Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе А. Д. Шмелёва
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования /под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Программы для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2013, учебника «Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_6kl.docx | 124.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Директор школы: ______/Уварова Г.Ф. Приказ №___ от «___» ______2015 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
Класс: 6
2015-2016 учебный год
Разработал: учитель русского языка
и литературы Резанова Л. С.
Газимурский Завод, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования /под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011, Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Программы для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2013, учебника «Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2014.
Вклад предмета «Русский язык» в достижение целей основного общего образования
Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обоснование выбранного УМК для реализации данной рабочей программы
Линия УМК под редакцией А.Д.Шмелёва основана на оригинальном авторском подходе к структурированию учебного материала. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
Учебник разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, утверждён в федеральном перечне учебников на 2015-16 учебный год.
Обоснование использования часов резерва и изменений, внесенных в рабочую программу
Часы резерва планируется использовать на уроки развития речи и работу над ошибками.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе – 175 часов, в 6 классе – 210 часов, в 7 классе – 140 часов, в 8 классе – 105 часов, в 9 классе – 105 часов.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации;
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования:
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы по русскому языку для 6 класса
Глава 1. Что значит «современный литературный язык»?
О языке и речи. Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение).
Система языка. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Правописание. Повторение изученного в 5 классе. Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание окончаний прилагательных. Правописание личных окончаний глаголов. Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами.
Текст. Основные признаки текста.
Язык и культура. Культура речи. Литературный язык и просторечие.
Глава 2. Что значит работать над своей речью?
О языке и речи. Ситуация речевого общения.
Система языка. Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. Сильные и слабые фонетические позиции. Слогораздел: открытые и закрытые слоги.
Правописание. Правописание согласных. Правописание безударных гласных. Гласные а и о в корнях с чередованием (повторение). Гласные е и и в корнях с чередованием. Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием а//о. Основные правила переноса.
Текст. План текста: вопросный, назывной, тезисный.
Язык и культура. Культура речи. Современные варианты орфоэпических норм.
Глава 3. Что такое сферы общения?
О языке и речи. Сферы общения.
Система языка. Морфемика и словообразование. Корневые и служебные морфемы. Виды служебных морфем. Основы производных и непроизводных слов. Морфологические способы словообразования. Способы образования сложных и сложносокращенных слов. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Правописание. Правописание приставок (повторение). Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных существительных с соединительными гласными. Правописание сложных существительных без соединительных гласных. Правописание сложных имён прилагательных.
Текст. План текста: простой и сложный.
Язык и культура. Культура речи. Ударение в сложных словах.
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?
О языке и речи. Стили литературного языка.
Система языка. Лексика и фразеология. Слово – единица лексикологии (повторение). Паронимы. Стилистическая окраска лексики литературного языка. Лексика ограниченного употребления. Слова с эмоциональной окраской. Стилистическая окраска фразеологизмов.
Правописание. Употребление прописных и строчных букв (повторение). Правописание суффиксов прилагательных. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение).
Текст. Средства связи предложений и частей текста.
Язык и культура. Культура речи. Нормативные словари современного русского языка.
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки?
О языке и речи. Научный стиль.
Система языка. Морфология. Причастие. Части речи (повторение). Глагол как часть речи (повторение). Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного. Признаки прилагательного у причастия. Суффиксы причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Краткие страдательные причастия. Морфологический разбор причастия.
Правописание. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами.
Текст. Типы речи в научном стиле литературного языка.
Язык и культура. Культура речи. Употребление причастий в литературном языке. Употребление причастного оборота.
Глава 6. В чём особенности официальных документов?
О языке и речи. Официально-деловой стиль.
Система языка. Деепричастие. Деепричастие как форма глагола. Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия.
Правописание. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Текст. Деловые бумаги: заявление. Типы речи: официально-деловое и художественное описание.
Язык и культура. Культура речи. Употребление деепричастий в литературном языке.
Глава 7. В чём особенности публицистической речи?
О языке и речи. Публицистический и газетно-информационный стиль.
Система языка. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные.
Количественные числительные. Склонение простых количественных числительных. Склонение сложных числительных. Склонение составных количественных числительных. Обозначение дробных чисел. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного.
Правописание. Правописание ь в именах числительных. Слитное и раздельное написание обозначений чисел.
Текст. Соединение в тексте разных типов речи.
Язык и культура. Культура речи. Употребление числительных в литературном языке.
Глава 8. Есть ли правила у беседы?
О языке и речи. Обиходная разговорная речь.
Система языка. Местоимение. Знаменательные и местоименные части речи. Особенности местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения. Возвратные местоимения. Притяжательные местоимения. Определительные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые и отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимения.
Правописание. Правописание местоимений с предлогами. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
Текст. Устный рассказ.
Язык и культура. Культура речи. Употребление местоимений в литературном языке.
Повторение.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Кол-во часов | Название раздела, темы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (44 ч) | |||
3 | Речь и речевое общение Виды монолога Виды диалога | Условия речевого общения. Диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию. Сочетание разных видов диалога | Знать особенности диалогической Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего |
16 | Речевая деятельность Поиск, анализ информации | Основные особенности аудирования, говорения, чтения, письма как видов речевой деятельности. Поиск информации в Интернете по ключевым словам | Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Понимать структуру таблицы, страницы сайта Интернета, демонстрировать понимание представленной в них информации. Объединять две небольшие части информации из таблицы. Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации |
20 | Текст Структура текста Виды информационной переработки текста Функционально-смысловые типы речи | Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей. Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Создавать и редактировать собственные тексты — описания предмета, состояния, процесса с учётом требований к построению связного текста |
5 | Функциональные разновидности языка Разговорный язык Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль | Функциональные разновидности языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа. Электронное письмо. Личный дневник в Интернете. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, его особенности. Основные жанры научного стиля: аннотация, её особенности. Основные жанры публицистического стиля: выступление, его особенности | Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Выявлять особенности разговорной речи. Выступать перед аудиторией сверстников с рассказом, вести беседу в соответствии с целью и ситуацией общения. Использовать возможности электронной почты для информационного обмена. Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета. Писать аннотацию, заявление, рассказ в соответствии с целью и ситуацией общения. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением публицистического характера. Писать заявление в соответствии с целью и ситуацией общения. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст |
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ | |||
4 | Общие сведения о языке | Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Выдающиеся отечественные лингвисты | Иметь элементарные представления об основных формах функционирования современного русского языка. Иметь представление об отечественных лингвистах |
10 | Фонетика Орфоэпия | Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Сильная и слабая фонетическая позиция. Чередования звуков. Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени) | Пользоваться основными понятиями фонетики. Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (глаголы прошедшего времени и т. д.). Использовать орфоэпический словарь |
1 | Графика | Правила переноса | Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса слов с одной строки на другую |
23 | Морфемика Словообразование | Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы. Род сложносокращённых слов, их согласование с глаголами прошедшего времени | Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слов. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать способы словообразования слов изученных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов |
19 | Лексикология Фразеология | Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Стилистические пометы в толковых словарях русского языка. Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка. Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи, публицистических и учебно-научных текстах; диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Извлекать необходимую информацию из толкового словаря, фразеологического словаря и использовать её в различных видах деятельности. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием стилистически окрашенных слов и фразеологизмов как средств выразительности в художественном тексте |
44 | Морфология Глагол Причастие Деепричастие Местоимение Имя числительное | Морфология как раздел грамматики (повторение). Глагол как часть речи (повторение). Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Деепричастие, его грамматические признаки. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Синтаксическая функция деепричастия. Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных | Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, причастия, определять их синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры. Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видо-временную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте. Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом. Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имён числительных разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры. Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи. Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять числительные двое, трое и т. п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т. д. в деловой речи |
45 | Правописание Орфография Пунктуация | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях изучаемых слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных в суффиксах причастий, наречий. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких причастий, наречий. Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не с причастиями, деепричастиями. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. Пунктуация. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения. Выделение на письме причастных и деепричастных оборотов | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем |
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (20 ч) | |||
15 | Культура речи | Культура речи как раздел лингвистики. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка | Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
5 | Язык и культура | Взаимосвязь языка и культуры. Русский речевой этикет | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий |
Распределение часов в модулях (главах) по темам
Темы/ модули | 1 модуль | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
| 8 |
О языке и речи 8 ч. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Система языка 74 ч. | 3 | 7 | 12 | 7 | 14 | 5 | 14 | 12 |
Правописание 53 ч. | 4 | 10 | 8 | 7 | 12 | 4 | 4 | 4 |
Текст 10 ч. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Язык и культура. Культура речи 9 ч. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Повторение 22 ч. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Контрольные работы и их анализ 28 ч. | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 6 |
204 ч. | 15 ч. | 24 ч. | 29 ч. | 21 ч. | 36ч. | 19 ч. | 25 ч. | 35 ч. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- 4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2009.
- Савчук Л. О. Программа «Русский язык: 5-9 классы»/ под ред. Е.Я.Шмелёвой. - М.: Вентана - Граф, 2013.
- «Русский язык.: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2014.
- Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2010.
- Современный урок. Ч.5.: инновационные уроки. /под ред. Лакоцениной Т. П. – Ростов – на-Дону: Учитель, 2007.
- Львова С. И. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5-9 классы. - М.: Вентана – Граф, 2011
- Одинцов В. В. Стилистика текста. - М: ЛИБРОКОМ, 2010
- Панов М. В. Занимательная орфография. - М.: Просвещение, 2010
- Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003
- Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. - Ростов-на –Дону: «Феникс», 2005.
- ЦОР по всем темам.
- Ноутбук.
- Интерактивная доска.
- Проектор.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
Календарно-тематическое планирование 6а класс
№ урока | Тема урока | Предполагаемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Домашнее задание |
1 | Разновидности русского языка. Язык и речь. | |||
2 | Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. | |||
3 | Имя прилагательное. | |||
4 | Глагол. | |||
5 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | |||
6 | Правописание окончаний прилагательных. | |||
7 | Правописание личных окончаний глаголов. | |||
8 | Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами. | |||
9 | Основные признаки текста. | |||
10 | Контрольное сочинение-описание по картине | |||
11 | Анализ сочинений | |||
12 | Литературный язык и просторечие | |||
13 | Комплексное повторение изученного гл. 1. | |||
14 | Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 5 классе». | |||
15 | Работа над ошибками. | |||
16 | Ситуация речевого общения. | |||
17 | Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. | |||
18 | Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. | |||
19 | Сильные и слабые фонетические позиции. Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков. | |||
20 | Сильные и слабые позиции согласных по глухости-звонкости. | |||
21 | Сильные и слабые позиции гласных по твёрдости-мягкости. | |||
22 | Слогораздел: открытые и закрытые слоги. | |||
23 | Сжатое изложение. | |||
24 | Правописание согласных. | |||
25 | Правописание безударных гласных. | |||
26 | Гласные а и о в корнях с чередованием. | |||
27 | Гласные е и и в корнях с чередованием. | |||
28 | Гласные в корнях –клан-//-клон-, -твар-//-твор-. | |||
29 | Гласные в корне –плав-//-плов-. | |||
30 | Правописание гласных в корнях –равн- и –ровн-. | |||
31 | Гласные в корне –мак-//-мок-//-моч-. | |||
32 | Проверочная работа по теме «Гласные а и о, и и е в корнях с чередованием» | |||
33 | Основные правила переноса. | |||
34 | План текста: вопросный, назывной, тезисный. | |||
35 | Современные варианты орфоэпических норм. | |||
36 | Комплексное повторение гл. 2. | |||
37 | Защита проектов | |||
38 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». | |||
39 | Работа над ошибками. | |||
40 | Сферы общения. | |||
41 | Корневые и служебные морфемы. | |||
42 | Виды служебных морфем: формообразующие морфемы. | |||
43 | Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы. | |||
44 | Нулевые словообразовательные морфемы. | |||
45 | Производная и производящая основы. | |||
46 | Производные и непроизводные слова. | |||
47 | Морфологические способы словообразования. Суффиксальный способ. Нулевая суффиксация. | |||
48 | Морфологические способы словообразования. Приставочный способ. Приставочно-суффиксальный способ. | |||
49 | Способы образования сложных и сложносокращённых слов. Сложение. | |||
50 | Сложение с суффиксацией | |||
51 | Аббревиация. | |||
52 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | |||
53 | Безударные гласные в приставках. | |||
54 | Гласные буквы и и ы после приставок на согласные. | |||
55 | Приставки на –з // -с. | |||
56 | Правописание приставок пре- и при-. | |||
57 | Правописание сложных существительных с соединительными гласными. Безударные соединительные гласные между корнями. | |||
58 | Слитное и раздельное написание существительных с соединительными гласными. | |||
59 | Правописание сложных существительных без соединительных гласных. | |||
60 | Правописание сложных имён прилагательных. | |||
61 | План текста: простой и сложный. | |||
62 | Подробное изложение | |||
63 | Подробное изложение | |||
64 | Ударение в сложных словах. | |||
65 | Комплексное повторение изученного гл. 3. | |||
66 | Защита проектов. | |||
67 | Контрольный диктант. | |||
68 | Работа над ошибками. |
| ||
69 | Стили литературного языка. | |||
70 | Слово - единица лексикологии. | |||
71 | Паронимы. | |||
72 | Стилистическая окраска лексики литературного языка. | |||
73 | Лексика ограниченного употребления: диалектизмы. | |||
74 | Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы. | |||
75 | Слова с эмоциональной окраской. | |||
76 | Стилистическая окраска фразеологизмов. | |||
77 | Употребление прописных и строчных букв. | |||
78 | Буквы –н- и –нн- в суффиксах отымённых прилагательных. | |||
79 | Суффикс –ск- // -к- в отымённых прилагательных. | |||
80 | Суффиксы прилагательных –ев- // -ов- // -ёв- и –ив-, -лив-, -чив- | |||
81 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |||
82 | Подробное изложение. | |||
83 | Подробное изложение. | |||
84 | Средства связи предложений и частей текста. | |||
85 | Нормативные словари современного русского языка. | |||
86 | Комплексное повторение изученного гл. 4. | |||
87 | Защита проектов. | |||
88 | Контрольный диктант. | |||
89 | Работа над ошибками. | |||
90 | Научный стиль. | |||
91 | Части речи. | |||
92 | Глагол как часть речи. | |||
93 | «Своя игра» по теме «Глагол» | |||
94 | Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного. | |||
95 | Признаки прилагательного у причастия. | |||
96 | Суффиксы причастий. | |||
97 | Образование действительных причастий настоящего времени. | |||
98 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | |||
99 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | |||
100 | Образование страдательных причастий прошедшего времени. | |||
101 | Краткие страдательные причастия. | |||
102 | Морфологический разбор причастия. | |||
103 | Морфологический разбор причастия. | |||
104 | Проверочная работа. | |||
105 | Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. | |||
106 | Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. | |||
107 | Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. | |||
108 | Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. | |||
109 | Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. | |||
110 | Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. | |||
111 | Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. | |||
112 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | |||
113 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | |||
114 | Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | |||
115 | Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | |||
116 | Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | |||
117 | Типы речи в научном стиле литературного языка. | |||
118 | Сочинение-рассуждение. | |||
119 | Контрольное сочинение-рассуждение. | |||
120 | Употребление причастий в литературном языке. | |||
121 | Употребление причастного оборота. | |||
122 | Комплексное повторение гл. 5. | |||
123 | Комплексное повторение гл. 5. | |||
124 | Контрольный диктант. | |||
125 | Работа над ошибками. | |||
126 | Официально – деловой стиль. | |||
127 | Деепричастие как форма глагола. | |||
128 | Образование деепричастий. | |||
129 | Деепричастный оборот. | |||
130 | Деепричастный оборот. | |||
131 | Морфологический разбор деепричастия. | |||
132 | Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. | |||
133 | Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. | |||
134 | Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. | |||
135 | Деловые бумаги: заявление. | |||
136 | Типы речи: официально – деловое и художественное описание. | |||
137 | Сочинение - описание. | |||
138 | Контрольное сочинение - описание. | |||
139 | Употребление деепричастий в литературном языке. | |||
140 | Комплексное повторение гл. 6. | |||
141 | Комплексное повторение гл. 6. | |||
142 | Публицистический и газетно - информационный стиль. | |||
143 | Имя числительное как часть речи. | |||
144 | Простые, сложные и составные числительные. | |||
145 | Количественные числительные. | |||
146 | Склонение простых количественных числительных | |||
147 | Склонение простых количественных числительных | |||
148 | Склонение сложных числительных. | |||
149 | Склонение сложных числительных. | |||
150 | Склонение составных количественных числительных. | |||
151 | Обозначение дробных чисел. | |||
152 | Собирательные числительные. | |||
153 | Порядковые числительные. | |||
154 | Морфологический разбор числительного. | |||
155 | Морфологический разбор числительного. | |||
156 | Проект «Происхождение имён числительных» | |||
157 | Правописание мягкого знака в именах числительных. | |||
158 | Правописание мягкого знака в именах числительных. | |||
159 | Слитное и раздельное написание обозначений чисел. | |||
160 | Слитное и раздельное написание обозначений чисел. | |||
161 | Соединение в тексте разных типов речи. | |||
162 | Употребление числительных в литературном языке. | |||
163 | Комплексное повторение гл. 7. | |||
164 | Комплексное повторение гл. 7. | |||
165 | Контрольный диктант. | |||
166 | Работа над ошибками. | |||
167 | Обиходная разговорная речь. | |||
168 | Знаменательные и местоименные части речи. | |||
169 | Особенности местоимения как части речи. | |||
170 | Личные местоимения. | |||
171 | Возвратные местоимения. | |||
172 | Притяжательные местоимения. | |||
173 | Определительные местоимения. | |||
174 | Указательные местоимения. | |||
175 | Вопросительные и относительные местоимения. | |||
176 | Неопределённые местоимения. | |||
177 | Отрицательные местоимения. | |||
178 | Морфологический разбор местоимения. | |||
179 | Морфологический разбор местоимения. | |||
180 | Правописание местоимений с предлогами. | |||
181 | Правописание местоимений с предлогами. | |||
182 | Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. | |||
183 | Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. | |||
184 | Устный рассказ. | |||
185 | Устный рассказ. | |||
186 | Изложение. | |||
187 | Изложение. | |||
188 | Употребление местоимений в литературном языке. | |||
189 | Комплексное повторение гл. 8. | |||
190 | Комплексное повторение гл. 8. | |||
191 | Контрольный диктант. | |||
192 | Работа над ошибками. | |||
193 | Проектная работа по упр. 104. | |||
194 | Повторение изученного в 6 классе. Фонетика. Графика. | |||
195 | Повторение изученного в 6 классе. Морфемика. Словообразование. | |||
196 | Повторение изученного в 6 классе. Лексика. Фразеология. | |||
197 | Повторение изученного в 6 классе. Части речи. | |||
199 | Повторение изученного в 6 классе. Части речи. | |||
200 | Повторение изученного в 6 классе. Текст. | |||
201 | Контрольная работа за курс 6 класса. | |||
202 | Работа над ошибками. | |||
203 | Урок – игра. | |||
204 | Итоговый урок. |
Календарно-тематическое планирование 6б класс
№ урока | Тема урока | Предполагаемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Домашнее задание |
1 | Разновидности русского языка. Язык и речь. | |||
2 | Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. | |||
3 | Имя прилагательное. | |||
4 | Глагол. | |||
5 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | |||
6 | Правописание окончаний прилагательных. | |||
7 | Правописание личных окончаний глаголов. | |||
8 | Слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, глаголами. | |||
9 | Основные признаки текста. | |||
10 | Контрольное сочинение-описание по картине | |||
11 | Анализ сочинений | |||
12 | Литературный язык и просторечие | |||
13 | Комплексное повторение изученного гл. 1. | |||
14 | Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 5 классе». | |||
15 | Работа над ошибками. | |||
16 | Ситуация речевого общения. | |||
17 | Фонетика и графика. Повторение изученного в 5 классе. | |||
18 | Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. | |||
19 | Сильные и слабые фонетические позиции. Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков. | |||
20 | Сильные и слабые позиции согласных по глухости-звонкости. | |||
21 | Сильные и слабые позиции гласных по твёрдости-мягкости. | |||
22 | Слогораздел: открытые и закрытые слоги. | |||
23 | Сжатое изложение. | |||
24 | Правописание согласных. | |||
25 | Правописание безударных гласных. | |||
26 | Гласные а и о в корнях с чередованием. | |||
27 | Гласные е и и в корнях с чередованием. | |||
28 | Гласные в корнях –клан-//-клон-, -твар-//-твор-. | |||
29 | Гласные в корне –плав-//-плов-. | |||
30 | Правописание гласных в корнях –равн- и –ровн-. | |||
31 | Гласные в корне –мак-//-мок-//-моч-. | |||
32 | Проверочная работа по теме «Гласные а и о, и и е в корнях с чередованием» | |||
33 | Основные правила переноса. | |||
34 | План текста: вопросный, назывной, тезисный. | |||
35 | Современные варианты орфоэпических норм. | |||
36 | Комплексное повторение гл. 2. | |||
37 | Защита проектов | |||
38 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». | |||
39 | Работа над ошибками. | |||
40 | Сферы общения. | |||
41 | Корневые и служебные морфемы. | |||
42 | Виды служебных морфем: формообразующие морфемы. | |||
43 | Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы. | |||
44 | Нулевые словообразовательные морфемы. | |||
45 | Производная и производящая основы. | |||
46 | Производные и непроизводные слова. | |||
47 | Морфологические способы словообразования. Суффиксальный способ. Нулевая суффиксация. | |||
48 | Морфологические способы словообразования. Приставочный способ. Приставочно-суффиксальный способ. | |||
49 | Способы образования сложных и сложносокращённых слов. Сложение. | |||
50 | Сложение с суффиксацией | |||
51 | Аббревиация. | |||
52 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | |||
53 | Безударные гласные в приставках. | |||
54 | Гласные буквы и и ы после приставок на согласные. | |||
55 | Приставки на –з // -с. | |||
56 | Правописание приставок пре- и при-. | |||
57 | Правописание сложных существительных с соединительными гласными. Безударные соединительные гласные между корнями. | |||
58 | Слитное и раздельное написание существительных с соединительными гласными. | |||
59 | Правописание сложных существительных без соединительных гласных. | |||
60 | Правописание сложных имён прилагательных. | |||
61 | План текста: простой и сложный. | |||
62 | Подробное изложение | |||
63 | Подробное изложение | |||
64 | Ударение в сложных словах. | |||
65 | Комплексное повторение изученного гл. 3. | |||
66 | Защита проектов. | |||
67 | Контрольный диктант. | |||
68 | Работа над ошибками. |
| ||
69 | Стили литературного языка. | |||
70 | Слово - единица лексикологии. | |||
71 | Паронимы. | |||
72 | Стилистическая окраска лексики литературного языка. | |||
73 | Лексика ограниченного употребления: диалектизмы. | |||
74 | Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы. | |||
75 | Слова с эмоциональной окраской. | |||
76 | Стилистическая окраска фразеологизмов. | |||
77 | Употребление прописных и строчных букв. | |||
78 | Буквы –н- и –нн- в суффиксах отымённых прилагательных. | |||
79 | Суффикс –ск- // -к- в отымённых прилагательных. | |||
80 | Суффиксы прилагательных –ев- // -ов- // -ёв- и –ив-, -лив-, -чив- | |||
81 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |||
82 | Подробное изложение. | |||
83 | Подробное изложение. | |||
84 | Средства связи предложений и частей текста. | |||
85 | Нормативные словари современного русского языка. | |||
86 | Комплексное повторение изученного гл. 4. | |||
87 | Защита проектов. | |||
88 | Контрольный диктант. | |||
89 | Работа над ошибками. | |||
90 | Научный стиль. | |||
91 | Части речи. | |||
92 | Глагол как часть речи. | |||
93 | «Своя игра» по теме «Глагол» | |||
94 | Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного. | |||
95 | Признаки прилагательного у причастия. | |||
96 | Суффиксы причастий. | |||
97 | Образование действительных причастий настоящего времени. | |||
98 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | |||
99 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | |||
100 | Образование страдательных причастий прошедшего времени. | |||
101 | Краткие страдательные причастия. | |||
102 | Морфологический разбор причастия. | |||
103 | Морфологический разбор причастия. | |||
104 | Проверочная работа. | |||
105 | Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. | |||
106 | Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. | |||
107 | Буквы н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени. | |||
108 | Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. | |||
109 | Буквы н и нн в полных формах отглагольных прилагательных. | |||
110 | Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. | |||
111 | Буквы н и нн в кратких формах прилагательных и причастий. | |||
112 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | |||
113 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | |||
114 | Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | |||
115 | Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | |||
116 | Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | |||
117 | Типы речи в научном стиле литературного языка. | |||
118 | Сочинение-рассуждение. | |||
119 | Контрольное сочинение-рассуждение. | |||
120 | Употребление причастий в литературном языке. | |||
121 | Употребление причастного оборота. | |||
122 | Комплексное повторение гл. 5. | |||
123 | Комплексное повторение гл. 5. | |||
124 | Контрольный диктант. | |||
125 | Работа над ошибками. | |||
126 | Официально – деловой стиль. | |||
127 | Деепричастие как форма глагола. | |||
128 | Образование деепричастий. | |||
129 | Деепричастный оборот. | |||
130 | Деепричастный оборот. | |||
131 | Морфологический разбор деепричастия. | |||
132 | Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. | |||
133 | Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. | |||
134 | Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. | |||
135 | Деловые бумаги: заявление. | |||
136 | Типы речи: официально – деловое и художественное описание. | |||
137 | Сочинение - описание. | |||
138 | Контрольное сочинение - описание. | |||
139 | Употребление деепричастий в литературном языке. | |||
140 | Комплексное повторение гл. 6. | |||
141 | Комплексное повторение гл. 6. | |||
142 | Публицистический и газетно - информационный стиль. | |||
143 | Имя числительное как часть речи. | |||
144 | Простые, сложные и составные числительные. | |||
145 | Количественные числительные. | |||
146 | Склонение простых количественных числительных | |||
147 | Склонение простых количественных числительных | |||
148 | Склонение сложных числительных. | |||
149 | Склонение сложных числительных. | |||
150 | Склонение составных количественных числительных. | |||
151 | Обозначение дробных чисел. | |||
152 | Собирательные числительные. | |||
153 | Порядковые числительные. | |||
154 | Морфологический разбор числительного. | |||
155 | Морфологический разбор числительного. | |||
156 | Проект «Происхождение имён числительных» | |||
157 | Правописание мягкого знака в именах числительных. | |||
158 | Правописание мягкого знака в именах числительных. | |||
159 | Слитное и раздельное написание обозначений чисел. | |||
160 | Слитное и раздельное написание обозначений чисел. | |||
161 | Соединение в тексте разных типов речи. | |||
162 | Употребление числительных в литературном языке. | |||
163 | Комплексное повторение гл. 7. | |||
164 | Комплексное повторение гл. 7. | |||
165 | Контрольный диктант. | |||
166 | Работа над ошибками. | |||
167 | Обиходная разговорная речь. | |||
168 | Знаменательные и местоименные части речи. | |||
169 | Особенности местоимения как части речи. | |||
170 | Личные местоимения. | |||
171 | Возвратные местоимения. | |||
172 | Притяжательные местоимения. | |||
173 | Определительные местоимения. | |||
174 | Указательные местоимения. | |||
175 | Вопросительные и относительные местоимения. | |||
176 | Неопределённые местоимения. | |||
177 | Отрицательные местоимения. | |||
178 | Морфологический разбор местоимения. | |||
179 | Морфологический разбор местоимения. | |||
180 | Правописание местоимений с предлогами. | |||
181 | Правописание местоимений с предлогами. | |||
182 | Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. | |||
183 | Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. | |||
184 | Устный рассказ. | |||
185 | Устный рассказ. | |||
186 | Изложение. | |||
187 | Изложение. | |||
188 | Употребление местоимений в литературном языке. | |||
189 | Комплексное повторение гл. 8. | |||
190 | Комплексное повторение гл. 8. | |||
191 | Контрольный диктант. | |||
192 | Работа над ошибками. | |||
193 | Проектная работа по упр. 104. | |||
194 | Повторение изученного в 6 классе. Фонетика. Графика. | |||
195 | Повторение изученного в 6 классе. Морфемика. Словообразование. | |||
196 | Повторение изученного в 6 классе. Лексика. Фразеология. | |||
197 | Повторение изученного в 6 классе. Части речи. | |||
199 | Повторение изученного в 6 классе. Части речи. | |||
200 | Повторение изученного в 6 классе. Текст. | |||
201 | Контрольная работа за курс 6 класса. | |||
202 | Работа над ошибками. | |||
203 | Урок – игра. | |||
204 | Итоговый урок. |
Перечень обязательных практических работ по развитию речи и контрольных работ
№ п.п. | Глава. Тема | Кодификатор | Форма контроля |
Глава 1. Что значит «современный литературный язык» | |||
Контрольное сочинение – описание по картине | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. | сочинение | |
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 5 классе». | Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. | диктант | |
Глава 2. Что значит работать над своей речью? | |||
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Знать алгоритм выполнения фонетического разбора. | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 3. Что такое сферы общения? | |||
Контрольный диктант | Правописание приставок и сложных существительных и прилагательных | Диктант с грамматическим заданием | |
Подробное изложение | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Уметь излагать текст близко к прослушанному. | Подробное изложение | |
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке? | |||
Контрольный диктант | Объяснять орфограммы: правописание суффиксов | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки? | |||
Контрольное сочинение - рассуждение | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. | Сочинение -рассуждение | |
Контрольный диктант | Правописание Н и НН у причастий и прилагательных, правописание НЕ с причастиями. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 6. В чем особенности официальных документов? | |||
Контрольное сочинение - описание | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом | Сочинение - описание | |
Контрольный диктант | Правописание НЕ с деепричастиями, знаки препинания в предложениях с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 7. В чем особенности публицистической речи? | |||
Контрольный диктант | Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях | Диктант с грамматическим заданием | |
Глава 8. Есть ли правила у беседы? | |||
Контрольное изложение | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | Изложение | |
Контрольный диктант | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 6 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Диктант с грамматическим заданием | |
Контрольная работа | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 6 классе. | Тест |
Примерная тематика учебно-исследовательской и проектной деятельности (см. Приложение к учебнику, стр. 60-62)
Приложение
Контрольные диктанты.
В роще осенью.
Выходишь ранней осенью в ближайшую рощу и удивляешься большой перемене. Меньше слышишь птичьих голосов. Уже не поет, не заливается звонкой трелью соловей. Не летает низко над землей быстрокрылая ласточка. Исчезли желтые, голубые и синие цветы. А как их было много весной и летом! Поблекла трава. На осине, тополе, дубе и березе уже появились золотистые листочки. Резкий ветер срывает их и несет к оврагу, за которым раскинулись бескрайние поля. Еще утром в роще прошел дождь, и на лесной поляне блестит несколько луж. Человек прошел по узкой тропинке среди деревьев и оставил след. Холодное осеннее солнце не высушило землю. В тени лежит роса. ( 104 слова)
Грамматическое задание.
В город.
По делам службы я выехал в город поздно вечером. Я предполагал доехать часа за два. Мы добрались на лошадях по гладкой дороге. Перед нами расстилалась бескрайняя снежная равнина. На далеком горизонте догорала бледная заря. У дороги ровными рядами росли старые сосны. Луна освещала таинственным светом всю окрестность.
Я запахнулся шубой и глядел на темную длинную дорогу. Вот показались две точки. Это два воза. Они из деревни направляются в город. И опять тишина, только слышно скрип полозьев.
Но вот мы добираемся до цели нашего путешествия. Из-за леса вырастают фабричные трубы, раздаются паровозные гудки. В долине за поворотом показался залитый бесчисленными огнями город. (101 слово)
Грамматическое задание.
Вид с обрыва.
Я пришел на обрыв и увидел прекрасную картину. Вокруг до самого горизонта расстилалась бесконечная степь.
Погода была чудесная. Припекало солнце, воздух наполнялся запахом цветущих растений. В безоблачном небе раздавалось пение жаворонка. На краю степи была видна насыпь пригородной железной дороги. По ней крошечные черные паровозы тянули маленькие вагончики.
Под обрывом протекала речка. В прибрежных камышах водились утки. Низкие берега реки сейчас были безлюдны. Редко можно было заметить рыболова. У речки расположилась небольшая деревня. С горы к ней сбегало много тропинок, а большое шоссе уходило далеко по равнине. Я стоял и любовался необъятным простором степи. Прошел уже час. Надо было спешить домой и готовиться к отъезду. (109 слов)
Грамматическое задание.
На рыбалке.
В раннем возрасте отец впервые взял меня на весенний тетеревиный ток. В ночной предутренней темноте мы шли через заросшие кустарником луга и перелески.
Первые охотничьи вылазки научили меня хорошо видеть и слышать. В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал утиные выводки, видел, как плавают маленькие пушистые утята. В пруду было много всякой рыбы. По утрам с удочкой в руках я сидел на песчаном берегу и следил за сделанным из гусиного пера маленьким поплавком. Дерзкий ветерок пузырем надувал за спиной легкую ситцевую рубаху. Было приятно вытаскивать из воды небольших золотистых карасей, красноперых плотвичек, толстоспинных серебряных головлей. Потом мы отбирали крупную рыбу, мелочь бросали в полотняную сумку. На костре варили уху. Усевшись в тени на берегу, хлебали ее деревянными ложками. Удивительно вкусна, душиста рыбачья уха из свежей рыбы. ( 129 слов)
Грамматическое задание.
Наступление ночи в лесу.
Июльский сумеречно-теплый лес неторопливо готовился ко сну.
Я перелез высокую изгородь и увидел в готовящемся к ночному покою лесу домик с белым крыльцом. Он стоял на неширокой поляне, осененной спящими соснами. Трава вокруг его рубленых стен белела цветочками земляники, и ее запах мешался с запахом сухой, еще не опустившейся наземь росы.
За домиком сквозь сосновые лапы и кусты ивы, березовую и рябиновую листву виднелась не очень широкая, светлая даже ночью река.
У воды белели песчаные косы, а дальше клубилась лиственная зелень, перемежаемая более темными сосняками и ельниками. Левее была обширная, пересеченная старицей и окаймленная лиственным недвижимым лесом пойма. Она была покойно- светла, копила в своих низинах белый туманец, и он сперва стушевывал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну еще не скошенного луга. ( 123 слова)
Грамматическое задание.
В лесу.
Серебряные озера, окруженные лесистыми склонами холмов, расстилаются вокруг нас . Я забираюсь в глубь леса, еще не исследованного нами. Вокруг тишина : не качается ни одна вершина, нигде не слышится ничьих шагов. Вверху не было печального северного неба, ниоткуда не доносилось ни звука. Не закрывая туч, стояли, как колонны, гигантские красные сосны. Лес стоял молча, задумчиво, как будто прислушиваясь к своей собственной вековой думе. Вокруг царила тишина.
Молодая поросль сплошь покрывала землю. Деревья, не тронутые первым холодком, стояли очарованные. Занимается над лесом заря, не успевая разгореться, сонно колышется хвоя, нарастает глухой шепот. Откуда-то слышится шелест в предрассветной мгле. Лес здесь дремуч, тропинки еще никем не протоптаны. Смотришь и не знаешь, куда идти: направо и налево – везде сплошь могучие деревья. Большим охотничьим ножом далеко делаю на коре заметки, чтобы не потерять направление. По непролазным зарослям чащ выбираюсь на опушку леса, перехожу небольшую речонку, рассчитывая встретить кого-нибудь. (146 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской
КТП и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. По программе Н.Г.Гольцовой, Н.В.Шамшина, М.А.Мищериной.
Программа предназначена для учителей, работающих в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Рабочая программа по русскому языку (5 класс) по программе Т.А. Ладыженской
Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 5 класс....
Рабочая программа по русскому языку (9 класс) по программе Т.А. Ладыженской
Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 9 класс....
Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. ( По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.)
Данная Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...