Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.
Задачи:
- Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
- Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
- Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
- Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения". 5-кл.
По УМК авт. М.М.Разумовская. Русский язык 5 кл.
Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.
Задачи:
- Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
- Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
- Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
- Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие. Запись даты, классная работа.
2.Выявление темы урока: на доске запись:
цветов
запах
нежный
лугов
с
доносит
ветерок
лёгкий
- Ребята, что вы можете сказать об увиденной записи на экране? /ПРЕДЛОЖЕНИЕ/
- Что вы можете сказать о каждом слове?
- На какие группы вы можете разделить эти слова? Определите принадлежность каждого слова к группе.
1гр. Это слова, принадлежащие к им.существ., им.прилаг., глагол, предлог.
2гр. Самостоят.ч.р. и Служебн.ч.р.
3гр.Гл.чл.пр. и второст.чл.предл.
Над каким подразделением группы мы не работали на уроках 5 класса?
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Ребята, сделайте предположение, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
Проверьте свои предположения, откройте учебник с.146 параграф 56
Запись темы урока: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.( слайд)
- Целеполагание: Определите цель нашего урока. Эта тема вам знакома? Достаточно ли будет только записи темы для того, чтобы правильно сформулировать цель урока, я предлагаю посмотреть материал учебника:
Повторить и обобщить полученные знания о второстепенных членах предложения.
- Ребята, давайте составим план нашего урока:
Что сегодня делаем и зачем? (Задачи обучающиеся формулируют сами)
УЗНАТЬ: А для того чтобы научиться, что нужно узнать:
- значение и роль второстепенных членов предложения..
- чем выражены второстепенные члены в предложении.
НАУЧИТЬСЯ:
- выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены;
- характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных предложений:
- составлять схемы предложений.
3.Работа над новой темой урока
4.Закрепить полученные знания
3.Работа с новой темой урока:
Ребята, как вы думаете, почему я записала предложение в виде лесенки? В предложении все слова взаимосвязаны, они дополняют друг друга, поясняют сведения, содержащиеся в подлежащем, в сказуемом. А если мы пропустим какое-то слово, что будет? Теряется смысл, точность, образность картины.
Так и в жизни бывает, поднимаясь вверх по лестнице знаний, мы приобретаем новые знания, успешность в наших делах.
Это лесенка нашего успеха.
Вернемся к нашему предложению. Рассмотрим схему предложения на стр.147. упр.435.
Назовите слова, отвечающие на вопрос что? (ветерок, запах). Какое слово является подлежащим? Почему? ( это предмет, о котором идет речь в предложении). Какое действие выполняет этот предмет? (доносит). Какую роль играет это слово в предложении? (сказуемое)
Какие слова остались? (легкий, с лугов, запах, нежный, цветов). Как называются они в предложении? (второстепенные).
Какое слово поясняет подлежащее? (легкий)
Какие слова поясняют сказуемое? (с лугов, запах,)
Какие слова определяют второстепенный член предложения запах? (чего? цветов, какой нежный)
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Упр.№436
У доски работают 3 ученика:
1 ученик: Составить схемы предложений, пользуясь образцом, данным в упр.435.
2 ученик: Выписать из всех предложений с/с подчинения второстепенных чл. главным:
(голубая вода, вода озера, блеснула из--за деревьев, белый пар, расстилается по лугам, расположились в роще). ПАР
3 ученик: Выписать из всех предложений с/с подчинения второстепенных чл. Другим второстепенным членам: (лесного озера, в березовой роще).
2 УЧЕНИК И 3 УЧЕНИК ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ВЗАИМОПРОВЕРКУ, 1УЧЕНИК ПРОВЕРЯЕТ С КЛАССОМ ПО ЭТАЛОНУ СЛАЙДА.
5.Физкультминутка. ( слайд )
6.Актуализация опорных знаний и умений. Самостоятельная работа с упр.437.
1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы, подбирает проверочные слова.
Затянулся-тянет
Обмелел-мель
Летит-полёт
Трепещущей-трепет
2ученик выписывает слова: ржавая осина, луч луны, трепещущая осина,выполняет устный лексический разбор слов.
Все коллективно (это упр.на карточках) подчеркнуть грам.основу, устно охарактеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов предложения. Взаимопроверка.
1)Зат_нулся ржавой тиной пруд широкий, обм_лел. 2)В луче луны л_тит большая птица. 3)Над тр_пещущей осиной лёгкий месяц заблестел. |
Игра «Крестики-нолики»
(р-та в тетрадях).
В строчку записываются цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения , называется фонетика.
2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
4.Словосочетание дополняют подлежащее и сказуемое.
5.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
6.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
8.Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
- | - | - | + | + | - | + | + |
Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.
7.Подведение итогов урока.
Рефлексия.
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
Задание на дом. Параграф 56, упр.438, подготовить вопросы к параграфу своему товарищу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс
Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить знания учащихс...
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....