«Устаревшие слова».
план-конспект урока (8 класс) по теме
Цели:
Развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературой
Воспитывающая- воспитывать интерес к истории России
Коррекционная – следить за произносительной стороной речи.
Оборудование: кодоскоп, мультимедийная установка, таблички со словарем, текст с отрывком из сказки, жемчужные бусы , репродукция картины В. М. Васнецова « Три богатыря», Ожегов С.И. « Толковый словарь русского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку
В 8- а классе на тему «Устаревшие слова».
Цели:
развивающая- обогащать словарный запас учащихся за счет устаревших слов, вырабатывать умение пользоваться справочной литературой
Воспитывающая- воспитывать интерес к истории России
Коррекционная – следить за произносительной стороной речи.
Оборудование:
кодоскоп, мультимедийная установка, таблички со словарем, текст с отрывком из сказки, жемчужные бусы , репродукция картины В. М. Васнецова
« Три богатыря», Ожегов С.И. « Толковый словарь
русского языка»
Ход урока.
1 Организационный момент.
На слух – установка говорить правильно, четко.
2 Повторение пройденного материала.
-В начале урока мы поработаем над составом слова. Ваша задача подобрать однокоренные слова к слову « старина» и выделить в них корень.
Проверяем. Какие слова вы подобрали ? Какой выделили корень?
( работа проверяется через кодоскоп)
Ребята подобрали однокоренные слова старинный, стар, старье, старый.
3 Введение в тему урока.
-Я попросила вас поработать с этими словами не случайно. Сегодня на уроке мы побываем в Древней Руси. Представьте, что мы оказались в старинном русском городе. Люди , которые рядом с нами , говорят на русском языке, но мы многие слова не понимаем. Мы слышим слова чупрун, ендова, лучина. Вы понимаете о чем идет речь? И мне трудно их понять. И люди одеты очень странно. Давайте вместе разберемся в незнакомых словах.
( на мультимедийной установке показано изображение простой женщины)
- Ребята, вы можете описать костюм простой женщины? Во что она одета?
- На голове у женщины кокошник. На ней длинная холщовая рубаха, на рубаху надет сарафан.
- А теперь посмотрим как одет мужчина. На нем порты, длинная рубаха – косоворотка, она подвязана тонким поясом, ноги обернуты онучами и поверх них надеты лапти.
- А теперь подумайте и запишите названия одежды, которую мы сейчас не носим .
( ученики выписывают слова онучи, лапти, порты, косоворотка, кокошник)
- Как вы думаете, как называются такие слова? Употребляем ли мы сейчас их в речи?
- Нет мы их не употребляем, потому что это устаревшие слова.
4 Сообщение темы урока.
- Вот мы с вами и выделили тему нашего сегодняшнего урока – « Устаревшие слова». Наша задача - познакомиться с рядом устаревших слов и с их значением.
5 Работа над новым материалом.
- Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова , появляются другие Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным , а потом и совсем исчезает. Отмирание слов вызвыно самой жизнью. Если уходит из жизни какой- нибудь предмет , вместе с ним уходит и слово. А с устаревшими словами мы можем встретиться в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны.
- Сейчас мы прочитаем отрывок из одной хорошо известной вам сказки. У вас на партах лежат листочки с текстом, вы должны подчеркнуть в тексте устаревшие слова .
( читается отрывок из сказки « Сказка о рыбаке и рыбке» )
- Из какого произведения этот отрывок?
- Кто автор ?
- Какие вы подчеркнули слова?
( терем, душегрейка, маковка, кичка, огрузили, чупрун )
- Да, ребята , это та самая старуха, которую рыбка превратила в дворянку. Давайте посмотрим , во что одевались богатые женщины в Древней Руси .
( на мультимедийной установке изображение дворянки )
- На маковке ( макушка головы) парчовая кичка.
Парча – это шелковая ткань с золотыми и серебряными нитями .( показывается ткань)
- А что такое кичка?
- Это головной убор.
- Вам понятно слово душегрейка? Это одежда без рукавов. Соболья душегрейка - это душегрейка из ценного соболиного меха.
( объясняются слова огрузили, жемчуга, перстни)
- Мы познакомились с устаревшими словами , которые помогли нам представить внешний вид русской дворянки.
6 Физминутка.
7 Работа над новым материалом.
- Пока люди , живущие в Древней Руси работали, отдыхали их покой охраняли богатыри. Они зорко стояли на страже Русской земли. У них одна цель , одно желание – защищать свою родину, землю от врагов.
- А кто такой богатырь?
- Сильный, смелый человек.
- Подберите синонимы к слову богатырь.
- Воин.
- Как еще называли на Руси воинов?
- Ребята, на Руси войско называли рать
Добавьте к слову рать суффикс –ник-, что получилось.
-Ратник.
- Это тоже воин.
- Послушайте еще один отрывок из произведения Пушкина.
« И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных»
- Витязь – это тоже воин.
- Запишите синонимы к слову воин .
- Употребляем ли мы слова ратник, витязь, богатырь сейчас? Как они называются?
- Устаревшие слова.
8 Работа с репродукцией картины Васнецова В. М.
- А теперь посмотрите на репродукцию картины Васнецова В. М. « Три богатыря» и назовите былинных героев.
- Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
- Сейчас мы узнаем, как одевались богатыри и какие у них были доспехи.
(знакомство с названием одежды богатырей идет через мультимедийную установку и « Толковый словарь русского языка» Ожегова)
- А теперь попробуйте самостоятельно описать богатырей с целью закрепления устаревших слов, используемых при описании.
( самостоятельная работа в тетрадях и проверка работ)
- Ребята, мы познакомились с устаревшими словами и почему же эти слова устарели нам поможет разобраться « Книга жалоб»
« Натерла до крови мои руки грубая холщовая рубаха»
« Шлем давит мне на голову, тяжело его носить»
« Кольчуга зажала все мое тело»
« Промокли лапти в дождливую осеннюю погоду»
-Неудобно было ходить в этих вещах, вот и заменили их более удобные и практичные вещи.
9 Итог урока.
- Сегодня на уроке мы познакомились с устаревшими словами. Что это за слова?
- Это слова, которые перестали употребляться в современном языке.
- Вам интересно было путешествовать в мире русских слов?
- Да, интересно.
- Мы сегодня говорили о тех словах, которые вышли из употребления, но есть много слов, которые мешают нам в жизни - это лень, зависть, страх. Хотелось, чтобы скорее устарели эти слова. А какие слова вам мешают?
- Ложь, жадность, жестокость , трусость,
неряшливость.
- Когда устареют эти слова я думаю, нам всем будет легче жить
Вечером запишите устаревшие слова и слова, соответствующие им в наше время
Выставляются оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Устаревшие слова"
Презентация помогает учащимся увидеть национально-культурные традиции русского народа. Материал презентации способствует глубокому осмыслению и освоению темы. Побуждает интерес и изучению русско...
Урок- презентация "Устаревшие слова"
Урок- презентация по теме "Устаревшие слова" с использованием фрагмента художественного фильма...
Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"
Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит приме...
Урок по теме "Устаревшие слова"
На уроке учащиеся знакомятся со значениями некоторых устаревших слов и фразеологизмов, учатся работать со словарями, обращаются к сказкам, в которых употребляются устаревшие слова. Рассматривается реп...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Устаревшие слова" с использованием технологии речевого критического мышления....
Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова"
Заключительный урок проекта "Слова-старики, или устаревшие слова" даёт возможность проследить, как в языке отражается история народа; узнать, что такое устаревшие слова, пополнить свой лек...
Тест. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы
Обобщающий урок по разделу "Лексика"....