"Лексика. Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Потина Светлана Геннадьевна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx87.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21» г. Владимира

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Лексика. Устаревшие слова»

«Русский язык. 5 класс»                             С.И. Львова, В.В. Львов

Учитель русского языка и литературы Потина Светлана Геннадьевна,                       I квалификационная категория

2013 г.


  1. Цели  урока:

Предметные:

а) познакомить учащихся с устаревшими словами и причинами их выхода из активного употребления;

б) совершенствовать умения и навыки:

   - находить устаревшие слова в тексте;

   - формирование умения находить в толковом словаре устаревшие слова и обосновывать использование их в художественном тексте;

в) развивать умение определять лексическое значение устаревших слов

г) заменять устаревшие слова синонимами.

Метапреметные:

а) развивать аналитическое мышление,

б) развивать умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.

Личностные:

а) воспитывать культуру речи; формирование познавательных интересов учащихся.

б) вырабатывать навыки групповой работы.  

  1. Задачи.

Обучающие:

развить умение находить устаревшие слова в тексте;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

Развивающие:

развитие критического мышления, внимания обучающихся;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;

развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

  1. Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор.

 

Ход урока:

  1. Работа с классом (повторение изученных терминов из раздела «Лексика»). Слайд 1.

Задание 1: вставить  слова в предложения, дающие их толкования. (См. приложение 1).

  1. Создание мотивации, побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Слайд 3, 4.

Время катит чередом,

Час за часом, день за днем,-

И на первую седмицу

Братья едут в град - столицу.  

Повели коней в конюшни

         Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

         Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами

Назовите слова, значение которых вам непонятно.

  1. Изучение нового материала. Работа с учебником (стр. 51).

(Слайд 5, 6) Седмица -  так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней, то есть неделя. А знаете ли вы, что в старину было слово неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете, почему?

Град – так в старину называли  город. Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть.

Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из  нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. Как можно назвать эти слова: кушак – пояс?  Итак,  мы видим одну из причин исчезновения устаревших слов – они заменились другими словами – синонимами.

  1. Соотнесите устаревшие слова с современными (упр. 706).

Слайд 7. А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники? Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова  мы используем и сейчас. Попробуем подобрать  эти однокоренные слова.

Чело – чёлка http://rus.1september.ru/2008/15/9-1.jpg

 Очи – очевидный, очки

 Уста – устный

 Перст -  перстень

 (Выделите корень)

Задание 2. Работа в парах.

- Собрать разрезанные на 2 части старинные русские выражения. Установите с помощью толкового словарика значение устаревших слов, обозначавших меры длины. (См. приложение 2) Слайд 8

- На уроке математики. Решите задачу (упр. 708). Посчитайте  размер камня, который описан в отрывке.

  1. Работа в группах.

Задание 3. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь в случае необходимости толковым словарём (См. приложение 3).

Физкультминутка: Пощелкайте перстами,  улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

Задание №4. Исследовательская работа с текстом.

Текст для мальчиков

Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.

1. Определите тему текста, озаглавьте его.

2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. 

Текст для девочек

Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом доме – за неё садились уже с 6 – 7 лет.

Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.

 Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.

1. Определите тему текста, озаглавьте его.

2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. 

6. Слово учителя. Подводим итоги. Рефлексия.

Домашнее задание:

1) (повышенной сложности) Найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. (См. приложение)

2) упр. 704 (определить лексическое значение данных слов по толковому словарику, изобразить их с помощью рисунка.

СТРУКТУРА  УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент. Введение в тему урока

Вступительное слово      учителя.

создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Восприятие информации.

1 мин.

Повторение материала предыдущих уроков.

Слайд 2

Фронтальный опрос

Ответы на вопросы.

2 мин.

Ввод в новую тему.

Слайд 3, 4.

Создание мотивации, побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме

Поиск ответа на проблемный вопрос.

5 мин.

Изучение нового материала.

Слайд 5,6

Учитель направляет, консультирует.

Работа с учебником

3 мин.

Закрепление материала

Слайд 7

Слайд 8

Инд. работа - упр. 706

5 мин.

Работа в парах – собрать пословицы, решить задачу

5 мин.

Работа в группах - распределить устаревшие слова по тематическим группам (работа со словарем)

5 мин.

Инд. работа – анализ текста

5 мин.

Домашнее задание.

Комментарий к заданию (дифференцированное задание по уровню сложности). Ответы на вопросы.

Выбирают задание из предложенных учителем

4 мин.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Самоанализ своей деятельн. на уроке.

5 мин.

Использованы материалы сайтов:

http://nsportal.ru/

http://nsc.1september.ru/2004/03/1.htm

http://www.testsoch.com/tema-uroka-ustarevshie-slova/

http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/663-ustarevshie-slova.html

http://www.zavuch.info/methodlib/328/73203/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устаревшие слова».

Цели:Развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературойВоспитывающая- воспитывать интерес к истории РоссииКоррекционная – ...

Презентация к уроку русского языка "Устаревшие слова"

Презентация  помогает учащимся увидеть национально-культурные традиции русского народа. Материал презентации способствует глубокому осмыслению и освоению темы. Побуждает интерес и изучению русско...

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова"

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова" даёт возможность проследить, как в  языке отражается  история народа; узнать, что такое устаревшие слова, пополнить свой лек...

Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Устаревшие слова.

В уроке дается  представление об устаревших словах,  осуществляется знакомство со значением некоторых из них; совершенствуется умение учащихся работать в режиме онлайн с тестами, а также с э...

Лексика_Устаревшие слова

Часть презентации к уроку...

Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".

Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы"....