Инструкция по написанию сочинения С 2 ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Панфилова Ольга Владимировна

Инструкция по написанию сочинения  С 2 ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishem_sochinenie_s2.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Инструкция по написанию сочинения  С 2 ГИА

Шаг 1.

  1. Знакомимся с высказыванием.
  2. Внимательно прочитайте высказывание о языке.
  3. Задание. Осмыслите его.

Шаг 2.  

  1. Определяем основную мысль высказывания.
  2. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания;
  • о роли фразеологизмов в речи и т.д.

Шаг 3.

Оформляем вступление (2-3 предложения)

Во вступлении необходимо:

  1. сформулировать позицию автора высказывания;
  2. выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

Автор

  • анализирует
  • характеризует
  • рассуждает
  • отмечает
  • доказывает
  • сравнивает
  • называет
  • описывает
  • разбирает
  • останавливается на ...
  • раскрывает содержание
  • отмечает важность
  • формулирует
  • касается
  • утверждает
  • считает, что ...

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

  • действительно
  • на самом деле
  • не могу не согласиться с автором высказывания
  • я полностью согласен с ...
  • вынужден согласиться с ...
  • я разделяю точку зрения автора высказывания
  • я поддерживаю мнение автора
  • бесспорно мнение автора о том, что ...

Варианты вступлений

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.

Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Высказывание К.В.Паустовского  я понимаю так: нет предмета во вселенной,  для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

Шаг 4.

Пишем основную часть

  • Основную часть можно начать следующими фразами:
  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
  • Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста...
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Аргумент 1.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Аргумент 1.

Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?

Аргумент 2.

Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему  мальчик именно такой видит Зеленую гриву.

P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5.

Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

  • Таким образом, ...
  • Итак, ...
  • Следовательно, ...
  • В итоге можно прийти к такому выводу: ...
  • В заключение можно сказать, что ...
  • Мы убеждаемся в том, что ...
  • Обобщая сказанное, ...
  • Из этого следует, что ...

Примеры заключений:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Схема 1

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

  • Каждую часть начинаем с красной строки.  
  • То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
  • А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Схема 2

  1. Тезис (авторское высказывание, формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
  2. Рассуждение о первой части тезиса (например, о лексике).
  3. Пример лексического явления в тексте, его роль.
  4. Рассуждение о второй части тезиса (например, о грамматике).
  5. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
  6. Вывод.

Схема 3

  1. Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.
  2. Пример лексического явления в тексте, его роль.
  3. Пример грамматического  явления в тексте, его роль.
  4. Вывод (авторское высказывание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОГЭ. Пошаговая инструкция написания сочинения 15.1

Инструкция по написанию сочинения  С 2 ГИАШаг 1. 1.      Знакомимся с высказыванием.2.      Внимательно прочитайте высказывание о язы...

Инструкция по написанию сочинения-рассуждения (задание 15.3 ОГЭ)

Подробная инструкция с методическими рекомендациями по написанию сочинения-рассуждения  задания 15.3 ОГЭ....

Инструкция по написанию Индивидуального проекта

Инструкция по написанию Индивидуального проекта. Для обучающихся 9-10 классов. Алгоритм работы с индивидуальным провектом в рамках ФГОС ООО и ФГОС СОО....

Инструкция по написанию исследовательских работ

Данная инструкция служит пошаговым примером для написания исследовательских работ для научно-практической конференций....

Инструкция по написанию ВПР по английскому языку в 7 классе

Данная презентация содержит информацию о процедуре проведения Всероссийской проверочной работы по английскому языку в 7 классах. Создана для учащихся и их родителей с целью лучшего понимания структуры...