на улице:

«Лада» по цене завода. — Если я могу купить завод, зачем мне машина за те же деньги?

Гарантируем похудание 100%! — Значит, от меня ничего не останется?

Похудеть навсегда до 10 килограмм II Похудание за месяц до 8-ми килограммов! -- Даже дистрофики весят больше...

Зубы? Наши стоматологи сделают все, чтобы Вы навсегда забыли о них! - Как назвать человека, который не помнит о том, что у него есть зубы?

Реклама в газете «Экстра-М»:

Делаем полиэтиленовые мешки по размеру заказчика. — Это что, реклама похоронных принадлежностей?

Фургоны. Покраска в цвет заказчика. — А зачем мне фургон «цвета меня»?

Пошив курток из кожи заказчика. — Без комментариев.

Требуются на работу порядочные люди и офицеры. — Какой офицер станет звонить работодателю, который заранее считает его непорядочным?

Работа для офицеров и лиц с высшим образованием. — Вообще-то офицерами становятся в результате получения высшего образования. Составителю объявления следовало хотя бы добавить после предлога с местоимение другим.

Наркомания. Ломка. Недорого. — Вероятно, за копейки вас сделают наркоманом и доведут до ломки.

Реклама в вагонах метро:

Женский журнал для мужчин и женщин. — Без комментариев.

Сок (название торговой марки) + пять витаминов — это десять слагаемых здоровья! - С математикой у составителя текста плохо, да еще и слагаемое у него от слова слог.

Заимствование слов — это, как известно, объективная реальность. Количество слов из других языков постоянно увеличивается. Но именно в употреблении заимствований допускается много ошибок разного рода, в том числе грамматических и лексических.

Заимствованные слова в рекламе обычно используют, чтобы привлечь внимание клиента. Но, плохо владея нормами русской речи, рекламодатели часто попадают впросак.

Желая привлечь туристов, владельцы одного ресторанчика в Санкт-Петербурге назвали свое заведение так: «Бистро "Сфинкс"». Однако бистро - это кафе быстрого обслуживания, а сфинкс — символ вечности, неспешного хода времени, мудрости и никак не связан с торопливым проглатыванием гамбургера.

Будущих рекламщиков учат, что рекламный текст должен содержать хороший слоган — короткую фразу, емкую, запоминающуюся. Что же запоминается?

Глобальный гороскоп от Павла Глобы. Это пример попытки поиграть словами. Глобальный означает «всемирный», «общий для всего земного шара». Второе значение -«всесторонний, общий, полный, универсальный». Между тем по содержанию этот «гороскоп» не отличается от других подобных журнальных публикаций. Конечно, это, в принципе, не ошибка. Это просто эффектная ложь.

Реклама магазина в журнале «Семь дней». Крупно через всю фотографию - надпись: Агрессивные скидки. Напомним: агрессивный — 1) прилагательное к слову агрессия в первом значении («Незаконное с точки зрения международного права вооруженное нападение одного государства на другое»); 2) «Вызывающий враждебность открытой неприязнью»; 3) «Наступательно-захватнический»; 4) «Враждебный и вызывающий» (переносное); 5) «Оказывающий вредное воздействие» (термин). Так при чем тут скидки? Что же ждет нас в этом магазине?

Наиболее распространенный вид ошибки - необоснованное употребление заимствования - часто приводит к курьезам. Модным словом супермаркет называют каждый второй продовольственный магазин в Москве, хотя супермаркет — это «большой продовольственный магазин самообслуживания».

Хороший лежачий комфорт на всех типах местности (из характеристики туристического коврика). Комфорт — это условия жизни, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Следовательно, комфорт не может быть хорошим или плохим, а также лежачим, сидячим или стоячим.

Итак, следующая станция № 4 «Словообразовательная».

Задание 1.  Есть ли приставка в данных словах? Выделите ее.

1) Правильно, правнук, правление, праздник, праведник, практичный; 2) сумка, сумма, суббота, суметь, суглинок, субсидии, суворовец; 3) пастушок, пасынок, пасечник, паспорт, патронташ, пагубный.

(Ответы: 1) правнук, 2) Суметь, суглинок. 3 ) пасынок, пагубный.)

Станция № 5 «Морфологическая»

Задание 1. Запишите словами следующие числа.

1976 тонн, 1976-й год, 1,5 рубля, 1500 метров, времени (пол)11, 0,3 килограмма,  1100-метровый заплыв, 125-й отряд.

Задание 2.  Замените выделенные слова прилагательными.  

1. Факт, вызывающий возмущение. 2. Свет, слепящий глаза. 3. Человек, способный изобретать. 4. Человек, который быстро и хорошо соображает. 5. Человек, который умеет многое предусмотреть. 6. Поступок, достойный героя. 7. Событие, важное для истории. 8. Новости политики. 9. Полет в космос.

Станция № 6  «Синтаксическая»

Задание 1. Играем со словосочетаниями

Вы знаете, что бывают золотое кольцо, золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Составьте как можно больше словосочетаний с прилагательными: острый, твердое, легкий, холодное, львиная, круглый, глубокая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Знатоки русского языка"

Командная игра-путешествие по станциям.Аудитория: учащиеся 6-7-х классов.Задачи внеклассного мероприятия:- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, спосо...

Презентация к уроку- путешествию по английскому языку в 4 классе "В гости к талисманам олимпиады Сочи 2014"

Презентация относится к уроку - путешествию "В гости к талисманам.Урок — путешествие по английскому языку «В гости к талисману» предназначен для проведения в 4 классе по теме «Олимпийские игры. Сочи 2...

урок-обобщение "Путешествие в кладовые языка" в 5 классе по теме "Синтаксис"

Урок ,заканчивающий изучение синтаксиса в 5 классе.Предусмотрены разноуровневые задания.Проведена интеграция с только что изученной поэмой А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".Используется и групповая форма...

План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."

Урок-путешествие  по русскому языку в 7  классе  по теме   "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия.          Учитель:...

Урок-путешествие по русскому языку на тему: «Синтаксис»

Задачами урока являются:Обучающие: - повторить и обобщить знания лингвистических понятий по теме: «Синтаксис»;-проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепе...

Урок-путешествие по немецкого языка в 5 классе "Старый немецкий город"

Урок-путешествие по немецкого языка в 5 классе "Старый немецкий город"...

Образовательное путешествие на английском языке

В статье говорится о повышении мотивации в изучении английского языка...