Безличные предложения. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
При изучении безличных предложений анализируется творчество М.Ю.Лермонтова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezlichnye_predlozheniya.docx | 19.83 КБ |
bezlichnye-predlozhenija.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8классе
Тема: Безличные предложения.
Цели:
Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений.
Научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.
Использовать воспитательный потенциал текстов М.Ю.Лермонтова при формировании понятия о безличных предложениях.
Задачи:
Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
Употреблять безличные предложения;
Развивать память, речь, образное мышление учащихся.
Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Ход урока
- Организационный этап.
Слово учителя.
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговаривать об односоставных предложениях. Пришла очередь рассмотреть безличные предложения. Мы постараемся увидеть и почувствовать, как и для чего употребляются безличные предложения в речи.
Говоря о безличных предложениях, мы рассмотрим, как они используются в творчестве известного писателя, имя которого вы сами назовёте мне чуть позднее.
2. Этап актуализации ранее изученного материала.
1) Продолжите мои высказывания:
- Предложения по количеству грамматических основ делятся на…(односоставные и двусоставные)
- Односоставные предложения делятся на… (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные)
- Назывные предложения – это …
- Определённо-личные предложения – это…
- Неопределённо-личные предложения – это
(Слайд 2)
2) (слайд 3)
- Посмотрите на экран и выпишите односоставные предложения, выделите в них грамматическую основу, определите их вид.
- Давайте ещё раз внимательно посмотрим на строчки, написанные на экране и попробуем догадаться, о каком писателе сегодня пойдёт речь.
Конечно, сегодня мы поговорим о творчестве М.Ю.Лермонтова и посмотрим, как писатель использовал безличные предложения в своих произведениях.
- Работа с новым материалом.
- Итак, во-первых, необходимо выяснить, какие односоставные предложения называются безличными. Я прочитаю небольшой отрывок из воспоминаний критика о личности Лермонтова.
«Я был… у Лермонтова и попал очень удачно. У него никого не было. Ну, батюшка, в первый раз я видел этого человека настоящим человеком!!!...Первые минуты мне было неловко, а потом у нас завязался какой-то разговор об английской литературе и Вальтере Скотте…Я смотрел на него – и не верил ни глазам своим, ни ушам. Лицо у него приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою… В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке. Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!
…Мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлаждённом и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».
- Как вы думаете, как В.Г.Белинский относится к Лермонтову?
-Какие достоинства открыл критик в Лермонтове, когда познакомился с ним поближе?
Давайте посмотрим на отрывок из высказывания В.Г.Белинского о личности Лермонтова. (слайд 4)
- Выделите, пожалуйста, грамматические основы предложения. Какое оно?
- Называется ли тот, кто производит действие в этом односоставном предложении? Можем ли мы восстановить подлежащее?
Итак, вы, наверно, догадались, что перед вами безличное предложение. Давайте попробуем сформулировать, что же такое безличное предложение.
- А теперь откроем тетради для правил и запишем правило: Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, к-рое представлено без участия грамматического субъекта действия (подлежащего).
Посмотрим на то, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.
(слайд 5), запишем это в тетради для правил.
- Актуализация нового материала.
Безличные предложения часто употребляются в художественной речи, потому что они придают речи выразительность, лаконичную форму обозначения состояний природы и человека, передают личное восприятие действительности. Сейчас вы запишите и разберёте несколько предложений из лирических произведений М.Ю.Лермонтова и, надеюсь, увидите, сколько искренности и красоты в этих предложениях.
- Работа у доски
А) И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Б) И верится, и плачется,
И так легко, легко.
В) Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Перепишите отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Выделите главные члены предложений и найдите односоставные предложения. Определите их вид.
(Во время того, как учащиеся работают с текстом, звучит романс «Выхожу один я на дорогу» Сергея Лемешева).
- Подведение итогов
- Домашнее задание
- П.35 упр.199, 203
- Творческое задание (сочинение по впечатлениям от одной из картин М.Ю.Лермонтова с использованием безличных предложений).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по немецкому языку "Безличные предложения" 5 класс
Конспект урока по теме "Безличные предложения"...
конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Безличное предложение" (по учебнику Тростенцовой Л.А.)
Первый урок по теме "безличные предложения" формирует умение определять безличное предложение и характеризовать его, совершенствуются орфографические, речевые и пунктуационные навыки учащихся. На урок...
Урок русского языка в 8 классе "Безличные предложения"
Урок формирования новых знаний...
Урок русского языка в 8 классе на тему "Безличные предложения"
Урок русского языка в 8 классе на краеведческом материале...
Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.
Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...
Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.
Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...
технологическая карта урока по теме "Безличные предложения" 8 класс
Технологическая карта урока - достаточно новое явление в арсенале учителя -гуманитария. Она (карта) представляет "обобщенный сценарий урока", что позволяет реализовывать личностно-ориентированный подх...