ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по русскому языку на тему
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panfilova_o._v.statya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Панфилова О.В.,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PEDAGOGICAL MARKETING AS IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY
Аннотация
В статье рассматривается сущность педагогического маркетинга как одного из направлений маркетинга, показана ключевая роль данного вида деятельности в современном образовании. В статье рассматриваются периоды внедрения педагогического маркетинга в образовательную деятельность и процессы, включающие аналитическую и рекламную деятельность, формы и методы рекламной деятельности, используемой в маркетинговой деятельности образовательных учреждений.
Summary
In article the essence of pedagogical marketing as one of the marketing directions is considered, the key role of this kind of activity in modern education is shown. In article the periods of introduction of pedagogical marketing in educational activity and the processes including analytical and advertizing activity, forms and methods of the advertizing activity used in marketing activity of educational institutions are considered.
Ключевые слова: маркетинг, маркетолог, предпринимательская деятельность, образовательные услуги, педагогический маркетинг, конкурентоспособность, аналитическая деятельность, рекламная деятельность.
Keywords: marketing, marketing specialist, business activity, educational services, pedagogical marketing, competitiveness, analytical activity, advertizing activity.
В последние годы в систему образования вошли слова менеджмент и маркетинг, и общество стоит у порога понимания школы как социальной системы, подверженной законам функционирования рыночной экономики.
Слово маркетинг происходит от английского слова «market» - рынок.
Понятие маркетинга пришло в педагогику из других областей знаний: экономики, социологии. В классическом понимании маркетинг – это, прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Уже в 1902 году в США в некоторых университетах начали читать курсы рациональной организации обращения товаров.
Начиная с 50-х годов, маркетинг получил массовое распространение в ведущих капиталистических странах мира как рыночная теория управления работой фирмы. В работах Р. Уотермена, [4] наряду с идеями относительно конкурентной стратегии потребительских качеств продукции и ресурсов, содержатся идеи важности маркетинговой деятельности как деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей и желаний. Среди множества определений понятия «маркетинговая деятельность» большинство зарубежных авторов, включая М. Джеймса, Д. Джонгварда, Р. Рюттингера, Н. Фостера, Г. Хардинга, П. Уолтона, А. Хоскинга, Дж. Р. Эванса, Б. Бермана, рассматривают маркетинг как деятельность, направленную на повышение конкурентоспособности предприятия, благодаря быстрому реагированию на спрос и предложения.
Маркетинг является сложным, многоплановым и динамичным явлением социальной практики, представляет собой интегративное образование, объединяющее информационные, управленческие, экономические, психологические и целый ряд других компонентов. Используя его универсальный характер, маркетинг можно применять для решения широкого круга задач в социальной сфере, куда относится и система образования. [1]
Если рассматривать маркетинг как вид профессиональной деятельности, который содействует конкурентоспособности деловой структуры путем выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов, то в ракурсе общеобразовательной школы маркетинг есть стимул непрерывного развития.
Школа есть образовательно-воспитательный институт, который в случае оторванности от общества, от его потребностей и заказов подвергается более интенсивному вырождению. Школа готовит людей будущего поколения и потому обязана их подготовить к построению новой социальной организации жизни, которая помогала бы каждому человеку найти самого себя в сложной системе общественных отношений.
Маркетинг - это живая связь школы и общества. Исходя из концепции экономического маркетинга, школа должна производить то, что пользуется спросом, то есть выполнять социальный и экономический заказ общества. В аналитической и планируемой деятельности школы не может не быть изучения внешней среды, потребности в образовании, планирования и стимулирования спроса на образование и его удовлетворения.
Попытки школы участвовать в рынке, участвовать достойно, привлекая внимание и взращивая свой имидж, безусловно, надо расценивать положительно.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что современному российскому образованию маркетолог нужен обязательно.
Без достаточного внимания остаются вопросы, связанные с удовлетворением потребностей непосредственных потребителей образовательных услуг – учащихся. Отсюда развитие рынка образовательных услуг носит преимущественно несистемный характер и во многом определяется уровнем и содержанием маркетинговой деятельности, имеющей определенную специфику для сферы образования.
Сотрудники учебных заведений, выполняющие маркетинговые функции, не могут охватить весь спектр маркетинговых мероприятий, так как испытывают определенные трудности, которые можно условно разделить на объективные (неотработанность маркетингового инструментария для уровня образовательного учреждения, отсутствие специально подготовленных специалистов для выполнения маркетинговой деятельности и др.) и субъективные (низкий уровень знаний и умений персонала в области маркетинга).
Таким образом, в штате образовательного учреждения целесообразно наличие специалиста, который способен выполнять весь спектр маркетинговых мероприятий систематически и целенаправленно, чего, к сожалению, в настоящий момент в системе образования нет, да о каком маркетологе говорить, если перед школой стоят другие не менее важные проблемы: кадровый голод, например, и многие-многие другие.
При существующей системе подготовки персонала профессиональных образовательных учреждений в области маркетинга не обеспечивается требуемый практикой уровень знаний и умений. Необходима базовая подготовка маркетолога образовательного учреждения.
Все вышеперечисленные проблемы должны решаться на государственном уровне.
Не все руководители образовательных учреждений отдают должное внимание педагогическому маркетингу. Это обусловлено недостаточным уровнем знаний в области педагогического маркетинга.
Что же такое педагогический маркетинг?
В современных условиях очень остро встает проблема поиска новой философии образования, направленной на управление удовлетворением спроса на образовательные услуги, под которыми понимают совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, используемые для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков, т.е. педагогический маркетинг.
При таком взгляде на педагогический маркетинг практически остается в стороне ежедневная деятельность педагога, работу которого постоянно должны пронизывать маркетинговые законы от основных видов занятий (лекция, семинар, практическое занятие) до различного вида внеклассной работы (кружок, элективный учебный предмет, участие в научно-практической конференции).
Таким образом, педагогический маркетинг это не только система понятий, знаний об образовательном процессе и методов их получения и использования, но и комплексный подход к организации и управлению педагогическим процессом в целях приоритетного положения личности обучающегося.
Такой субъектный подход к педагогическому маркетингу позволяет более четко определить целевую составляющую педагогической деятельности.
Педагогический маркетинг – понятие интегративное, включающее в себя психологические, философские, предметные, педагогические, маркетинговые законы и теории. [2]
Педагогический маркетинг подразделяется на следующие виды:
- маркетинг на основе горизонтальной интеграции (применение маркетинга во всех формах учебной деятельности);
- маркетинговая диверсификация (проведение маркетинга в различных дисциплинах о природе – межпредметные связи);
- маркетинговая интенсификация (разнообразные формы педагогического маркетинга: проблемная ситуация (брейн–сторминг), проектная деятельность, дидактические игры).
Проводя маркетинговую работу, преподаватель должен учитывать следующие периоды ее развития:
1-ый период – период внедрения – период медленного роста. Это, как правило, первые лекции или занятия вхождения в тему, когда необходимо не только выстроить перед обучающимися логику изучения нового предмета или материала, проявить взаимосвязь и интеграцию данного предмета с ранее изученным, но и пробудить интерес к познанию нового через раскрытие его значимости.
2-ой период – период роста – период быстрого завоевания целевой аудитории, когда образовательная программа изучаемой дисциплины удовлетворяет потребности обучающихся. В начале преподаватель производит разделение учащихся на группы для выявления их способностей и мотивации обучения, которыми может руководствоваться при выборе методов работы. В течение этой стадии необходимо поддерживать интерес учащихся, улучшая качество теоретико-практической части занятий, поиск новых форм индивидуальной, самостоятельной работы.
3-ий период – период зрелости – период медленного роста, наиболее длительная стадия, с которой связаны наибольшие усилия при организации педагогического маркетинга. В этот период преподаватель выполняет роль управленца, который направляет обучающихся при выполнении ими различных творческих заданий или решении проблемных ситуаций, практико-ориентированных задач. Преподаватель должен не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, самостоятельный и творческий подход к знаниям. [3]
4-ый период – период насыщения – период связан с разнообразием форм и методов организации занятия, предлагаемых преподавателями различных дисциплин. Работоспособность учащихся снижается, интерес падает, что ведет к ослаблению обратной связи с преподавателем.
5-ый период – период спада – период, когда обучение по целому ряду причин становится неинтересным, незначимым, трудным для понимания, что приводит к переутомлению обучающихся. Период может быть как быстрым, так и накопительным во времени.
Четвертый и пятый периоды возможны в силу разных причин:
- усложнение теоретического материала, что приводит к снижению интереса обучающихся;
- слишком большая интеграция изучаемых дисциплин, что приводит к перегрузке обучающихся и снижению работоспособности.
Каждый преподаватель должен предвидеть возникновение последних периодов развития педагогического маркетинга, чтобы в перспективе применить такие формы и методы организации занятия, которые бы не снижали интереса, учитывая индивидуальные и возрастные особенности личности учащегося.
Таким образом, каждый творческий преподаватель, как важный субъект обучения, должен владеть основами социально-педагогического маркетинга для реализации профориентационной работы, для повышения мотивации обучения, воспитания личности учащегося, обладающего практическими навыками и способного самостоятельно принимать решения.
Педагогический маркетинг включает два самостоятельных процесса: аналитическую и рекламную деятельность.
Аналитическая деятельность направлена на изучение образовательных спросов учащегося, родителей, общества; молодого специалиста, работодателя.
К формам аналитической деятельности можно отнести:
- день открытых дверей;
- родительские собрания;
- консультации;
- собеседования;
- конференции;
- семинары;
- педагогические советы;
- круглые столы и т. п.
Методы аналитической деятельности: анкетирование, тестирование, общественный опрос, интервьюирование, моделирование и др.
Исполнителями данного вида маркетинговой деятельности в учреждениях образования могут быть: социальный педагог, психолог, руководитель, его заместители, педагоги.
Рекламная деятельность направлена на распространение инновационных технологий обучения, воспитания (на основе регионального, федерального, зарубежного опыта); рекламу деятельности (рейтинг) образовательных учреждений, специалиста.
Формы рекламной деятельности:
- научно-методические выставки, ярмарки:
- конкурсы регионального, федерального, международного уровня;
- презентация;
- рекламы в СМИ;
- систематическое и своевременное размещение информации об образовательном учреждении на собственном сайте;
- издательство педагогического опыта, его распространение.
Методы рекламной деятельности: видеопаспорт образовательного учреждения; рекламные буклеты, проспекты, книги, брошюры; картотека специалистов; тестирование, анкетирование, общественный опрос и т. п.
Исполнители: менеджер образования; администрация конкретного образовательного учреждения; педагог образовательного учреждения.
Грамотная маркетинговая деятельность в школе может привести обычную, ничем не примечательную школу на рабочей окраине города и или в селе к самому престижному учебному заведению в районе.
Маркетинг есть инструмент проверки школы на выживаемость, на наличие прогрессивных идей и соответствующих кадров.
Рассматривая влияние школы на общество, на его экономику через обучение молодежи, можно сказать, что она, оказывая положительное влияние на экономику, сама становится богаче за счет стабильности экономики и ставит перед ней новые и более сложные задачи. В этом смысле за педагогическим маркетингом будущее.
Литература
1. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И. Маркетинг образования. Учебное пособие, 2007г. – 334с.
2. Гудков И.В. Система педагогического маркетинга, 2002г. – 198с.
3. Третьяков П.И., Захаренко С.И., Туберозова М.В., Шарай Н.А. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем. М., Перспектива, 2010г. – 232с.
4. Уотермен Р. - Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании – М., 1986. -61 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение роли эмпатии и интуиции как одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности концетмейстера.
В данной статье освещаются важные особенности психологических составляющих работы концертмейстера. Позволяет лучше понять особенности и специфику работы концертмейстера....
Отчет об итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»
Отчетоб итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса» ...
Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса
Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...
Инновационная деятельность в образовательном учреждении как важнейшая составляющая образовательного процесса и качественного образования
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является пон...
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....
Выступление на открытом муниципальном педагогическом совете "Эффективность и качество образовательной деятельности: новый взгляд на методы и механизмы"
Я хочу познакомить вас с теми методами обучения, которые появились относительно недавно и активное внедрение которых в педагогический процесс только начинает осуществляться.Если говорить о традиционно...