Памятка. Речевые формулы для сочинения-рассуждения
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Императивный план речевого высказывания
( для сочинения-рассуждения в рамках ЕГЭ)
1. Обратитесь к себе или читающему ваше сочинение риторическими вопросами или восклицаниями, формулируя тем самым проблему исходного текста.
(н) Что такое нравственность? Кого можно считать нравственным человеком? Какие черты характера мы можем встретить у такой личности?
Что такое истинная красота? (подлинное искусство), (истинное милосердие)?
Всегда ли мы способны отличить подлинное от мнимого?
Одинаково ли мы воспринимаем прекрасное? (искусство), (милосердие и т.д.)?
Можно ли оценить красоту? (милосердие и т.д.)?
Меняются ли со временем представления о красоте? (о милосердии и т.д.)?
Есть красота привычная, соответствующая общепринятым идеалам. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество возвращается вновь и вновь.
А задумываемся ли мы, что такое красота? В чём величие творений музыкантов, живописцев, (зодчих и других народных умельцев)? Умеем ли мы наслаждаться музыкой, оценить великолепие храма? Умеем ли сами созидать красоту?
Является ли народный промысел подлинным искусством? Какую ценность он имеет в развитии культуры русского народа? Какова роль национальных традиций и необходимо ли их развивать? Как сохранить культурное достояние талантливых мастеров прошлых столетий?
Об этом заставляет задуматься автор очерка (текста, статьи).
Для чего живёт человек? В чём смысл жизни? (подлинное счастье?)
Как не допустить ошибки в выборе собственного пути?
Ответы на эти непростые вопросы ищет автор. Проблема, поднятая автором, носит не абстрактный характер – эту проблему рано или поздно приходится решать каждому из нас…
Пушкин… Как говорить о нём? В чём секрет пушкинского гения?
Говорить о нём можно только по праву любви, которая входит в нас с детства. Это больше чем любовь к поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина. Тайна пушкинского гения никогда не перестанет волновать читателей. Каждое новое поколение по-своему воспринимает его творчество. Новый опыт прочтения Пушкина откроет новые грани его поэзии и прозы.
Автор текста (проблемного очерка, лирической зарисовки) размышляет над весьма актуальными (наболевшими), (серьёзными), (вечными) проблемами.
Он по-своему (по-новому), (весьма оригинально, своеобразно), (очень аргументированно) осмысливает и раскрывает тему( проблему)
- (отцов и детей); (добра и зла); (милосердия и жестокости); (жизни и смерти); (экологических катастроф); (западного влияния на современную молодёжь); (влияния компьютеризации); (подлинного творчества); (предназначения человека); (нравственного выбора); (истинного художника-творца и истоков его популярности и славы); (подвига и исторической Памяти); (войны и поведения человека в экстремальных условиях); (истинного и ложного гуманизма); (истинной и мнимой красоты); («кумиромании»)…
Обязательно должно быть в этой части сочинения одно из предложенных клише:
Именно над этими вопросами и размышляет автор.
Над такими вопросами заставляет нас задуматься автор.
Такие вопросы ставит перед своим( или перед внимательным) читателем автор.
Такие вопросы автор задает нам, чтобы заставить задуматься над тем, что волнует его самого.
- Сообщите, насколько актуальна в наше время поднятая проблема и как автор сообщает об этом читателям.
Обязательно должно быть в этой части сочинения одно из предложенных клише:
Поднятая автором проблема актуальна для современного человека, общества и т.д.
Проблему (чего, какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев…
Статья (ф.и.о. автора) или автор
- помогает читателю разобраться в поднятых вопросах, (в том, что…);
- помогает осмыслить проблему …
- углубляет наши представления о том, что такое…(истинный патриотизм, любовь, искусство…);
- понять,
Поэтому рассказывает о своих впечатлениях ( …или… о своем детстве…рассказывает случай…эпизод…)…
… цитирует…
… приводит в качестве примера слова…высказывание…
3. Охарактеризуйте позицию автора, т.е. расскажите, как сам автор понимает и оценивает то, что рассказывает нам, читателям.
Автор четко формулирует свою позицию по поднятой проблеме…
Нельзя сказать, что точка зрения автора четко сформулирована…
Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна).
Автор полагает, что…
Позиция автора заключается в том, что…
Рассматривая проблему…, автор весьма четко формулирует собственное мнение: он считает, заявляет, говорит…
Позиция автора, заявленная открыто, заключается в том, что…
С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник), (лирик), (философ). Я полностью разделяю его позицию.
Действительно…
Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …
Автор как настоящий публицист (художник), (лирик), (философ), (критик) подводит читателя к очень важному выводу…
Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)…
Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось).
Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться ( и я полностью разделяю его позицию).
Размышления автора тревожны. Его волнения за судьбу страны (за экологические проблемы…) понятны. Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…(Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою: а вдруг он узнает в нём себя).
4. Выразите свою точку зрения, расскажите, близка ли она позиции автора, объясните, чем и почему вас заинтересовала эта проблема.
Нельзя не согласиться с мнением автора…
Я полностью разделяю мнение …(Ф.И.О. автора)
С позицией автора сложно не согласиться, ведь он считает…
(н) Я полностью согласна с мнением автора данного текста в том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа.
5. Напишите, в каких произведениях классической или современной художественной литературы вы встречали события, ситуации, судьбы героев, соответствующие поднятой проблеме? Вспомните, какие исторические события или личности могут быть примерами для подтверждения верности вашего высказывания. Напишите о фактах общественной жизни, приведите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения.
Аргументы лучше брать из литературных произведений. Аргументами может служить судьба художника, музыканта, писателя, поэта, научного деятеля.
…знакомясь с…,…вспомним ещё раз… ;
…все сказанное позволяет сделать вывод…;
…приведу пример другого рода… ;
…перефразируя слова писателя, можно сказать, что… ;
…приведённые примеры не исчерпывают всей темы, но их достаточно, чтобы сделать важные выводы… ;
…возникает, однако, вопрос… ;
…чтобы прояснить свою мысль, приведу пример…
А подтвердить обоснованность утверждения могу такими литературными произведениями. …
6. Выразите свои пожелания, рассказав, как бы вы хотели, чтобы эта проблема трансформировалась, изменилась. Побудите общество, современников, сверстников к решению этой проблемы.
Подводя итог своим размышлениям, я для себя сделала вывод…
или
В заключение хочется сказать:… И мне бы хотелось, чтобы современное общество, перед которым стоит рассматриваемая …(Ф.И.О.автора текста)… проблема, нашло в себе силы решить ее.
или
В повседневной жизни нам часто (редко) приходится задумываться над такой проблемой, как …. Ценность статьи в том, что она восполняет этот пробел, поэтому мне бы хотелось, чтобы такие вопросы ставились перед всеми людьми, ведь тогда могут решиться различные проблемы современного общества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С.2)
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (С2.)1. Схема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему2. Композиционные ча...
Речевые клише для сочинения-рассуждения (ЕГЭ)
Речевые клише для части С...
Речевые клише , используемые при написании сочинения- рассуждения
данные речевые клише могут быть использованы выпускником 11 класса при написании сочинения С1...
Сочинение-рассуждение как вид речевой задачи
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Создание сочинения-рассуждения. Моделирование вступления....
Речевые клише сочинения -рассуждения по части с по русскому языку в 7 классе.
Речевые клише по части с в 7 классе по русскому языку....
«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВЫХ КЛИШЕ»
В процессе подготовки школьников к ЕГЭ, я обнаружила их затруднения в выполнении задания типа С. Это вызвано теме, что выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав пре...
Доклад "Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников"
Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников...