Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему
Целеполагание в образовании -это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselepolaganie_kak_etap_sovremennogo_uroka_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:
целеполагание,
самостоятельная продуктивная деятельность
и рефлексия.
Я хочу остановиться на первом этапе урока. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.
Что же такое целеполагание?
«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».
Данный этап занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
«Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат.
Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат».
Поэтому цели должны быть:
- понятны, осознаны
- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)
В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?
Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:
- диагностика целей учеников;
- анализ и систематизация полученных данных;
- конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.
Рассмотрим эти этапы:
1. Диагностика целей учеников;
Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые.
В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по географии?» Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс.
Например, на первых уроках географии учитель вместе с учениками выясняет смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем ее нужно изучать На занятиях ребята сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и соотносят со своей точкой зрения, формулируют цели собственного продвижения в материале курса.
Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для целеполагания позволяет выявить действительно личностно – значимые цели ребенка.
Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы:
Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.
Креативные цели – составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины.
Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии.
Данную диагностику можно использовать на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из предложенного набора.
Список целей:
- Изучить материал учебника.
- Усвоить основные понятия и законы темы.
- Подготовить сообщение по одной из проблем.
- Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.
- Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
- Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
- Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
- Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
- Проявить и развить свои способности.
- Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
- Научиться, аргументировано, спорить в ходе изучения темы.
- Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
- Научиться решать задачи и проблемы по теме.
- Свой вариант цели.
2. Анализ и систематизация полученных данных;
Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося: - цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (Личностные
-цели № 3,5,8 – креативные наклонности
- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы
-цели № 6,10 – предметные
-цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные)
При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, их мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета.
3. Конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.
После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки». Подобную диагностику можно проводить при изучении каждой темы после перспективного ее изложения. Наиболее удобным здесь является применение модульной технологии обучения. При этом учащимся можно предложить создать собственную технологическую карту, в которой указать какую цель они ставят перед собой при изучении темы, какими способами предполагают достичь эту цель и, каким может быть конечный результат их деятельности. То есть учащиеся проектируют свою собственную деятельность.
В конце изучения темы проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.
Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:
- Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
- Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
- Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель
«Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления.
Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания».
При обучении учеников технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах: Актуализация знаний;
Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.
Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?
Самостоятельная формулировка цели.
Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил? Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.
Применяемые приёмы целеполагания на уроках биологии и географии
На уроках биологии и географии применяю разные приёмы целеполагания. В зависимости от уровня подготовленности класса использую следующие приёмы:
1.Приём «Яркое пятно».
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Совместно определяется причина обособленности. Далее определяется тема и цели урока.
Например : Тема урока «Виды корней. Типы корневых систем» 6 класс. На доске изображены органы цветкового растения. Корень выделен цветом (коричневым).Далее диалог:
- Что изображено на рисунках? (органы цветкового растения)
- Что вы заметили ? (корень выделен коричневым цветом)
- Назовите тему урока (корень)
Учитель конкретизирует тему урока и предлагает каждому ученику поставить для себя цели урока.
Для этого каждому ученику предлагается список целей,(Я УЖЕ ГОВОРИЛА О НИХ) в котором он отмечает самые главные для него. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых ученикам целей может быть различен.
Список целей может выглядеть так:
∙ Изучить материал учебника.
∙ Усвоить основные понятия и темы.
∙ Подготовить доклад по одной из предложенных проблем.
∙ Качественно подготовиться к контрольной работе, зачету
Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
∙ Научиться объяснять изучаемые в теме явления.
∙ Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
∙ Научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами.
∙ Проявить и развить свои способности (назвать их).
∙ Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.
∙ Научиться решать биологические задачи и проблемы по теме.
В данном случае ученики не формулируют цели, а составляют свой список целей из предложенного учителем набора.
2. Формирование цели при помощи опорных глаголов.
Называется тема урока и предлагается учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать..
Например: Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни».
Используемые глаголы: 1. сравнить, чем отличается живой организм от неживого? чем отличается питание растений от питания грибов и животных?
2. доказать что обмен веществ — главный признак жизни.
3. изучить процесс обмена веществ.
4. уметь проанализировать этот процесс и сделать вывод.
Если целеполагание в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые учащиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели.
3. Работа над понятием.
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.(ПИШУ на доске) Например, тема урока в 5 классе " МАСШТАБ". Необходимо объяснить значение слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.
4.Группировка
Ряд слов предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Атмосферные осадки" в 6 классе можно начать с предложения: "Разделите на две группы понятия: снег, дождь, ветер, иней, облака, температура, град, роса, облачность».
5. Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Например: тема: Передвижение веществ у растений.6 кл. биол.
Зачитываю задание: В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина, некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет.что это доказывает? Ставится цель урока.
6.Ещё один пример целеполагания: Таблица.
Сообщаю тему урока и предлагаю заполнить таблицу:
1.Мне известно 2.хочу узнать на уроке
7. Создание проблемных ситуаций
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
Например, проблемная ситуация создается
- на основе демонстрационного эксперимента8 класс, химия, проведение реакций ионного обмена до конца
- при решении задач. Например, в 8-м классе при изучении темы «Решение расчетных задач по химическим уравнениям», учащимся предлагается решить задачу не с чистыми веществами, а с примесями. До этого учащиеся такие задачи не решали. Возникает необходимость рассмотреть особенности решения задачи. Учащиеся формулируют цель и определяют способы достижения этой цели..
- Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний. Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.
Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).
Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. Бесспорно – все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие.
В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!» Мы рассмотрели основные аспекты целеполагания. Но ребёнок должен захотеть ставить цель и двигаться к её решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения ученика, для его самореализации. Необходимо дать ребенку самому “добыть” знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть это будет озарением для ребенка!
Выводы:
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Источники информации
- http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
- http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
- http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
- http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas» Пед. технолог...
Современный урок в условиях реализации ФГОС.
Выступление на РМО. В выступлении даёться характеристика современного урока, основые отличия урока английского языка в условиях введения ФГОС....
Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....
Выступление на педсовете "Современный урок в условиях реализации ФГОС"
Материал поможет для создания доклада по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...
«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности...
Целепологание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целепологания. ...
Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС...