методический материал по выполнению самостоятельных работ по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему
методический материал по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekomendatsii_po_vypolneniyu_praktich._rabot_po_lit-re.docx | 80.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональный лицей № 42 Санкт – Петербурга»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА
Содержание
1. Пояснительная записка 2
2 Тематика практических работ по литературе 3
3 Методические указания по выполнению практических работ 4
4 Перечень рекомендованной литературы 42
1 Пояснительная записка
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с локальным актом № 23 Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины в Государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 42 Санкт-Петербурга».
Практическая работа имеет важное значение в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Практическая работа реализует следующие этапы:
- учит правильно распознавать с какими объектами приходится работать в каждом конкретном случае выполнения профессиональных обязанностей;
- формирует профессиональные умения работы с каждым объектом;
- формирует современную языковую личность, владеющую системой норм литературного языка.
Дидактическая цель практических работ – формирование у обучающихся профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин, а также подготовка к применению этих умений в профессиональной деятельности.
В соответствии с изучаемыми разделами программы курса , направленных на развитие профессиональной речи, особое внимание уделяется: донести до обучающихся слово писателя. Но знание о произведении и писателе – это не главное на уроках литературы. Главная задача – помочь обучающимся увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель.
На практических работах по литературе обучающиеся должны научиться самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей и идеалов, разбираться в основных теоретико-историко-литературных проблемах. Осуществлять это можно только при условии активной деятельности самих обучающихся в процессе чтения и анализа произведений, но нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что он питает активное воображение.
2 Тематика практических работ по литературе
№ работы | Тема работы |
1 | Практическая работа № 1. «Анализ эпизода «Смерть Базарова». |
2 | Практическая работа № 2. Лирика. «Ещё земли печален вид», «О, как убийственно мы любим» «К. Б.», «Silentium». |
3 | Практическая работа 3. Лирика А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Сияла ночь, Луной был полон сад…» |
4 | Практическая работа № 4. Создание опорных положений 1 тома романа «Война и мир». |
5 | Практическая работа № 5. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова. |
6 | Практическая работа № 6. Чехов – драматург. Пьеса «Вишневый сад». |
7 | Практическая работа № 7. Пьеса «На дне». |
8 | Практическая работа № 8. Лирика Блока. |
9 | Практическая работа № 9. Обзор рассказа «Матренин двор», повести «Один день Ивана Денисовича». |
10 | Практическая работа № 10. Нравственные проблемы произведения «Царь – рыба» В. Астафьева. |
3 Методические указания по выполнению практических работ
Методические указания по выполнению практической работы №1
Тема работы: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Цель: анализировать эпизод
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет И.С. Тургенева
Контрольные вопросы
- С какой целью приезжает Базаров в Никольское последний раз?
- Что чувствует Базаров во время прощания с Базаровым?
- Как объясняет Базаров причину своего приезда к родителям?
- Как ведут себя с ним родители?
- Каким вам представляется Базаров перед смертью? Остался ли он прежним или изменился?
Краткие теоретические сведения
«Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.» , - писал Д. Писарев.
Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой романтизм, и вот душа героя освобождается от плотин, бурлит и пенится, как полноводная река. Базаров умирает удивительно, как истинно национальный герой, как умирали у Тургенева русские люди в «Записках охотника».
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
I. Сформулируйте свое суждение о Базарове.
2.Можно ли сказать, что в образе Базарова отразилось общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?
3.Чем обусловлен второй цикл путешествия
Базарова: Марьино, в Никольском и , наконец, опять у родителей?
4.Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой или чужой Базаров для людей из народа?
5.Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей жизни? Что представлял собой базаровский нигилизм? Благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?
6.Смерть Базарова? Случайность ил собственное роковое решение? Правомерна ли интерпретация смерти Базарова как самоубийства?
Задание.
Написать анализ эпизода «Смерть Базарова».
«Мое мнение о Базарове» (Мини – сочинение).
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Тургенев И.С. Отцы и дети.
Методические указания по выполнению практической работы №2
Тема: Лирика . «Silentium!», «Еще земли печален вид», «Природа-сфинкс» и др.
Цель: анализировать стихотворение
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет И.С. Тургенева
Контрольные вопросы
- Назвать особенности поэзии «чистого искусства»
- Определить основные темы поэзии «чистого искусства»
- Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении?
Краткие теоретические сведения
Ф. Тютчев – поэт трагический и философский. При этом в своих размышлениях он идет от моментального впечатления и личного переживания. Его волновали вопросы: родственны или враждебны друг другу человек и природа? Духовна и разумна ли природа или слепа и бессмысленна в своем грозном могуществе?
Человек перед лицом Мира – одна из важнейших тем творчества Тютчева.
Стихотворения: « Еще земли печален вид», «Природа – сфинкс» ,«Странник», «Silentium», «Два голоса», «Святая ночь на небосклон взошла», «Я встретил вас - и все былое…».
Ход работы
Задания для анализа:
1. Сформулируйте проблемы, которые можно было бы назвать философскими.
2. Сгруппируйте стихотворения. Какой принцип лёг в основу группировки? Озаглавьте и подробно охарактеризуйте каждую группу.
Вспомогательные вопросы:
Что представляет собой человек в поэзии Тютчева?
Однозначны ли образы человека и его пути?
В чём трагедия человеческого бытия?
Каков лирический конфликт стихотворений?
Какие образы противостоят друг другу?
Как решаются конфликты жизни души и “наружного шума” действительности, человека и Вселенной, человека и Бога?
Пример литературного анализа стихотворного произведения.
Любовная лирика занимает важное место в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева. В каждом лирическом стихотворении мы видим женский образ, многосторонний и сложный женский характер.
Стихотворение «Я встретил вас — и всё былое…», имеющее в посвящении таинственные буквы «К.Б.», написано Тютчевым 26 июля 1870 года в Карлсбаде и посвящено графине Амалии Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер, отсюда и название — " К.Б.").
В этом стихотворении описывается чувство человека, которому посчастливилось вновь встретиться со своим прошлым. Оно представляется герою в образе любимой женщины. С ней он провёл самые прекрасные дни своей юности.
Сейчас герой уже немолод, казалось бы, сердце его пережило многое, но с появлением возлюбленной оно оживает ещё с большей страстью:
Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Многообразие ощущений, воскресшие чувства лирического героя при встрече с женщиной передаются с помощью этих слов. Мотив ностальгии сквозит в строках:
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
Давно забытым упоеньем
Гляжу на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне…
В этих строках герой обращается к героине так, как будто она здесь присутствует. Чувства лирического героя обострились:
И вот слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Обращая внимание на эти строки, читатель понимает, что герой по-прежнему испытывает чувства глубокой, нежной симпатии к героине, сердце его бьётся чаще и вот-вот выпрыгнет из груди от волнения, переполняющего душу.
В стихотворении пять строф, каждая из которых несёт в себе переживания, настроения лирического героя. Тютчев использует постоянные эпитеты («душевная полнота», «вековая разлука»), ведь ситуация неожиданной встречи бывших влюбленных, при которой внезапно вспыхивают давно угасшие чувства, – частая ситуация в жизни. Образность стихотворению придают метафоры, олицетворения («время золотое», «дуновенье лет душевной полноты», «тут жизнь заговорила вновь») — традиционные для поэта средства художественной выразительности.
Рифма в стихотворении точная, перекрёстная. Первая и третья строка имеют женскую рифму («былое-золотое», «порою-весною»), вторая и четвёртая – мужскую («ожило-тепло», «час-нас» ).
В стихотворении содержится три предложения с многоточием, которые свидетельствуют о беспорядочности мыслей лирического героя, его смятении. Следует заметить, что в стихотворении всего одно восклицательное предложение, заканчивающееся, кроме того, многоточием: “И та ж в душе моей любовь!..” Во-первых, это предложение является своеобразным подведением итога встречи с любимой женщиной, во-вторых, это указывает на фрагментарность ситуации, на возможное продолжение темы в будущих стихах.
Безусловно, невозможно не заметить литературную перекличку Ф. Тютчева с А. Пушкиным (параллель со знаменитым «К*** — «Я помню чудное мгновенье»). «Милые черты» — реминисценция, используемая Тютчевым, — вновь свидетельство того, что чувство любви вечно, воспевать его невозможно при помощи обыденных слов, на ум невольно приходят классические строки. Сравним заключительные четверостишия, у Пушкина читаем:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
У Тютчева — те же чувства, те же рифмы:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Несмотря на холодные и пасмурные дни, в жизни встречаются тёплые и светлые мгновения. Они переносят человека в мир прекрасных воспоминаний. И во всём «виновато» чувство, которое дремлет в каждом человеке. Наступает время, и оно просыпается. Как только это происходит, всё в человеке и вокруг него меняется. Ему вспоминаются дни прекрасной молодости, и вновь ему приходится пережить то состояние души, которое он испытывал когда-то прежде.
Получается, что в каком бы безнадёжном положении ни находился человек, в нём всегда живёт настоящее счастье, достаточно только прикоснуться нежной и любящей рукой к этому прекрасному чувству.
5. На примере этого анализа стихотворения проанализируйте одно из предложенных выше стихотворений. (по выбору)
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Тютчев Ф.И. Стихотворения.
Методические указания по выполнению практической работы №3
Тема работы: Лирика А.А. Фета. «Диана», «Шепот, робкое дыханье…», «Облаком волнистым…», «Еще майская ночь…», «Вечер».
Цель: анализировать стихотворение
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.А. Фета
Контрольные вопросы
- Можно ли, читая стихотворения, рассказать что- то о поэте?
- Какое стихотворение Фет написал в 1850 году и с этим стихотворением к нему пришла слава?
- Кто является главным героем стихотворения?
- Назвать особенности поэзии Фета.
Краткие теоретические сведения
А. Фет относился к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература не должна жить гражданскими проблемами, что главной ценностью является красота.
Любовь к Марии Лазич Фет пронес через всю свою жизнь: вспоминал, говорил и пел об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами.
В поздней лирике Фет приходит к выводу, что в любви не может быть душевного спокойствия и благополучия, любовная гармония возможна только за гранью земного. Даже счастливая любовь у него отзывается «чем-то горьким»
Вместе с тем стихотворения о любви пронизаны настроением счастья.
И все – таки Фет – пессимист. Его любимым философом был Шопенгауэр, который считал, что жизнь – череда страданий. Но как преодолеть страдания? Путь один – искусство.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы
Пример анализа стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»
Стихотворение написано в конце 40-х годов.
Из всех ранних стихотворений поэта оно самое необычное и нетрадиционное.
Вечер. В комнатке уютной
Кроткий полусвет
И она, мой гость минутный…
Ласки и привет;
Абрис миленькой головки,
Страстных взоров блеск,
Распускаемой шнуровки судорожный треск…
Все в этом стихотворении было новым, неожиданным. Оно построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим.
Но эти предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся и мерцают. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.
Так, за словами развивается главная тема – чувство любви. Чувство тончайшее, словами не выразимое. Так о любви до Фета никто не писал.
Поэтическую манеру, используемую Фетом, называют импрессионистской.
По данным вопросам написать кратко литанализ стихотворения «Диана»
Литературный анализ стихотворения «Диана»:
- Почему героиней стихотворения стала Диана?
- Какова главная мысль стихотворения?
- Чем достигается в стихотворении ощущение жизненности?
- Какое впечатление создалось у вас при чтении этого стихотворения?
Задание.
Написать литературный анализ стихотворения А.А. Фета (по выбору)
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Фет А.А. Стихотворения
Методические указания по выполнению практической работы №4
Тема: Читаем первый том романа. Создание схем опорных положений первого тома.
Цель: создать схему опорных положений
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет Л.Н. Толстого
Контрольные вопросы
- Как возник замысел романа «Война и мир»?
- Как можно определить общение хозяйки салона и ее гостей
- В чем смысл сравнения салона с прядильной мастерской?
- Чем выделяются среди гостей Пьер и Андрей Болконский?
- Чем отличаются молодые Ростовы от петербургской молодежи?
Краткие теоретические сведения
В первых главах романа Толстой описывает светский вечер в салоне Шерер. На первый взгляд это не имеет прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но именно здесь завязываются все нити романа: Пьер впервые видит красавицу Элен, здесь решают женить Анатоля Курагина на княжне Марье, сюда приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить сына на теплое местечко в гвардии, здесь становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену. Все нити романа завязываются здесь, на вечере Шерер.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Схемы опорных положений наглядно показывают последовательность и логическую «сцепляемость» мыслей.
Работа над опорными положениями начинается с обдумывания конкретной задачи.
Члены семьи | Основные черты семьи | |
Семья Ростовых | ||
Семья Болконских | ||
Семья Курагиных |
Задание.
Составить опорные положения темы «Нравственные искания князя Андрея Болконского».
Задание.
Составить опорные положения темы «Нравственные искания Пьера Безухова».
Составить опорные положения военных действий первого тома романа «Война и мир».
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Толстой Л.Н. Война и мир»
Методические указания по выполнению практической работы №5
Тема: А.П. Чехов «Маленькая трилогия».
Цель: анализировать эпизод
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.П. Чехова.
Контрольные вопросы:
- Почему три рассказа представляют собой трилогию?
- Какой рассказ открывает трилогию?
- О каком «футляре» идет речь в рассказе «Крыжовник»?
- Какие ложные представления погубили любовь героев в рассказе «О любви»?
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Вопросы и задания к рассказу «Человек в футляре»
1. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
— Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
2. Как и почему Беликов терроризировал город?
3. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?
— За что осуждает автор Буркина?
Вопросы и задания к рассказу «Крыжовник»
1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?
3. Как в этом рассказе появляется автор?
4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
5. Какова роль описаний природы в рассказе?
Вопросы и задания к рассказу «О любви»
1. Как и каким показан герой-рассказчик?
2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?
Решить тест по теме.
1. В каком городе родился А.П. Чехов?
1. Ростов
2. Таганрог
3. Санкт-Петербург
4. Тула
2. В каком из трех рассказов повествование строится вокруг П.К. Алехина и А.А. Луганович?
1. "О любви"
2. "Человек в футляре"
3. "Крыжовник"
4. "Шинель
3. Какой из рассказов был написан первым?
1. "О любви"
2. "Человек в футляре"
3. "Крыжовник"
4. писались параллельно
4. Какой термин появился благодаря рассказам Чехова?
1. шаблонность
2. бескомпромиссность
3. отрешенность
4. футлярность
5. Какой мотив прослеживается во всех трех рассказах?
1. мотив преходящести славы и успеха
2. мотив любви к деньгам и корыстолюбия
3. мотив ответственности за свою жизнь и выбор пути
4. мотив одиночества и затворничества основных героев
6. Какой герой встречается в рассказе "Человек в футляре"?
1. Емельян Пугачев
2. Николенька Иртеньев
3. Михаил Коваленко
4. Аркадий Свидригайлов
7. Какая из цитат принадлежит рассказу "Крыжовник"?
1. "Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил".
2. "Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло".
3. "Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа".
4. "Савельич встретил нас на крыльце. Он ахнул, увидя несомненные признаки моего усердия к службе».
8. В мировой литературе А.П. Чехов известен не только как автор коротких рассказов, но и как…
1. поэт
2. новеллист
3. юрист
4. драматург.
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Чехов А.П. Рассказы.
Методические указания по выполнению практической работы №6
Тема: Чехов – драматург. Пьеса «Вишневый сад».
Цель: анализировать драматическое произведение
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.П. Чехова.
Контрольные вопросы:
- К каким социальным группам относятся герои пьесы «Вишневый сад»
- Какой период времени охватывает пьеса?
- Почему идея Лопахина вызывает столь резкий протест у Раневской и Гаева?
- «Как это ни странно», Гаеву 51 год. Почему он остается вечным ребенком?
- Какова тема пьесы «Вишневый сад»?
Краткие теоретические сведения
Чехов тщательно обдумывал заглавие пьесы. Он писал Станиславскому: “...Я нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!., не Вишневый, а Вишнёвый сад”
Главный герой пьесы – вишневый сад. Он символизирует собой меру труда, меру человеческой жизни. Сад у Чехова воплощает долгую мирнуюжизнь, долгий неустанный труд в расчете не на один только свой краткосрочный век, а с мыслью о потомках. И свое кредо Чехов доверяет – вишневому саду.
Вишневый сад-главный персонаж пьесы, он является ключом к тексту. “Художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно...”
Вишневый сад - это “судья” персонажей. Их отношение к саду - вот авторская мера нравственного достоинства того или иного героя. Природа у Чехова напоминает человеку о высшем его предназначении, о его неисчерпаемых возможностях, о красоте и счастье человеческой жизни.
Вишневый сад в пьесе - это не только красота во время цветения, это и корни.
“Сад” - олицетворение ценности и смысла жизни на земле, где каждый новый день вечно ответвляется от минувшего, как молодые побеги идут от старых корней и стволов. Без прошлого не было бы никакого “теперь”, ни сегодняшнего, ни завтрашнего дня, ни сочувствия ко всем живущим на свете людям, уходящим в прошлое по трудной дороге своего бытия.
Вишневый сад дорог каждому герою.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Практическая часть урока (развитие индивидуальных, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся)
Красота спасет мир
Вишневый сад - символ мира
Задания.
1) Нарисуйте вишневое дерево или цветущие веточки
2) Условно поделите лист на четыре части.
3) Фирс, Раневская и Гаев, Лопахин, Петя Трофимов и Аня. Что значит вишневый сад для героев?
(Нарисовать, изобразить, можно использовать ключевые слова и фразы)
Дополнительный материал. Фирс - барское раздолье, богатство. Сад давал доходы. “Денег было! Мариновали, сушили, варили вишню”
Раневская и Гаев – дом, могила сына, мужа, беседки, стол (чаепитие), скамейки - предмет дворянской гордости (“в энциклопедическом словаре упоминается”), молодость, детство.
Лопахин – “О мое детство, чистота моя!”
Прошлое: дед и отец были рабами.
Настоящее: участки, аренда под дачи (пеньки...)
Предмет гордости, олицетворение силы, его господства: “Вишневый сад теперь мой!”
Трофимов и Аня: “Вся Россия - наш сад”
Можно нарисовать вишневые деревья и зачеркнуть, так как Трофимов не разрешает себе любоваться красотой этого сада, расстаётся с ним без сожаления и внушает Ане такие же
Чувства. “Мы посадим новый сад”.
Раневская и Гаев сопротивляются тому, чтобы рубили сад не только из-за аристократического снобизма, но и потому, что сад этот - символ мира, где природное всегда выше искусственного. Велик был Чехов. Он предвидел потерю красоты и поэтому, где бы он ни был, старался сажать сады. А сад растет долго, и по своей наивности этот Великий Человек думал, что его сады зацветут как раз к тому времени, когда люди поймут и оценят красоту.
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Чехов А.П. Вишневый сад
Методические указания по выполнению практической работы №7
Тема: Пьеса М. Горького «На дне».
Цель: анализировать эпизод
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет М. Горького
Контрольные вопросы:
- В каком году была написана пьеса?
- Назвать тему пьесы.
- Даны ли в пьесе подробные биографии людей «дна»
- Какую тему в литературе продолжает пьеса «На дне»?
- Три философии в пьесе. Назовите их.
Краткие теоретические сведения
Столкновение чести – совести и ума – хитрости как основы сути личности Горький передал сюжетным ходом, расплёл сложнейшие отношения между героями.
Игра – условная схема жизни.
Играем – думаем о жизни.
Карты, ко всему прочему, ещё и выбор судьбы, способ на неё повлиять.
Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток, а в нем отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди.
Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен как воплощение социального зла.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Практическая работа выполняется на стандартном листе.
Герои пьесы играют в карты. Поделите героев на две группы: честные игроки (ТАТАРИН, ЗОБ) и карточные жулики (САТИН, БУБНОВ, БАРОН), расположите героев на листе.
Задание №1. Сатин и Барон - карточные жулики, Татарин и Зоб играют честно.
Что советует Клещ Татарину и Зобу? (бросить игру) (запишите по центру листа) Почему?
(Клещ, ратовавший за честь и совесть, отринул возможность играть (жить честно и успешно... (“Живут без чести и без совести”).
Задание №2. Когда честные проиграли (Татарин и Зоб), Татарин и Сатин попытались выяснить, зачем играть и жить честно? Найдите ответы героев и запишите под фамилиями (прозвищами) на листе.
Сатин: “Не знаю”.
Зоб: “Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут.”
Татарин: “Надо честно жить”.
Задание №3. В игре Барона, человека образованного, есть слабое место – он бездарно передернул карту и был разоблачён. Причину неудач Барона открыл Актёр. Приведите реплику актера, объясняющую причину неудач Барона. (“Таланта нет… нет веры в себя... а без этого... никогда, ничего...”)
Задание №4. Пьяница Бубнов обыграл трезвого Медведева, партия не завершена. “Не туда я пошёл”,- констатировал Медведев. (“Не туда”)
Укажите путь Медведева (из полицейского стал ночлежником, сожителем Квашни).
Задание №5. В игру М. Горький вставляет стоны умирающей Анны, реплики её диалога с Лукой о муках на том свете. Зачем? Запишите.
(Судьба Анны расценивается как реальная проигрышная и проигранная партия жизни)
Задание №6. Клещ, дурной вестник, сглазил игру. Клещ - не простои зритель, он невольный участник, соучастник заведомо неудачных партий, дурных жизненных развязок (смерть жены). Сама жизнь обернется для него пыткой, потому что, не выдержав ноши страданий, он закричал в 3 акте о правде жизни. Приведите эту реплику.
(“Жить нельзя... вот она – правда... ненавижу я всех! И эту правду... Будь она проклята”).
Задание №7. В руках Клеща ключи, замки, тиски, молоток, наковальня. Изобразите их вокруг Клеща. Что они символизируют?
(Обреченность его усилий на изменение быта. Клещ проиграл, он слесарь, имеет дело с железом, а не с душой, его работа – неодухотворённая механика, неспособная преобразить мертвое в живое).
Задание № 8. Проиллюстрируйте песню “солнце всходит и заходит” и сделайте вывод о жизни героев ночлежки.
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Горький А.М. На дне.
Методические указания по выполнению практической работы №8
Тема: Лирика А.А. Блока.
Цель: анализировать стихотворение
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.А. Блока
Контрольные вопросы
-Каким вам представляется лирический герой стихотворений А.А. Блока?
- Как называется первый сборник стихотворений А. Блока?
- Назвать основные темы лирики поэта.
- Назвать поэмы А.А. Блока.
Краткие теоретические сведения
А. Блок – поэт – циклизатор. Все его стихотворения включены в циклы. И каждое отдельно взятое стихотворение поэта нужно рассматривать в контексте цикла, к которому оно относится.
Главнвя тема творчества Блока – путь лирического героя, который мистически воспринимает мир к стремлению понять и разделить чаяния народа; от любви, преклонения перед Вечной Женственностью, Прекрасной Даме, к реальной любви к Родине, России.
Этот путь был необычайно труден, противоречив. Но всегда в творчестве, как и в жизни, Блок честен и мужественен. И каждое его стихотворение – это страница большой книги, тема которой – жизнь.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
1. История создания стихотворения “Незнакомка”.
“Незнакомка” (1906 г.) - один из шедевров русской литературы. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от поездки в дачный поселок Озерки. Многое прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы - все убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, что Незнакомку он видел на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового”. Синий цвет у Блока - звездное, высокое, непостижимое; лиловый-тревожный.
2. 3адание. Прочитать стихотворение “Незнакомка”, выделить две части. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге.
Роль символов в стихотворении А.Блока “Незнакомка”
1) Поделите лист бумаги на две части (реальный мир - мир иллюзий).
2) Подумайте, какое слово объединяет две части, два мира. Определите его значение, символ.
(Вино - символ откровения)
Два разных качества вина:
А) вино, опьяняющее человека (алкогольный налиток);
Б) вино как символ чуда, невозможного в реальной жизни, которая создается воображением.
3) Реальный мир (1 часть) предстает во времени и пространстве.
Пространство (загородные дачи, пыльный переулок, золотой крендель булочной, шлагбаум, канавы, ресторан).
Изобразите символ пошлости, мещанства (крендель булочной, женский визг, бессмысленный диск луны, пошлые прогулки среди канав).
Пошлая обыденность:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг...
Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг.
Тлетворный - гибельный, порожденный тлением.
Дух -
воздух,
бесплотное сверхъестественное существо.
4) Время действия - весенний вечер (изобразите вечер).
Весна - это символ... (чего?)
(Символ молодости, обновления жизни)
Луна - вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ.
5) Мир иллюзий (2 часть). Изобразите предмет, определите назначение.
А) Солнце - символ радости и счастья, познание прекрасной тайны.
Б) Незнакомка - символ красоты.
Что можно отнести к символам красоты, таинственности, чистоты? (Запах духов, туманов, очарованная даль, очи синие бездонные)
В) Изобразите символы тревоги, опасности. (Шляпа с траурными перьями, узкая рука, пьяницы с глазами кроликов (красными глазами)
6) Заполните два мира звуками:
Реальный мир - крик, плач, визг, скрип.
Мир иллюзий - тишина, беззвучие, ощущение воздушности.
И каждый вечер, в час назначенный
Девичий стон, шелками схваченный,
В туманном движется окне... - ассонанс.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка... - “у” (утонченность образа Незнакомки).
Задание. Письменно объясните смысл заключительной строфы.
Строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала.
Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни “на дальнем берегу”, вдали от пошлой действительности, принимается как обретенное “сокровище”. Вино - символ откровения, ключ к тайнам прекрасного, красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Блок А.А. Стихотворения
Методические указания по выполнению практической работы №9
Тема: Обзор рассказа: «Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича».
Цель: ответить на вопросы, используя элементы литературного анализа.
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А. И. Солженицына, произведения писателя.
Контрольные вопросы
- В каком году был написан рассказ «Матренин двор»?
- Какова тема рассказа?
- Как раскрывается характер героини в рассказе?
- Как родился замысел «Одного дня…»?
- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?
- Какие события происходят с героем одного дня?
Краткие теоретические сведения
Рассказ «Матренин двор» - автобиографический, это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Но «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой.
Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». Его образ сложился из солдата Шухова. В лице героя автор воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, непримиримость к нравственным порокам.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Прочитайте предложения
- Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!
- Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества.
- Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.
Задание.
Вопросы для обсуждения.
Почему же трагична жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?
“Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье “Раскаяние и самоограничение” писатель, характеризуя Матрену,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности ? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.
В невозможности соотнесения праведности, т.е. жизни не по лжи, и “обреченной глубины” советской реальности и скрывается трагизм жизни “простого человека”.
Какими мучениями и заботами жила Матрена в новое время (середина 50-х годов)?
Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы “не деньги, а слезы”! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. “В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три”…
Сена не накосить - на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать - нет паспортов.
Как раскрывается характер героини в этой “обреченной глубине”?
В чем она видела смысл своей жизни?
По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…” Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие “одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”.
Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: “Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала”… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. “Совсем по-новому увидел Матрену” Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. “Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором”.
Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.
Что в нравах соседей, родственников Матрены удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрены?
Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей – нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Они способны только на осуждение. Картины разрушения избы из-за “горницы”, страшная гибель людей во мраке на железной дороге, “страшные” сцены поминок – все эти непредсказуемые события усиливают трагизм не только жизни Матрены, но и ее смерти. Оказалось, что и после смерти ей нет покоя: кому-то что-то должна и перед всеми виновата.
Невостребованными остались лишь ее лучшие качества (и в своей деревне, и в родном государстве): отзывчивость, сердечность, сострадание к ближнему, бескорыстие. Бесчеловечная система не нуждается в таких людях, а значит, что-то сместилось в представлении о нравственности за годы советской власти, что-то изменилось в отношениях между людьми и в понимании ими совести, правды, труда.
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича.
- Солженицын А.И. Матренин двор
ТЕСТ
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"
Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
Кроме Матрены и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а – сильный одновременный удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.
А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа.
А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?
В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?
В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.
В4. Напишите название любимого растения героини.
В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?
ТЕСТ
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.
– А почему вы коровы не держите, Матрена Васильевна?
– Э-эх, Игнатич, – разъясняла Матрена , стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою' с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...
Так, одной у'тельной козе собрать было сена для Матрены – труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.
А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.
А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)
В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.
В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?
В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так, одной у'тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.
Повесть «Один день Ивана Денисовича»
«И вышла колонна в степь, прямо против ветра и против краснеющего восхода. Голый белый снег лежал до края, направо и налево, и деревца во всей степи не было ни одного.
Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма.
Задание 1
Еще раз прочтите этот или иной фрагмент знаменитой повести Солженицына, опубликованной в 1962 году, на исходе «оттепели», и определите главные особенности повествования этого бывшего узника ГУЛАГа, его волю к концентрации эмоций, сгущенности, уплотнению психологической жизни героев, к монологизму и сжатию временны́х горизонтов жизни. Не кажется ли вам, что язык этой повести и всей прозы Солженицына - это «язык пространства, сжатого до точки» (О. Мандельштам)?
Чем достигается эта концентрация событийности, масштабность на «аршине пространства»? Можно отметить, например, все виды «помощи» автора своему читателю. Сразу все герои - от Ивана Шухова до бригадира Тюрина и Алешки-баптиста - собраны, содвинуты в этой мерзнущей колонне. Мотив холода, беззащитности человека подчеркнут и тем, что снег только ослепительно белый («голая» белизна), и тем, что восход «краснеющий». Одиночество, заброшенность человека в мире подчеркнуты тем, что здесь все «против» него (и ветер, и восход), а сама пустота имеет какой-то абсолютный, предельный характер (ни одного деревца в степи, и всего два письма в год).
Задание 2
На кого же опереться человеку в таких условиях? Где искать тепло, надежду, выход из пустоты?
Не предлагая никаких рецептов спасения, писатель объективно - и через подробности сюжета, быта, портреты соседей Шухова, прежде всего бригадира, кавторанга Буйновского и др., заставляет главного героя оценивать людей, жизнь, свою и чужую, весь мир за пределами лагеря.
Можно ли, учитывая эту постоянную помощь, энергию его исповедальности, во всем не дополняя его, доверять такому признанию автора: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днем... Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел, и как полилось! со страшным напряжением!.. Я невероятно быстро написал „Один день Ивана Денисовича" и долго это скрывал»?
Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». Но вопреки всей несправедливости Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений. Этой цельностью во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям.
Написать эссе «Что может правда».
Методические указания по выполнению практической работы №10
Тема: Нравственные проблемы произведения «Царь – рыба».
Цель: анализировать главу – повествование
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет В. Астафьева.
Контрольные вопросы
- Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь – рыба»
- Каким образом показывает автор единство человека и природы?
- Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?
- Как эпиграфы связаны между собой?
Краткие теоретические сведения
Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни в 2002. Таких людей, как он, называют совестью нации. Настоящим событием в литературе стало произведение «Царь-рыба». Многое в повести вызывает восхищение. Природа, красота, дар реалистического описания. Это прямой честный разговор о разумных связях современного человека с природой, о мере нашей активности в покорении природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная: как спасти красоту природы. Очень важно для человека не повредить природу и не истоптать себя. Тупым браконьерством Грохотало, Командора или эгоизм Гоги Герцева. Моральный спор между Гогой и Акимом – это не только спор разных людей, это отношение к природе и ко всему живому. Автор утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот жесток и к человеку. Внимание автора сосредоточено на людях, на судьбах, заботах.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
- Столкновение добра и зла. Кончается «Царь-рыба» трагическим вопросом автора6 «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? – нет мне ответа».
- В этих вопросах - боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между природой и человеком.
Анализ отдельных глав с опорой на текст.
(Здесь и далее цитаты по книге В.Астафьева Повести. [Текст]; М.: Художественная литература, 1984г.)
1. Работа с текстом главы “Поминки” [Текст, стр. 525].
– Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения.
(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету”. [стр. 544]
– Как ведут себя люди после трагедии?
(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но ненадолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.)
– Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга”
(Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее вечными великими законами.)
2. Работа с текстом главы “Дамка” [Текст, стр. 382]
– Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого поселка и его жителях?
(Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей, в которую жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”, “принюхивающиеся таежные парни”.) Комментарий учителя.
Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу.
– По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в главе “Дамка”
(На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.)
Зачитывается текст от слов “Я простоял всю дорогу... до интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..” [стр. 385]
– Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения?
(Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.)
Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)
– В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните, кто из них носит клички?
(Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.)
– Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина?
(Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей.)
– Чтение внутреннего монолога Утробина от слов “И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек!...до... Его не достанешь.” [гл. “Царь-рыба”, стр.457–458].
– Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель Утробина?
(Да. Вина за смерть Тайки ложится на весь связанный с браконьерством уклад. Утробин погибает, попав вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. Человек раскаивается, вспоминает грехи.) Автор восклицает:
“Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!” Комментарий учителя.
Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
– Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что наказан Гога Герцев?
(Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.)
– Можно ли считать Акима положительным героем?
(Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.)
– Что умеет Гога Герцев?
(Ответ дан в тексте: “В его молодые годы... до... он и не нуждался”. С детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в благополучной семье. Он никого не любил.) [гл. “Сон в белых горах”, стр.583]
– Как относятся артельщики к старикам и детям?
(Всякий народ перебывал в Боганиде... до... утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо– ганиде”, стр. 495-496] Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие, чувство ответственности, уважение к старшим, потребность творить добро.) 3. Обращение к тексту главы “Капля”, [стр. 359]
– Какова авторская позиция в этой главе?
(Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и природы открыто заявлена в главе “Капля”.) Комментарий учителя.
Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:
“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.
– Как вы понимаете эти слова В.Астафьева?
Размышления учащихся.
Рекомендованная литература:
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
- Астафьев В.П. Царь – рыба
4 Перечень рекомендованной литературы
- Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007
- Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007
- Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007
Дополнительная литература
1. Лебедев Ю. В. Литература 10 класс (в двух частях) М. «Просвещ.»,2006
2. Лебедев Ю. В. Тематическое и поурочное планирование по литературе. «Русская литература XIX века». 10 класс. Изд. «Экзамен». М., 2006
3. Серафимова В. Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели ХХ и XIХ веков.
« Издательство Астрель», 2007
Интернет-ресурсы:
- http://www.feb-web.ru/index.htm Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор". Совместный проект Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН) иНаучно-технического центра "Информрегистр"Министерства по связи и информатизации Российской Федерации (НТЦ "Информрегистр")
- http://www.md.spb.ru/goncharov/ "Гончаров". Сайт научного коллектива, издающего Академическое Полное собрание сочинений русского писателя Ивана Александровича Гончарова.
- Культура письменной речи. Ссылки на Интернет – ресурсы http://www.gramma.ru/
Словари:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку
В работе представлены методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык».Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специал...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»
Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятел...
Методические рекомендации обучающимся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку
Методические рекомендации направлены на оказание помощи обучающимся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку...
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ. Русский язык
Советы учащимся, выполняющим самостоятельную работу по русскому языку...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...
Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи
Методические рекомендации для выполнения практических работ по русскому языку и культуре речи для СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...