«Устаревшие слова».
план-конспект урока (8 класс) по теме

Тужикова Лариса Николаевна

Цели:

Развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературой

Воспитывающая- воспитывать интерес к истории России

Коррекционная – следить за произносительной стороной речи.

Оборудование: кодоскоп, мультимедийная установка, таблички со словарем, текст с отрывком из сказки, жемчужные бусы ,  репродукция  картины   В. М.  Васнецова « Три богатыря»,  Ожегов  С.И. « Толковый словарь русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustarevshie_slova.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

В 8- а классе на тему «Устаревшие слова».

Цели:

развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературой

Воспитывающая- воспитывать интерес к истории России

Коррекционная – следить за произносительной стороной речи.

Оборудование:

 кодоскоп, мультимедийная установка, таблички со словарем, текст с отрывком из сказки, жемчужные бусы ,  репродукция  картины   В. М.  Васнецова

« Три богатыря»,  Ожегов  С.И. « Толковый словарь          

русского языка»

Ход урока.

1 Организационный момент.

На слух – установка говорить правильно, четко.

2 Повторение пройденного материала.

-В начале урока мы поработаем над составом слова. Ваша задача подобрать однокоренные слова к слову « старина» и выделить  в них корень.

Проверяем. Какие слова вы подобрали ?  Какой выделили корень?

( работа проверяется через кодоскоп)

Ребята подобрали однокоренные слова  старинный, стар, старье, старый.

3 Введение в тему урока.

-Я попросила вас поработать с этими словами не случайно. Сегодня на уроке мы побываем в Древней Руси. Представьте, что мы оказались в старинном русском городе. Люди , которые рядом с нами , говорят на русском языке, но мы многие слова не понимаем. Мы слышим слова чупрун, ендова, лучина. Вы понимаете о чем идет речь? И мне трудно их понять. И люди одеты очень странно. Давайте вместе разберемся в незнакомых словах.

( на мультимедийной установке показано изображение простой женщины)

  1. Ребята, вы можете описать костюм простой женщины? Во что она одета?
  2. На голове у женщины кокошник. На ней длинная холщовая рубаха, на рубаху надет сарафан.
  3. А теперь посмотрим как одет мужчина.  На нем порты, длинная рубаха – косоворотка, она подвязана тонким поясом, ноги обернуты онучами и поверх них надеты лапти.
  4. А теперь подумайте и запишите названия одежды, которую мы сейчас  не носим .

( ученики выписывают слова онучи, лапти, порты, косоворотка, кокошник)

  1. Как вы думаете, как называются такие слова? Употребляем ли мы сейчас их в речи?
  2. Нет мы их не употребляем, потому что это устаревшие слова.

4 Сообщение темы урока.

  1. Вот мы с вами и выделили тему нашего сегодняшнего урока – « Устаревшие слова». Наша задача - познакомиться с рядом устаревших слов и с их значением.

5 Работа над новым материалом.

  1. Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова , появляются другие Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным , а потом и совсем исчезает. Отмирание слов вызвыно самой жизнью. Если уходит из жизни какой- нибудь предмет , вместе с ним уходит и слово. А с устаревшими словами мы можем встретиться в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны.
  2. Сейчас мы прочитаем отрывок из одной хорошо известной вам сказки. У вас на партах лежат листочки с текстом, вы должны подчеркнуть в тексте устаревшие слова .

( читается отрывок из сказки « Сказка о рыбаке и рыбке» )

  1. Из какого произведения этот отрывок?
  2. Кто автор ?
  3. Какие вы подчеркнули слова?

( терем, душегрейка, маковка, кичка, огрузили, чупрун )

  1. Да, ребята , это та самая  старуха, которую рыбка превратила  в дворянку. Давайте посмотрим , во что одевались богатые женщины в Древней Руси .

( на мультимедийной установке изображение дворянки )

  1. На маковке ( макушка головы) парчовая кичка.

Парча – это шелковая ткань с золотыми и серебряными нитями .( показывается ткань)

  1. А что такое кичка?
  2. Это головной убор.
  3. Вам понятно слово душегрейка? Это одежда без рукавов. Соболья душегрейка  - это душегрейка из ценного соболиного меха.

( объясняются слова огрузили,  жемчуга, перстни)

  1. Мы познакомились с устаревшими словами , которые помогли нам представить внешний вид русской дворянки.

6 Физминутка.

7 Работа над новым материалом.

  1. Пока люди , живущие в Древней Руси работали, отдыхали их покой охраняли богатыри. Они зорко стояли на страже Русской земли. У них одна цель , одно желание – защищать свою родину, землю от врагов.
  2. А кто такой богатырь?
  3. Сильный, смелый человек.
  4. Подберите синонимы к слову богатырь.
  5.  Воин.
  6. Как еще называли на Руси воинов?
  7. Ребята,  на Руси войско называли рать

Добавьте к слову рать суффикс –ник-, что получилось.

 -Ратник.

  1. Это тоже воин.
  2. Послушайте еще один отрывок из произведения Пушкина.

« И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных»

  1. Витязь – это тоже воин.
  2. Запишите синонимы к слову воин .
  3. Употребляем ли мы слова ратник, витязь, богатырь сейчас? Как они называются?
  4. Устаревшие слова.

8 Работа с репродукцией картины Васнецова В. М.

  1. А теперь посмотрите на репродукцию картины  Васнецова В. М. « Три богатыря»  и назовите былинных героев.
  2. Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
  3.    Сейчас мы узнаем, как одевались богатыри и какие у них были доспехи.

(знакомство с названием одежды богатырей идет через мультимедийную установку и « Толковый словарь русского языка» Ожегова)

  1. А теперь попробуйте  самостоятельно описать богатырей с целью закрепления устаревших слов, используемых при описании.

( самостоятельная работа в тетрадях и проверка работ)

  1. Ребята, мы познакомились с устаревшими словами и почему же эти слова устарели нам поможет разобраться « Книга жалоб»

« Натерла до крови мои руки грубая холщовая рубаха»

« Шлем давит мне на голову, тяжело его носить»

« Кольчуга зажала все мое тело»

« Промокли лапти в дождливую осеннюю погоду»

-Неудобно было ходить в этих вещах, вот и заменили их более удобные и практичные вещи.

9 Итог урока.

  1. Сегодня на уроке мы познакомились с устаревшими словами. Что это за слова?
  2. Это слова, которые перестали употребляться в современном языке.
  3. Вам интересно было путешествовать в мире русских слов?
  4. Да, интересно.
  5. Мы сегодня говорили о тех словах, которые вышли из употребления, но есть много слов, которые мешают нам в жизни - это лень, зависть, страх. Хотелось, чтобы скорее устарели эти слова. А какие слова вам мешают?
  6. Ложь, жадность, жестокость , трусость,

 неряшливость.

  1. Когда устареют эти слова  я думаю, нам всем будет легче жить

Вечером запишите устаревшие слова и слова, соответствующие им в наше время

Выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Устаревшие слова"

Презентация  помогает учащимся увидеть национально-культурные традиции русского народа. Материал презентации способствует глубокому осмыслению и освоению темы. Побуждает интерес и изучению русско...

Урок- презентация "Устаревшие слова"

Урок- презентация по теме "Устаревшие слова" с использованием фрагмента художественного фильма...

Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"

Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...

Урок по теме "Устаревшие слова"

На уроке учащиеся знакомятся со значениями некоторых устаревших слов и фразеологизмов, учатся работать со словарями, обращаются к сказкам, в которых употребляются устаревшие слова. Рассматривается реп...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова" с использованием технологии речевого критического мышления....

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова"

Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова" даёт возможность проследить, как в  языке отражается  история народа; узнать, что такое устаревшие слова, пополнить свой лек...