Урок по теме «Безличные предложения» в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок иллюстрирует практический опыт использрвания технологии разноуровневого обучения на уроке русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Безличные предложения» в 8 классе.
Цели урока.
- Образовательная (дать представление об односоставных безличных предложениях, научить отличать их от других типов односоставных предложений).
- Развивающая (создать условия для развития познавательных психических процессов учащихся, познавательной мотивации, умения работать в группе).
- Воспитательная (создать условия для развития эстетического вкуса учащихся, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова)
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Задание 1.
Распределите предложения по группам, установите соответствие.
Тип предложения | № предложений |
Двусоставное предложение | |
Определённо–личное предложение | |
Неопределённо-личное предложение | |
? |
1) Москва, Москва!..люблю тебя как сын…(М.Ю.Лермонтов)
2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)
3) Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Ведут ко мне коня.
9) В избе жарко натопили.
10) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей.
Карточка-информатор для выполнения задания на 1 (базовом уровне).
Инструкция.
Если вы считаете, что недостаточно хорошо усвоили предыдущий материал, воспользуйтесь таблицей при выполнении задания.
Двусоставные Предложения Подлеж.+ сказуемое. | Односоставные предложения с одним главным членом- сказуемым. | |||
Определенно-личное | Неопределен но-личное | Обобщенно-личные | ? | |
В форме 1 и 2 лица | В форме 3 лица в наст. И буд.времени, в форме мн.ч. пр. вр. | Это опр-лич. И неопр-лич. Предложения, указывают, что действие производит любое лицо |
Карточка-информатор для выполнения задания на 2 (репродуктивном уровне).
Если вы усвоили основные понятия, но вам необходима помощь, воспользуйтесь алгоритмом работы.
Алгоритм определения типов односоставных предложений.
1.Определяю основу предложения.
2.Основа имеет и подлежащее, и сказуемое - предложение двусоставное.
3. В предложении один главный член - предложение односоставное.
4.Смотрю, чем выражен главный член предложения.
- Если можно подставить местоимение я, мы, ты, вы – предложение определенно-личное,
- Если можно подставить местоимение он, они - предложение неопределенно-личное
Инструкция для учащихся, выполняющих задание на преобразовательном - 3 уровне.
Если вы чувствуете себя уверенно и хотите проверить свои знания, выполните задание самостоятельно.
Самопроверка.
Тип предложения | № предложений |
Двусоставное предложение | 3,6 |
Определённо–личное предложение | 1,2,5 |
Неопределённо-личное предложение | 8,9 |
? |
3.Фронтальная беседа с классом.
Вопросы.
- Есть ли предложения, которые вы не определили ни в одну группу?
- Попробуйте подставить в предложения подлежащие - личные местоимения.
- Что получилось?
Вывод – предложения безличные – тема урока.
- Определите цели, которые мы будем ставить, изучая данную тему.
Предлагаемые ответы.
Мы будем учиться отличать безличные предложения от других предложений.
4.Изучение нового материала.
Работа с текстом в исследовательских группах. Разноуровневые задания.
Цель: выявить значения, которые могут выражать безличные предложения.
Задание1 уровня. Установи соответствие.
Предложение | Значение, которое выражает безличное предложение |
1) Пахло земляникой и грибами. | а) внутреннее состояние человека |
2) Беспощадней огня нет врага. | б) состояние окружающей среды |
3) Не было ни гроша, да вдруг алтын. | в) отрицание |
4) У меня на сердце захолонуло!. | г) отсутствие чего-либо |
Задание 2 уровня.
Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева.
Безличные предложения о стихийных, неведомых силах | |
Безличные предложения о состоянии природы | |
Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном) | |
Безличные предложения о состоянии природы | |
Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном) | |
Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия |
Выводы учеников - о группах безличных предложений по значению.
Стихийные явления, состояние природы:
Морозит. Вьюжит. Смеркалось.
К вечеру похолодало.
Состояние человека:
Мне думается. Тебе нездоровится?
Нам хорошо.
Долженствование, волеизъявление:
Необходимо запомнить.
Мне ехать.
Бытие:
Случалось.
Демонстрация слайда презентации «Значения безличных предложений».
2.Исследовательская работа с текстами в группах. Разноуровневые задания.
Цель: выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях.
Задания 1 уровня.
Установи соответствие.
1.Предложение: | Сказуемое выражено: |
1) Вам холодно немножко. 2) Про батарею Тушина было забыто. 3) Вам вредно курить. 4) Невыносимо хочется спать!. | а) инфинитивом б) инфинитивом в сочетании с безличным вспомог. глаголом в) наречием г) кратким страд. причастием в форме сред. рода. |
Задания для 2 группы (2 уровня).
Инструкция.
1.Прочитайте текст.
2.Подчеркните грамматические основы в предложениях.
3.Найдите безличные предложения. Напишите над сказуемыми в этих предложениях, в какой форме они употреблены.
4.Заполните таблицу-схему «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях | Примеры |
| |
Текст.
Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (А. П. Чехов).
Проверка. Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях».
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях | Примеры |
Глагол в 3-м лице настоящего времени. | Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами |
Глагол в неопределённой форме | Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. |
Глагол в прошедшем времени, в среднем роде. | Мглы как не бывало. |
Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.
Разобрать – глагол в неопределённой форме
Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.
Различить – глагол в неопределённой форме.
Различить – глагол в неопределённой форме.
Задания для 3 группы (3-й уровень).
Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева «Какое сырое утро!» и «Приветное слово».
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях | Примеры |
Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него) | |
Личным глаголом в безличном значении | |
Инфинитивом | |
Словом категории состояния на -о (предикативным наречием) | |
Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом | |
Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание | |
Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т- |
Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях» учениками 3 группы.
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях | Примеры |
Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него) | Вечереет. Мне нездоровится. |
Личным глаголом в безличном значении | Пахнет сеном… |
Инфинитивом | Да и мне не вернуть этих снов |
Словом категории состояния на -о (предикативным наречием) | Мне грустно… |
Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом | Мне нужно действовать. |
Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание | Уюта – нет! Покоя – нет! |
Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т- | В комнате накурено. |
4.Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.
Анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»
Вопросы, задания к тексту.
- Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?
- Почему текст назван «Тоска»?
- Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет?
- Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте?
- Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений?
5.Диагностика усвоенного.
Графический диктант (слайды презентации) с взаимопроверкой, позволяет вычленить проблемы.
Инструкция. Определите тип односоставного предложения или каждой из частей односоставного предложения.
1) С утра морозит.
2) В избе жарко натоплено.
3) В избе жарко натопили.
4) Вам не видать таких сражений!
5) Приготовьтесь к уроку.
6) Бездонную бочку водой не наполнишь.
7) В воздухе пахнет сосновой смолой.
8) Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело.
9) Иду, и легко мне дышится.
10) Дерево зажгло грозою.
6. Подведение итогов.
Задания и вопросы. Вернемся к заданию в начале урока. Допишете вместо знака вопроса в таблице тип односоставного предложения и впишите примеры в правую колонку таблицы.
Самопроверка.
Тип предложения | № предложений |
Двусоставное предложение | 3,6 |
Определённо–личное предложение | 1,2,5 |
Неопределённо-личное предложение | 8,9 |
Безличные предложения | 4,7,10 |
Фронтальная беседа с классом.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Что было трудным?
- Что понравилось?
Рефлексия.
Допишите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
В группе работать мне было…, потому что …
Помогал мне …
Мешал мне ...
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было …
Домашнее задание.
Задание 1 уровня.
Выполнить упражнение по учебнику.
Задание 2 уровня.
Выписать строфы из поэтических текстов, где встречаются безличные предложения, определить их роль в тексте.
Задание 2 уровня.
Написать сочинение-миниатюру «Зимним утром» с употреблением безличных предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс...
План-конспект урока по теме "Безличное предложение"
Конспект вторго урока по теме "Безличное предложение" и рабочие материалы....
Открытый урок по теме: "Ппростое предложение" 8 класс
Данный урок олбобщает знания по теме "Простое предложение" и дает возможность учителю понять насколько развиты компетенции учащихся в этой области. Материал урока взят из книги М. А. Шолохова "Пожнята...
технологическая карта урока по теме "Безличные предложения" 8 класс
Технологическая карта урока - достаточно новое явление в арсенале учителя -гуманитария. Она (карта) представляет "обобщенный сценарий урока", что позволяет реализовывать личностно-ориентированный подх...
презентация к уроку русского языка "Безличные предложения" 8 класс Бабайцева
презентация к уроку...
Презентация к уроку по теме "Безличные предложения"
Презентация к уроку по теме "Безличные предложения" поможет при организации урока....
Урок по теме "Безличное предложение"
Урок составлен по технологии смешанного обучения "Ротация станций"....