"Лексика. Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21» г. Владимира
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Лексика. Устаревшие слова» |
«Русский язык. 5 класс» С.И. Львова, В.В. Львов |
Учитель русского языка и литературы Потина Светлана Геннадьевна, I квалификационная категория |
2013 г. |
- Цели урока:
Предметные:
а) познакомить учащихся с устаревшими словами и причинами их выхода из активного употребления;
б) совершенствовать умения и навыки:
- находить устаревшие слова в тексте;
- формирование умения находить в толковом словаре устаревшие слова и обосновывать использование их в художественном тексте;
в) развивать умение определять лексическое значение устаревших слов
г) заменять устаревшие слова синонимами.
Метапреметные:
а) развивать аналитическое мышление,
б) развивать умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.
Личностные:
а) воспитывать культуру речи; формирование познавательных интересов учащихся.
б) вырабатывать навыки групповой работы.
- Задачи.
Обучающие:
развить умение находить устаревшие слова в тексте;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Развивающие:
развитие критического мышления, внимания обучающихся;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;
развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
- Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор.
Ход урока:
- Работа с классом (повторение изученных терминов из раздела «Лексика»). Слайд 1.
Задание 1: вставить слова в предложения, дающие их толкования. (См. приложение 1).
- Создание мотивации, побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме. Слайд 3, 4.
Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
Братья едут в град - столицу.
Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами
Назовите слова, значение которых вам непонятно.
- Изучение нового материала. Работа с учебником (стр. 51).
(Слайд 5, 6) Седмица - так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней, то есть неделя. А знаете ли вы, что в старину было слово неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете, почему?
Град – так в старину называли город. Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть.
Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа. Как можно назвать эти слова: кушак – пояс? Итак, мы видим одну из причин исчезновения устаревших слов – они заменились другими словами – синонимами.
- Соотнесите устаревшие слова с современными (упр. 706).
Слайд 7. А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники? Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас. Попробуем подобрать эти однокоренные слова.
Чело – чёлка
Очи – очевидный, очки
Уста – устный
Перст - перстень
(Выделите корень)
Задание 2. Работа в парах.
- Собрать разрезанные на 2 части старинные русские выражения. Установите с помощью толкового словарика значение устаревших слов, обозначавших меры длины. (См. приложение 2) Слайд 8
- На уроке математики. Решите задачу (упр. 708). Посчитайте размер камня, который описан в отрывке.
- Работа в группах.
Задание 3. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь в случае необходимости толковым словарём (См. приложение 3).
Физкультминутка: Пощелкайте перстами, улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
Задание №4. Исследовательская работа с текстом.
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расплавлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец.
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом веке прялка была в каждом доме – за неё садились уже с 6 – 7 лет.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2.Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено.
6. Слово учителя. Подводим итоги. Рефлексия.
Домашнее задание:
1) (повышенной сложности) Найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. (См. приложение)
2) упр. 704 (определить лексическое значение данных слов по толковому словарику, изобразить их с помощью рисунка.
СТРУКТУРА УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
Организационный момент. Введение в тему урока | Вступительное слово учителя. создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Восприятие информации. | 1 мин. | ||
Повторение материала предыдущих уроков. | Слайд 2 | Фронтальный опрос | Ответы на вопросы. | 2 мин. | |
Ввод в новую тему. | Слайд 3, 4. | Создание мотивации, побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме | Поиск ответа на проблемный вопрос. | 5 мин. | |
Изучение нового материала. | Слайд 5,6 | Учитель направляет, консультирует. | Работа с учебником | 3 мин. | |
Закрепление материала | Слайд 7 Слайд 8 | Инд. работа - упр. 706 | 5 мин. | ||
Работа в парах – собрать пословицы, решить задачу | 5 мин. | ||||
Работа в группах - распределить устаревшие слова по тематическим группам (работа со словарем) | 5 мин. | ||||
Инд. работа – анализ текста | 5 мин. | ||||
Домашнее задание. | Комментарий к заданию (дифференцированное задание по уровню сложности). Ответы на вопросы. | Выбирают задание из предложенных учителем | 4 мин. | ||
Подведение итогов урока. | Рефлексия. | Самоанализ своей деятельн. на уроке. | 5 мин. |
Использованы материалы сайтов:
http://nsc.1september.ru/2004/03/1.htm
http://www.testsoch.com/tema-uroka-ustarevshie-slova/
http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/663-ustarevshie-slova.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Устаревшие слова».
Цели:Развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературойВоспитывающая- воспитывать интерес к истории РоссииКоррекционная – ...
Презентация к уроку русского языка "Устаревшие слова"
Презентация помогает учащимся увидеть национально-культурные традиции русского народа. Материал презентации способствует глубокому осмыслению и освоению темы. Побуждает интерес и изучению русско...
Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова"
Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова" даёт возможность проследить, как в языке отражается история народа; узнать, что такое устаревшие слова, пополнить свой лек...
Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Устаревшие слова.
В уроке дается представление об устаревших словах, осуществляется знакомство со значением некоторых из них; совершенствуется умение учащихся работать в режиме онлайн с тестами, а также с э...
Лексика_Устаревшие слова
Часть презентации к уроку...
Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".
Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы"....
Тест. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы
Обобщающий урок по разделу "Лексика"....