Пояснительная записка. Русский язык. 5 кл. ФГОС.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и рабочей  программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015.), откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ на 2015-2016 учебный год.  Рассчитана на 175 часов, в неделю 5 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska._5_kl._fgos.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку. 5  класс.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и рабочей  программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015.), откорректированной по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ на 2015-2016 учебный год.  Рассчитана на 175 часов, в неделю 5 часов.

В основу программы положена программа Т.А.Ладыженской и др. (Программа по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др..-М.: Просвещение,2012)

При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:

Конституция РФ () Конституция РФ.- М.: Юридическая литература, 2009.)

Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 № 273- ФЗ)

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы: проект.- 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.- 112с.- (Стандарты второго поколения).

Цель изучения русского языка в 5 классе состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного  языка, норм литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно- нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Задачи обучения русскому языку в 5 классе:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитать интерес и любовь к русскому языку;
  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию, потребность к речевому самосовершенствованию;
  • осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Ведущими идеями курса русского языка в 5 классе являются:

- синтез всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой;

- нацеленность образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической , культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;

- усиление коммуникативно- деятельностной направленности;

- реализация системно- деятельностного подхода, который предполагает усвоение системы лингвистических понятий; овладение умениями и навыками, обеспечивающими системность в усвоении родного языка; применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и практической деятельности; интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся в процессе учебной деятельности; формирование способности правильно, уместно и выразительно употреблять в речи языковые единицы;

- отработка на базе изученного в начальных классах ведущих навыков распознавания частей речи, типов и стилей речи, простых и сложных предложений; совершенствование навыков языкового анализа различных единиц языка; закрепление важнейших орфографических и пунктуационных навыков;  введение нового материала на фоне уже известного как его развитие и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний; учет внутрипредметных связей (например, материал по лексике и словообразованию дается во взаимосвязи), что облегчает процесс усвоения изучаемого, способствует прочности знаний и умений;

- направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения пятиклассниками программы по русскому языку являются:

- умение учиться, самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность;

- осознание эстетической ценности русского языка, необходимости владения русским языком для учебной деятельности;

- умение анализировать себя как слушателя;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, стремление к речевому совершенствованию;

- интерес к созданию собственных текстов;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в устной и письменной форме;

- потребность сохранить чистоту русского языка.

Метапредметными результатами освоения пятиклассниками программы по русскому языку являются:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной  установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации;

- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации , полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие  темы и др.);

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;     - соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности;

- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Предметные результаты освоения пятиклассниками программы по русскому языку являются:

- по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться  алфавитом, в частности в работе со словарями;

- по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- по морфологии: различать части речи знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения идр.;

- по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; о – ё после шипящих  в корне, чередующиеся гласные в корне; знать неизменяемые приставки, приставки на з (с) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; верно употреблять разделительные ъ –ь, букву ь после шипящих в корне существительных и глаголов, не с глаголами;

- по синтаксису: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а , но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.

 

Содержание программы

Язык – важнейшее средство общения(2ч. + 1 р.р.)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение. Слушание. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем. (Повторение пройденного материала в начальных классах) (17 ч.  +3 р.р.)

I.Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых  проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II.Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2, и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буквы ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов  со словами.

III.Текст. Тема текста, его основная мысль. Правка текста. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям.

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч. + 7 р.р.)

I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ о признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II.Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III.Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч. + 3 р.р.)

I.Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные.

Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

II.Умение соблюдать основные правила литературного Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед е.  Орфоэпические словари.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях.

III.Типы текстов. Повествование. Описание (предмета). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (7 ч. + 2 р.р.)

I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II.Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III.Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч. + 4 р.р.)

I.Морфемика как раздел  науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Основа производная и производящая. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующих гласных о и а в корнях –лож-/ -лаг-, -рос-/ -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II.Умение употреблять слова с разными приставками и  суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III.Рассуждение как тип речи, его структура и разновидности. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения. Рассуждение и повествование.

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (17 ч. +4 р.р.)

I.Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Морфологический разбор существительного. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II.Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род  которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III.Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (9 ч. + 4 р.р.)

I.Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. Морфологический разбор прилагательного.

II.Умение правильно ставить ударение в краткой  форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III.Описание (животного). Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (27 ч. + 6 р.р.)

I.Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться  и –чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-,-пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-. Правописание не с глаголами.

II.Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.)

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III.Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного материала за 5 (7 ч. + 2 р.р.).

Составитель: Щербакова Наталия Викторовна, учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка для 5 класса ФГОС

Пояснительная записка рабочей программы учебного предмета "Физическая культура" для 5 класса разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.В объёме 105 часов, и...

пояснительная записка 5 - 9 класс ФГОС

Данная рабочая программа является второй ступенью основного общего  образования, разработана на основе авторской программы курса английского языка (авторы Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.) к...

Пояснительная записка русский язык 6 класс

Пояснительная записка к рабочей программе, составленной на основе Федерального государственного стандарта,  полностью соответствует Рабочей программе по русскому языку 6 класс. Составлена на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «Обществознание» под редакцией Боголюбова Л.Н. для 8класса.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и на...

Пояснительная записка русский язык 5-9 класс

Пояснительная записка с развернутым тематическим планированием по русскому языку 5-9 класс к учебнику линии Баранова- Ладыженская...

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.

Пояснительная записка  составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику  авторского коллектива в составе:  Вига...