МАСТЕР -КЛАСС : « В1 — словообразование»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Берзегова Асят Хамедовна

Сегодня в мастер-классе я хочу сказать пару слов о задании В1. Хотя словообразование — тема «детская», но все же который год на ней «срезается» около 60-70% сдающих ЕГЭ. Напомню, что здесь встречаются две формулировки:

  1. дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;

    2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.

Во-первых, причина самых распространенных ошибок в том, что многие просто не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он отличается от морфемного. Морфемный анализ – это разбор слова по составу, т.е. выделение в нем всех частей (морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_berzegovoy_1.odt22.77 КБ

Предварительный просмотр:

                     МАСТЕР -КЛАСС : « В1 — словообразование»

                                          учителя русского языка и литературы

                                          МБОУ СОШ № 3 аула Егерухай  

                                      Кошехабльского района Республики  Адыгея

      Сегодня в мастер-классе  я хочу сказать пару слов о задании В1.  Хотя словообразование — тема «детская», но все же  который год на ней «срезается» около 60-70% сдающих ЕГЭ. Напомню, что здесь встречаются две формулировки:

  1. дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;

2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.

      Во-первых, причина самых распространенных ошибок в том, что многие просто не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он отличается от морфемного. Морфемный анализ – это разбор слова по составу, т.е. выделение в нем всех частей (морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.

При словообразовательном анализе нужно определить,
какую морфему прибавили последней, чтобы получилось это слово.

Слова образуются по цепочке – от самого короткого, в котором меньше всего морфем, до самого длинного. Обычно каждый раз прибавляется только одна  морфема:

равный → равнять → уравнять → уравнение.

Все просто:

равнять — суффиксальный способ, потому что прибавили суффикс -Я-;


уравнять — приставочный способ, потому что прибавили приставку У-;


уравнение — суффиксальный способ: прибавили суффикс -ЕНИЙ-.

Так что, если в слове есть и приставка, и суффикс –
это
 НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом.

Приставочно-суффиксальный способ – это когда мы прибавляем приставку и суффикс одновременно (кстати, это задание встречается очень часто). Например, этим способом образуются наречия типа:

по-летнему ← летний;
по-русски ← русский;
по-волчьи ← волчий;
во-первых ← первый.

Чтобы найти такие слова в тексте, нужно:

1) выделить в тексте все слова, имеющие приставку и суффикс;

2) у каждого из выделенных слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс – если при этом получаются существующие в природе слова, значит это слово образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и, следовательно, нам не подходит.

Правильный вариант выглядит, например, так:

                по-дорож-ник.

В русском языке нет ни слова дорожник, ни слова подорож. Поэтому, чтобы получилось слово подорожник, мы к основе слова дорога прибавили приставку и суффикс одновременно.

Еще примеры:

настольный (от стол — нет слов настол или стольный)
разрыдаться  (от рыдать — нет слов  разрыдать  или  рыдаться)
собеседник  (от беседа —  нет слов  собеседа  или   беседник)
обессилеть  (от сила — нет слов   силеть,  бессилеть  или   обессила)   и т. п.

А теперь –

внимание!  смертельный номерсуффиксы-«невидимки».

Вариант 1: неверное выделение окончания.

 С этой морфемой почему-то к старшим классам начинают обращаться неаккуратно, забывая о том, что это  изменяемая часть слова.

Например, в слове созвездие окончание -Э, а не -ИЕ (созвездие,  созвездия, созвездию и т.п.), а -ИЙ- – это суффикс. Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом:

со-звезд-ий-э (от звезда – нет слов  созвезда  или  звездие).

Вариант 2.

Как вы думаете, каким способом образовано слово взморье? Уж точно не приставочным, потому что, если мы уберем приставку ВЗ-, останется непонятное морье. В чем «фишка»?

Не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е:

вз-мор-й-э (от море – приставочно-суффиксальный способ).

Похожие слова встречаются не так уж редко:

пере-путь-й-э (от путь)
за-рубежь-й-э (от рубеж)
при-морь-й-э (от море) и т.п.

Совет: обращайте особое внимание на слова с такими концовками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....