Безличные предложения. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Баринова Татьяна Николаевна

При изучении безличных предложений анализируется творчество М.Ю.Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezlichnye_predlozheniya.docx19.83 КБ
Office presentation icon bezlichnye-predlozhenija.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8классе

Тема:  Безличные предложения.

Цели:

Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений.

Научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении.

Использовать воспитательный потенциал текстов М.Ю.Лермонтова  при формировании понятия о безличных предложениях.

Задачи:

Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

Употреблять безличные предложения;

Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Слово учителя.

    Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговаривать об односоставных предложениях. Пришла очередь рассмотреть безличные предложения. Мы постараемся увидеть и почувствовать, как  и для чего употребляются  безличные предложения в речи.

           Говоря о безличных предложениях, мы рассмотрим, как они используются в творчестве        известного писателя, имя которого вы сами назовёте мне чуть позднее.

2. Этап  актуализации ранее изученного материала.

1) Продолжите мои высказывания:

  1. Предложения по количеству грамматических основ делятся на…(односоставные и двусоставные)
  2. Односоставные предложения делятся на… (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные)
  3. Назывные предложения – это …
  4. Определённо-личные предложения – это…
  5. Неопределённо-личные предложения – это

(Слайд 2)

2)  (слайд 3)

- Посмотрите на экран и выпишите односоставные предложения, выделите в них грамматическую основу, определите их вид.

   - Давайте ещё раз внимательно посмотрим на строчки, написанные на экране и попробуем догадаться, о каком писателе сегодня пойдёт речь.

Конечно, сегодня мы поговорим о творчестве М.Ю.Лермонтова и посмотрим, как писатель использовал безличные предложения в своих произведениях.

  1. Работа с новым материалом.

  1. Итак, во-первых, необходимо выяснить, какие односоставные предложения называются безличными. Я прочитаю небольшой отрывок из воспоминаний критика о личности Лермонтова.

«Я был… у Лермонтова и попал очень удачно. У него никого не было. Ну, батюшка, в первый раз я видел этого человека настоящим человеком!!!...Первые минуты мне было неловко, а потом у нас завязался какой-то разговор об английской литературе и Вальтере Скотте…Я смотрел на него – и не верил ни глазам своим, ни ушам. Лицо у него приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою… В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке. Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!

…Мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлаждённом и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».    

       - Как вы думаете, как В.Г.Белинский относится к Лермонтову?

      -Какие достоинства открыл критик в Лермонтове, когда познакомился с ним поближе?

   

Давайте посмотрим на отрывок из высказывания В.Г.Белинского о личности Лермонтова. (слайд 4)

- Выделите, пожалуйста, грамматические основы предложения. Какое оно?

- Называется ли тот, кто производит действие в этом односоставном предложении? Можем ли мы восстановить подлежащее?

Итак, вы, наверно, догадались, что перед вами безличное предложение. Давайте попробуем сформулировать, что же такое безличное предложение.  

  1. А теперь откроем тетради для правил и запишем правило: Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, к-рое представлено без участия грамматического субъекта действия (подлежащего).

Посмотрим на то, чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении.

(слайд 5), запишем это в тетради для правил.

  1. Актуализация нового материала.

Безличные предложения часто употребляются в художественной речи, потому что они придают речи выразительность, лаконичную форму обозначения состояний природы и человека, передают личное восприятие действительности. Сейчас вы запишите и разберёте несколько предложений из лирических произведений М.Ю.Лермонтова и, надеюсь, увидите, сколько искренности и красоты в этих предложениях.

  1. Работа у доски

А) И скучно, и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

Б)  И верится, и плачется,

И так легко, легко.

В) Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

        И до конца стоять...

  1. (слайд 5)

Перепишите отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Выделите главные члены предложений и найдите односоставные предложения. Определите их вид.

(Во время того, как учащиеся работают с текстом, звучит романс «Выхожу один я на дорогу» Сергея Лемешева).

  1. Подведение итогов

  1. Домашнее задание

  1. П.35 упр.199, 203
  2. Творческое задание (сочинение по впечатлениям от одной из картин М.Ю.Лермонтова с использованием безличных предложений).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по немецкому языку "Безличные предложения" 5 класс

Конспект урока по теме "Безличные предложения"...

конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Безличное предложение" (по учебнику Тростенцовой Л.А.)

Первый урок по теме "безличные предложения" формирует умение определять безличное предложение и характеризовать его, совершенствуются орфографические, речевые и пунктуационные навыки учащихся. На урок...

Урок русского языка в 8 классе на тему "Безличные предложения"

Урок русского языка в 8 классе на краеведческом материале...

Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.

Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...

Урок-конспект. Русский язык 8 класс. Безличные предложения.

Данный урок предлагает рассмотрение одной из труднейших тем в курсе руссуого языка за 8 класс. Здесь вы можете найти материалы не только для того, чтобы дать представление о безличных предложениях и с...

технологическая карта урока по теме "Безличные предложения" 8 класс

Технологическая карта урока - достаточно новое явление в арсенале учителя -гуманитария. Она (карта) представляет "обобщенный сценарий урока", что позволяет реализовывать личностно-ориентированный подх...