Интеллектуальная игра по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему
Цели:
· Повторение изученного материала по русскому языку и литературе;
· Развитие связного высказывания, памяти, слухового восприятия;
· Воспитание интереса к предмету, чувства коллективизма, ответственности за общее дело.
Этапы игры:
1. Представление команд и капитанов.
2. Оглашение условий игры.
3. Разминка.
4. Основная игра.
5. Подведение итогов.
6. Награждение команд.
Условия РАЗМИНКИ:
Ø Из трех предложенных тем капитан команды, посовещавшись с товарищами, выбирает только одну, наиболее понравившуюся тему и мы разыгрываем вопросы.
Ø За правильный ответ начисляется 1 балл.
Ø Команда, которая после разминки наберет меньшее количество очков, начинает играть первой. (Если количество баллов у команд после разминки будет одинаковое, то будут заданы дополнительные вопросы их невыбранных тем).
Условия ИГРЫ:
· Команда выбирает тему и вопрос на любое количество очков. Вопросы усложняются по мере возрастания очков. После обсуждения в команде дается ответ на вопрос. Если ответ верный, то команда получает очки, а на доске карточка с очками убирается. Команда продолжает играть дальше.
· Если команда не справляется с вопросом, то отвечают соперники, зарабатывая, таким образом, дополнительные очки.
· В случае если обе команды не отвечают – вопрос переходит болельщикам. Болельщики свои очки за правильный ответ передают любой команде.
· Команды в течение игры могут воспользоваться двумя подсказками: ПОМОЩЬ МУДРЕЦОВ или ПОМОЩЬ ОДНОКЛАССНИКА.
· Кроме того, зрители также примут участие в «ИГРЕ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ». Я задам вопрос и если зрители отвечают правильно, команде засчитывается 10 баллов. Таким образом, команды получают возможность заработать ещё по 10 баллов от болельщиков.
· Внимание! Принимаются только полные ответы. Ответ одним словом не засчитывается, а за систематическое нарушение этого правила будет штрафоваться команда снятием баллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра по русскому языку
Цели:
- Повторение изученного материала по русскому языку и литературе;
- Развитие связного высказывания, памяти, слухового восприятия;
- Воспитание интереса к предмету, чувства коллективизма, ответственности за общее дело.
Этапы игры:
1. Представление команд и капитанов.
2. Оглашение условий игры.
3. Разминка.
4. Основная игра.
5. Подведение итогов.
6. Награждение команд.
Условия РАЗМИНКИ:
- Из трех предложенных тем капитан команды, посовещавшись с товарищами, выбирает только одну, наиболее понравившуюся тему и мы разыгрываем вопросы.
- За правильный ответ начисляется 1 балл.
- Команда, которая после разминки наберет меньшее количество очков, начинает играть первой. (Если количество баллов у команд после разминки будет одинаковое, то будут заданы дополнительные вопросы их невыбранных тем).
Условия ИГРЫ:
- Команда выбирает тему и вопрос на любое количество очков. Вопросы усложняются по мере возрастания очков. После обсуждения в команде дается ответ на вопрос. Если ответ верный, то команда получает очки, а на доске карточка с очками убирается. Команда продолжает играть дальше.
- Если команда не справляется с вопросом, то отвечают соперники, зарабатывая, таким образом, дополнительные очки.
- В случае если обе команды не отвечают – вопрос переходит болельщикам. Болельщики свои очки за правильный ответ передают любой команде.
- Команды в течение игры могут воспользоваться двумя подсказками: ПОМОЩЬ МУДРЕЦОВ или ПОМОЩЬ ОДНОКЛАССНИКА.
- Кроме того, зрители также примут участие в «ИГРЕ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ». Я задам вопрос и если зрители отвечают правильно, команде засчитывается 10 баллов. Таким образом, команды получают возможность заработать ещё по 10 баллов от болельщиков.
- Внимание! Принимаются только полные ответы. Ответ одним словом не засчитывается, а за систематическое нарушение этого правила будет штрафоваться команда снятием баллов.
Языкознание | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Пословицы и поговорки | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Загадки о частях речи | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Клички собак в литературных произведениях | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ
Вопрос | Ответ |
1. 2008 год в России объявлен годом семьи. Вопрос: Из каких частей речи состоит слово «СЕМЬЯ» | Семь – числительное Я – местоимение |
2. Сколько местоимений в слове «ВЫМЫТЫ»? Назовите их. | Три местоимения: вы, мы, ты |
- Разминка:
Задание команде «Знатоки»
Творчество И.А.Крылова | Гласные и согласные звуки | Лексика |
а) баллады; б) басни; в) прибаутки | 1. Какие звуки произносятся только при участии голоса? (гласные) |
(однокоренные) |
а) «Мартышка и бинокль» б) «Мартышка и линзы» в) «Мартышка и очки» | 2. Какие звуки безударные: гласные или согласные? (согласные) | 2. Как называются слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения? (синонимы) |
Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! («Ворона и Лисица») | 3. Назовите сонорные (т.е. звучные) согласные, которые не имеют пары по глухости. (л, л,, м, м,, н, н,, р, р,, й) | 3. Как называются слова, которые употребляются только жителями той или иной местности. Например, на Дону слово вечерять обозначает – ужинать, баз – сарай, хворать – болеть. (диалектизмы) |
Задание команде «Умники»
Знаки препинания | Алфавит | Фразеология |
(точка) |
(33) | 1. Что обозначает «Слушать разинув рот? (очень внимательно, сосредоточенно, затаив дыхание) |
2. Если в устной речи однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, то какой знак препинания вы поставите на письме? (запятая) | 2. Каких букв в алфавите больше: гласных или согласных? (гласных -10 , согласных - 21.) | 2. Когда человек унывает, то что он «вешает»? (нос) |
3. Какой знак препинания ставится перед словами ЭТО и ВОТ? (тире) | 3. Какие буквы алфавита не имеют звука? (Ъ и Ь) | 3. Фразеологический оборот «Нести и с Дона и с моря», обозначает а) болтать чепуху, разный вздор; б) украсть воды в водоеме |
- Игра.
Языкознание
10 | У глаголов какого времени можно определить род? | прошедшего времени |
20 | От чего зависит написание Е и И в приставках отрицательных местоимений НЕ-, НИ-? | от ударения (под ударение – Е, без ударения – И) |
30 | Определите часть речи одинаковых слов: На солнце спину я ОЖЁГ И третий день лечу ОЖОГ. | ОЖЁГ – глагол (что сделал?) ОЖОГ – сущ.(что?) |
40 | Как пишутся в местоимениях и наречиях суффиксы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставка КОЕ-? | через дефис |
50 | Как называется часть речи, которая обозначает состояние природы, среды, эмоционального состояния человека, или оценку какого-либо состояния. Например: ветрено, жарко, сыро, весело. | категория состояния |
Пословицы и поговорки
10 | Выберите верный вариант продолжения пословицы: У дурака и счастье … | а) глупое б) несчастное в) никакое |
20 | Вспомните и назовите пословицы о труде, ученье. | Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Терпение и труд все перетрут. Ученье – свет, а неученье - тьма. |
30 | Если человек добивается все более и более высокого положения, то о нем говорят: пошел в гору или пошел ко дну. | Пошел в гору |
40 | Вспомните и назовите эквивалент (похожую пословицу) русской пословицы к немецкой: Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет. | Посади свинью за стол, она и ноги на стол. |
50 | Объясните смысл поговорки: Держать ушки на макушке. | Проявлять крайнюю осторожность, быть настороже. |
Загадки о частях речи
10 | Предмет увижу, но не назову, А только на него я укажу. И будь уверен точно, без сомнения Что я – то самое … | местоимение |
20 | Давно живу я в мире этом Даю названья всем предметам. | имя существительное |
30 | Что для меня предметы? Лишь названия. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. | глагол |
40 | В науке мне, в грамматике И слава, и почет. Я друг и математике: Всему я знаю счет. | имя числительное |
50 | Самый трудный я, друзья, И воспитать меня нельзя. Знайте: с кем ни поведусь, Все равно не изменюсь. | наречие, деепричастие |
Клички собак в литературных произведениях
10 | Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как Герасим ухаживал за своей питомицей. Первое время она была очень слаба, тщедушна собой, некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через 8, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачонку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. | И.С.Тургенев «Муму» Муму |
20 | Она расцвела всей своей собачьей душою. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям, и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки? С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило её до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. | Л.Андреев «Кусака» Кусака |
30 | Казалось, чувство страха было ему незнакомо. Когда он встречал маленькую собачку, он не обращал на нее никакого внимания, но стоило появиться здоровому псу, как он струной вытягивал свой обрубленный хвост и принимался прохаживаться вокруг незнакомца, презрительно шаркая задними ногами и поглядывая на небо, на землю, вдаль — куда угодно, за исключением его самого, и отмечая его присутствие только частым рычанием на высоких нотах. | Эрнест Сетон-Томпсон «Снап» Снап |
40 | Настя подняла было голову, поглядела на собаку и так, ничего не сказав ей, опустила голову обратно и положила ее прямо на ягоду. Сквозь клюкву собака явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла. Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла... | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Травка |
50 | К этом задании клички собаки нет. Назовите автора и название произведения, из которого взят отрывок: «Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись всем туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа». | А.П.Чехов «Хамелеон» |
- Подведение итогов
Протокол игрыПРИЛОЖЕНИЕ
Разминка | Языкознание | Пословицы и поговорки | Загадки о частях речи | Клички собак в литературных произведениях | итого | |||||||||||||||||
Команда «Знатоки» | ||||||||||||||||||||||
Команда «Умники» |
МБОУ «ХЕРСОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЕНЕВА ГУЛЬНАРА НАЗАРБАЕВНА
учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс
"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-256667-1368971986.jpg)
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1179723-1573487879.jpg)
Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"
Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...
Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов
. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-817753-1474275497.jpg)
Интеллектуальная игра по русскому языку "ЭРУДИТ", посвященная Международному Дню родного языка.
Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно, мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/01/picture-1526056-1717256291.jpg)
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Знатоки родного языка»
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся 6-7 классов. Она способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детск...