Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
презентация к уроку по русскому языку на тему
Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
Цель: повторить и углубить теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация».
Задачи:
1. Образовательные - проверить умения и навыки находить простые и сложные предложения и определять их структуру, различать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания, выделять тему текста.
2. Коррекционно-развивающие – вырабатывать умение делать выводы, развивать логическое мышление и речь учащихся, зрительную и слуховую память.
3. Воспитательная – учить эмоциональному восприятию слова, текста, стремлению к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_izuchennogo_po_teme_sintaksis_i_punktuatsiya.rar | 406.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
Цель: повторить и углубить теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация».
Задачи:
1. Образовательные - проверить умения и навыки находить простые и сложные предложения и определять их структуру, различать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания, выделять тему текста.
2. Коррекционно-развивающие – вырабатывать умение делать выводы, развивать логическое мышление и речь учащихся, зрительную и слуховую память.
3. Воспитательная – учить эмоциональному восприятию слова, текста, стремлению к творчеству.
Ход урока.
Слайд 1
I. Организационный момент.
II. Повторение - опрос.
Терминологический диктант.
Задание: продолжите предложения, ответы запишите через запятую.
а) в синтаксисе изучаются словосочетания и … (предложения);
б) главные члены предложения – это… (грамматическая основа);
в) второстепенные члены предложения – это… (дополнение, определение, обстоятельство);
г) по цели высказывания предложения бывают …(повествовательные, вопросительные, побудительные);
д) по эмоциональной окраске ( восклицательные, невосклицательные).
Задание: вспомните ещё 2-3 термина, связанных с темой «Синтаксис и
пунктуация» и запишите в тетрадь (прямая речь, диалог, словосочетание и т. д.).
Вопрос классу:
- На какое правило вы записали слова в терминологическом диктанте?
(На непроверяемые гласные и согласные в корне слова).
- Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемых гласных и согласных в корне слова? (Говорят правило).
III. Актуализация знаний.
Слайд 2
Как хорош лес осенью! Загл..ните в лес. Воздух чистый. Листья налились, от..желели и пот..кли. Зашумел в лесу з…лотой дождь. Слышите? Капля по листику щёлкнет, сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и сразу брызнут листья по ст..р…нам. Шумит з..лотой дождь. Хорошо осенней порой в лесу!
Задание:
- Прочитайте про себя, затем 1чел. читает вслух выразительно.
- Что представляет собой эта запись? Набор предложений или текст?
- Докажите, что это текст? (Предложения связаны по смыслу и грамматически, есть тема, можно озаглавить).
- Как озаглавим? (Золотой дождь).
- В прямом или переносном значении употреблено слово золотой дождь? (В переносном значении).
- Есть ли в тексте ещё слова с переносным значением? Назовите? (Полились, отяжелели, щёлкнет, брызнут).
- Определите тему высказывания? (О дожде).
- Какие предложения по цели высказывания употребляются в тексте? (Повествовательные, побудительные, вопросительные).
- Прочитайте их, соблюдая правильную интонацию
- Есть ли предложения в тексте, которые выражают сильные чувства и произносятся с особой интонацией?
- Какое чувство выражает автор в этих предложениях? (Чувство радости, восторга перед природой).
- Посмотрите ещё раз внимательно на текст и скажите, из какой книги он взят. Из научной или художественной?
IV. Физминутка
- Выпишите из текста слова с пропуском букв и объясните условие выбора орфограммы графически (1чел. у доски).
Загл..ните – взгляд
Пот..кли - течь
Ст..р..нам – стороны, сторонка
От..желели – тяжесть
З…лотой – золото , позолоченный
Слайд 3 (Проверь себя).
Слайд 4
Учитель: Готовясь к данному уроку, я обратилась за помощью к Незнайке, чтобы помог мне составить схемы предложений из данного текста. Он с большим удовольствием откликнулся на мою просьбу и начертил схемы предложений. ( Игровой момент. Показываю Незнайку).
Записывают предложения, соответствующие схемам.
Слайд 5
Учитель: А вот в этой схеме Незнайка что – то не так сделал. Посмотрите внимательно и скажите что? (Обвести кружком однородные члены предложения). А какие это однородные члены предложения? Главные или второстепенные? (1 чел. выходит к доске).
Учитель: Прочитайте из домашнего упражнения 253 только предложения с однородными членами. Какие это однородные члены главные или второстепенные?
Слайд 6.
Учитель: Есть ли в этом тексте сложные предложения? Найдите и прочитайте их. Докажите, что они сложные. Начертите схемы этих предложений. (1чел.выходит к доске).
Слайд 7 (Проверь себя).
Слайд 8
Учитель: (Игровой момент). На столе стоит детская пирамида. Скажите ребята, чем она похожа на сложное предложение? (Предполагаемый ответ: сложное предложение состоит из простых предложений, как пирамидка из колечек).
Чем отличается сложное предложение от простого предложения?
Вопрос классу: Какие сложные предложения союзные или бессоюзные встретились в данном тексте?
V. Домашнее задание. (Слайд 9).
Подробная инструкция выполнения упражнения 251.
1. Надо составить в данном упражнении предложения по предложенным схемам. Их 5.
2. Посмотрите внимательно на схемы предложений и скажите, какие это будут предложения? Простые или сложные?
3. Я предлагаю вам составить 3 предложения по схемам (на выбор).
4. Подготовиться к игре «Один против всех» по контрольным вопросам на стр. 105 -106
VI. Самостоятельная работа.
Слайд 10
Учитель: Вот перед вами репродукции картин великих художников и фотоиллюстрации осенних пейзажей (Приложение 1). Об осени можно написать красками, а можно сказать и словом. У каждого из вас на парте иллюстрация об осени. Напишите 2-4 предложения и подчеркните в этих предложениях грамматическую основу. (Звучит музыка. Приложение 2).
VI. Рефлексия.
Учитель: Подведите итоги своей деятельности на уроке.
1. Чему каждый из вас сегодня научился на уроке?
2. Что запомнилось?
3. Какой момент урока был для Вас самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок для повторения и закрепления темы "Синтаксис и пунктуация"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"...
Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....
Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....
Контрольная работа по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс.
Контрольная работа по теме "Синтаксис и пунктуация" для 5 класса. Контрольная работа включает 7 заданий для двух вариантов....
Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...
Урок на тему: "Обобщение по теме Синтаксис и Пунктуация"
Урок-обобщение...