МАСТЕР -КЛАСС : « В1 — словообразование»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Сегодня в мастер-классе я хочу сказать пару слов о задании В1. Хотя словообразование — тема «детская», но все же который год на ней «срезается» около 60-70% сдающих ЕГЭ. Напомню, что здесь встречаются две формулировки:
дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;
2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.
Во-первых, причина самых распространенных ошибок в том, что многие просто не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он отличается от морфемного. Морфемный анализ – это разбор слова по составу, т.е. выделение в нем всех частей (морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_berzegovoy_1.odt | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР -КЛАСС : « В1 — словообразование»
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 аула Егерухай
Кошехабльского района Республики Адыгея
Сегодня в мастер-классе я хочу сказать пару слов о задании В1. Хотя словообразование — тема «детская», но все же который год на ней «срезается» около 60-70% сдающих ЕГЭ. Напомню, что здесь встречаются две формулировки:
- дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;
2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.
Во-первых, причина самых распространенных ошибок в том, что многие просто не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он отличается от морфемного. Морфемный анализ – это разбор слова по составу, т.е. выделение в нем всех частей (морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.
При словообразовательном анализе нужно определить,
какую морфему прибавили последней, чтобы получилось это слово.
Слова образуются по цепочке – от самого короткого, в котором меньше всего морфем, до самого длинного. Обычно каждый раз прибавляется только одна морфема:
равный → равнять → уравнять → уравнение.
Все просто:
равнять — суффиксальный способ, потому что прибавили суффикс -Я-;
уравнять — приставочный способ, потому что прибавили приставку У-;
уравнение — суффиксальный способ: прибавили суффикс -ЕНИЙ-.
Так что, если в слове есть и приставка, и суффикс –
это НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом.
Приставочно-суффиксальный способ – это когда мы прибавляем приставку и суффикс одновременно (кстати, это задание встречается очень часто). Например, этим способом образуются наречия типа:
по-летнему ← летний;
по-русски ← русский;
по-волчьи ← волчий;
во-первых ← первый.
Чтобы найти такие слова в тексте, нужно:
1) выделить в тексте все слова, имеющие приставку и суффикс;
2) у каждого из выделенных слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс – если при этом получаются существующие в природе слова, значит это слово образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и, следовательно, нам не подходит.
Правильный вариант выглядит, например, так:
по-дорож-ник.
В русском языке нет ни слова дорожник, ни слова подорож. Поэтому, чтобы получилось слово подорожник, мы к основе слова дорога прибавили приставку и суффикс одновременно.
Еще примеры:
настольный (от стол — нет слов настол или стольный)
разрыдаться (от рыдать — нет слов разрыдать или рыдаться)
собеседник (от беседа — нет слов собеседа или беседник)
обессилеть (от сила — нет слов силеть, бессилеть или обессила) и т. п.
А теперь –
внимание! – смертельный номер: суффиксы-«невидимки».
Вариант 1: неверное выделение окончания.
С этой морфемой почему-то к старшим классам начинают обращаться неаккуратно, забывая о том, что это изменяемая часть слова.
Например, в слове созвездие окончание -Э, а не -ИЕ (созвездие, созвездия, созвездию и т.п.), а -ИЙ- – это суффикс. Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом:
со-звезд-ий-э (от звезда – нет слов созвезда или звездие).
Вариант 2.
Как вы думаете, каким способом образовано слово взморье? Уж точно не приставочным, потому что, если мы уберем приставку ВЗ-, останется непонятное морье. В чем «фишка»?
Не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е:
вз-мор-й-э (от море – приставочно-суффиксальный способ).
Похожие слова встречаются не так уж редко:
пере-путь-й-э (от путь)
за-рубежь-й-э (от рубеж)
при-морь-й-э (от море) и т.п.
Совет: обращайте особое внимание на слова с такими концовками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе "Способы словообразования"
Урок рассчитан на 2 часа....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Способы словообразования"
Урок рассчитан на 2 часа....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...
Мастер - класс по теме"Словообразование" (6 класс).ФГОС
Урок + презентация...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....