Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Ткачева Татьяна Анатольевна

Мой материал поможет без труда провести школную олимпиаду. Задания подобраны с учетом всех требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_v_olimpiadam.docx65.17 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для  олимпиады по русскому языку  5  класс.

1.В каком слове есть только твердые согласные звуки?

                                  а) водит; б) пашешь; в) верит; г) смех

2.В каком слове ударение падает на первый слог?

                                 а) цемент; б) фарфор; в) цепочка; г) хвоя

3.Сколько грамматических основ в  следующем предложении?         

                                 Алый бархат вечереет,            Жаждет зелень, и июль

             Горделиво дремлют ели,         Колыбельной лаской млеет.      

                                                                                            (В.Брюсов)

4.Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

             Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

5. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр,                      случай, хозяева.

6. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

          [ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

         [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.              (Поговорка)

         [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

7. Слова базар и рынок — синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от   друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

8. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

9. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная         походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.

10. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

            А) съесть;

            Б) смеются;

           В) грустный.

11. Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

         А) квАртал;

         Б) пОняла;

         В) партЕр.

12. В каком ряду во всех словах в корне пропущена проверяемая безударная гласная?

         А) к…питан, тр…пинка, л…сник,

         Б) х…лмистый, к…рмить, разгр…мить;

         В) к…манда, дв…жение, уд…вительный.

13. В каком ряду все слова являются именами существительными?

         А) родословная, парикмахерская, горничная;

         Б) лесничий, зодчий, беличий;

         В) насекомое, сказуемое, жестокое.

14. В каком ряду все имена существительные мужского рода?

         А) портфель, хворь, патруль;

         Б) тюль,  рояль, шампунь;

         В) картофель, вестибюль, лазурь.

15. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

       А) За лесом догорала заря.  

       Б) Вы решили вопрос с поездкой?          

       В) Собака - друг человека.    

16. В каком ряду представлены все глаголы II спряжения?

        А) смотреть, видеть, любить;

        Б) держать, стелить, строить;

        В) гнать, мечтать, терпеть.

Прочитайте текст и выполните задания.

Настала тёплая прозрачная ночь. Таял снег. В бледном небе чуть     заметно мерцали редкие звезды. Внизу, в деревне, один за другим гасли мутные огоньки.

17. Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное»

18. Выпишите существительные и укажите склонение.

19. Выпишите грамматические основы предложений.

20. Найдите и выпишите из текста слова с безударной гласной в корне слова.

21.  Определите тему текста.

22. Выпишите сказуемые и укажите , какой частью речи они выражены.

23. Напишите однокоренные слова к слову ночь.

24. Озаглавьте текст.

25. Разберите по составу слова

          Тёплая, мерцали, огоньки.

 

Олимпиада по русскому языку  6 класс.

1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них  «сосед». Подумайте,                         в          каких      словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки: просьба, сшить, сжечь, слушать, синий?

2.Распределите данные слова на три группы: 1) с ударением  на первом слоге; 2) с                         ударением  на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге:

Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, дефис, ателье, цемент, глобус,               прогресс,        модель, алфавит, километр, углубить, квартал, силос, звонит, столяр, досуг, магазин, начать,

3. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните    значение слов. Составьте с ними словосочетания.

Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной –    переводный;  складной – складный.

4.Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий - …….. редкостный;  2) Дерзкий - …… дерзостный;  3) Лень - …. ленивец; 4)Угол - …. угловатость;  5)Корысть - …. бескорыстность  6)Цена - …. бесценность.

5.Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками:

 всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить, вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление

6. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

А) С обоих сторон раздавались голоса.

Б) Ихний ребенок плохо воспитан.

В) Моя мама работает инженершей на заводе.

7. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.

Красна речь слушаньем. Сонный да ленивый –  два родные братца. Не  тешь меня тем, чего я не ем. Горяч на почине, да скоро остынет.

8. Придумайте предложения, в каждом из которых был бы один из синонимов:  

 интересный, забавный, занимательный.

9. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником,  лесничество, слесарь.

10. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении..

11. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стал, пила?

12. В каком ряду все имена существительные мужского рода?

А) портфель, хворь, патруль;

Б) тюль,  рояль, шампунь;

В) картофель, вестибюль, лазурь.

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) выпить чаю;

Б) нет времени;

В) опытные шофера.

14. В каком ряду перечислены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа?

А) очки, сливки, офицеры;

Б) ножницы, каникулы, грязнули;

В) сани, чернила, именины.

15. Укажите нераспространённое предложение.

А) Гаснет осенний вечер.        

Б) Они шли и весело разговаривали.    

В) Даль чиста и светла.  

 

16.  Укажите предложение с однородными членами.

А) Горный поток шумел, пенился и бился о скалы.

Б) Ликует день, щебечут птицы, красою блещут небеса.

В) На краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин.

               

17. Подберите к каждому из данных слов  синоним и антоним.

1) Жара  –   ...  ,  ...  .

2) Работа  –   ...  ,   ...  .

3) Грусть  –  ...  ,  ...  .

4) Аккуратный  –  ... ,   ...  .

5) Бранить  –   ... ,   ...  .

18. Какое слово в своём составе имеет только мягкие согласные звуки?

А) кирпич;

Б) нянчу;

В) тишь.

19. Подберите к  устаревшим словам современные синонимы.

1) чело -  …  ,

2) перст -  …  ,

3) уста -  …  ,

4) выя -  …  .

20. Вставьте нужные предлоги.

1) Выйти … автобуса.

2) Сойти … поезда.

3) Возвратиться … школы.

4) Работать …  заводе.

Прочитайте текст и выполните задания.

        Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдаёт свое тепло.

        В августе, в природе, улавливаешь приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.

21. Озаглавьте текст.

22. Определите тему текста.

23. Разберите по составу слова

                 

        Прохлада, душистые, припекает

24.  Выпишите из текста подлежащие и укажите, какой частью речи они являются.

25. Укажите грамматические основы предложений.

Олимпиадные задания  по русскому языку 7 класс.

1.Сделайте  фонетическую запись предложения:

Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля .

                  2. Расставьте ударение в словах:

                           арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

3.Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ:  

зазеленели,   подземные,   пароходный,   соединение.

4.Подберите к фразеологическим оборотам синонимы:

бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую;  кто в лес, кто по дрова; сломя голову.

5.Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, привозить, таять.

6.Вставьте пропущенные буквы в словах:

аб . .ж .. р, г .. рлянда, в.. рм .. шель, м .. к..  роны, гости.. ая, гости.. ица, кв.. танция, к .. нава, искус .. ный, ис.. ку .. тво, вследстви ..,   вымп.. л, комб .. нат.

7. Составьте предложения с данными словами:

варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый.

8. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене.

         2) Подходящие к перрону поезда.

 3) Блестящие на солнце стёкла.

         4) Отраженный свет луны.

5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок.

 6) Отраженный рефлектором свет лампы.

7) Уважаемый Николай Сергеевич!

         8) Всеми уважаемый товарищ.

 9)   Обычные текущие дела.  

10)   Текущие в ущельях реки.

9. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

                             1) Скоро я обратно вернулся в этот город.

                         2) Девочка хорошо говорит по-немецкому.

                         3) Мальчик упал навзничь, го есть вниз лицом.

4) Собака воет по-волчьему.

5) Покатавшись на катке, болят ноги.

                         6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас.

7) Мальчик присел на пень, читавший книгу.

8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

10. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его  характеристику: 

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

11. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем?

В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака.      

                                                                                (По Г.А. Скребницкому)

12. Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?

13. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.

14. Выделите значимые части слов приморский, переоценка, остриженный.

15. Определите, сколько звуков в словах

 я, он, мал, солью, яма, её, возьму, юг, подъезд.

16. Все знают, что «неправильные» слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка из реально существующих частей слова (приставка, корень, суффикс). Поэтому, хотя таких слов в языке нет, понять, что они означают, можно. Объясните, как образованы слова наволшебить и отслониться, придуманные детьми:

1) Он был волшебником, только ничего наволшебить не мог.

2) Отслонись скорее от стенки!

17. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах

подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

18.Какой согласный произносится в конце слова груздь?

А) Глухой твёрдый;

 Б) глухой мягкий;

 В) звонкий твёрдый;

 Г) звонкий

19.В каком слове ударение ставится на второй слог?

А) Правы;

         Б) намерение;

 В) начатый;

Г) собрались.

20. В каком слове есть суффикс – ева -?

А) Напевать;

 Б) ослабевать;

         В) согревать;

Г) горевать

21. Какое слово образовано приставочным способом?

А) Беспорядок;

 Б) пограничный;

В) подсказывать;

Г) выход

22. Буква е пишется в слове:

А) о Мари..;

         Б) о Серге..;

         В) учиться в Казан..;

         Г) подарок матер.. .

23. В каком словосочетании нет ошибки?

А) Широкий просек;

 Б) билет с плацкартой;

         В) предстоящие выбора;

Г) семья грузинов.

24. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным в сравнительной степени?

А) Человеческое слово острее стрелы.

Б) Сириус – самая яркая звезда на небе.

В) Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем.

Г) На чужой стороне и весна красна.

25. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово?

А) В осеннем лесу;

 Б) убирать урожай;

         В) помог товарищу;

Г) отряд партизан.

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.

1. Что такое [туш]? Дайте орфографическую запись толкуемого слова.

2. Найдите в пословице устаревшие  формы. Укажите  соответствующие им современные    формы. Раскройте смысл этой пословицы.

         Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь.

 3. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный  (палец), покупец, затужить(пояс).

4. Найди правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.

Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

5.Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова.


Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал. 

6.В каком слове три мягких согласных?

 Спешить, осень,  печники, каменщик.


7.Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

            …гоизм,  ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

8.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

9.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятак, впятером, в-пятых.

10.Выпишите слова с мягкими согласными звуками на конце.

1. Кирпич, 2. упряжь, 3. дрожь, 4. груш, 5.линюч, 6.колюч, 7.с крыш, 8.неуклюж,9. мелочь, 10.хорош.

11.Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, договоры, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

12. Определите способ образования слов.

Пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, пол-яблока, полуостров.

13.Расположите слова с учётом последовательности образования .

А) Рука, ручонка, ручища, рукастый, рукавчик;

Б) рыба, рыбонька, рыбина, рыбный, рыбак, рыбачить, порыбачить;

В)серый, серенький, сероватый, сероватость, серость.

14. Вставьте нужные предлоги – от или для.

А) Препарат…от боли в спине.

Б) Средство… выведения пятен.

В) Альбом … для рисования.

Г) Чайник … заварки.

Д) Дым …костра.

Е) Таблетки … головы.

Ж) Очки … солнца.

З) Секрет … тебя.

15. Запишите, заменив цифры словами.

А) Библиотека пополнилась 574 книгами.

Б) Вес спутника равен 243 кг.

В) Произведение 84 и 95 равно 7980, а сумма равна 179.

16. Составьте словосочетания, раскрывая скобки.

Руководитель (секция), руководить (секцией), протест( несправедливость), причина(это), ущерб(работа), гордость (успех), призыв ( выступление), приказ (награждение), отклик (события), упрёк (небрежность), итог (соревнование), заведующий( типография), заведовать (типография)

17 .Расшифруйте пословицы:

А) Улде меряв, а хетепо сач.

Б) Ен гоиб грошик тюбижога.

В) Дубет и на шейна уцели драпзикн.

Г) Мольбшоу барлюко - шоелобь еваналип.

Д) Ен вёс от отолоз, точ стилетб.

18. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.

а) Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;

б) собака, Бобик, животное, Барбос.

19. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

20. Объясните разницу в значении слов

 абонент—абонемент, факт — фактор,

 болотный — болотистый, эффектный — эффективный. 

21. Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в 1-м лице единственного числа настоящего времени имеют формы  заведую, проповедую.

Прочитайте текст и выполните задания.

Лес стал прозрачным, не стоит уже такой густой стеной, заметно поредел. Это его роскошный наряд упал на землю. Треплет теперь его ветер, бьёт дождь, превращая недавний бархат и шёлк в жалкие лохмотья. Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по земле, разыскивая сокровища. Это и есть тот единственный звук, который нарушает лесную тишину. Тихий тогда лес и смирный. Но страшен он в непогоду. Жалобно и жутко стонут деревья, раскачивая голыми вершинами низко пригибаясь к земле, будто пытаются спасти обнажённые ветки от холода.

22. Определите стиль текста.

23.Выпишите из текста: эпитеты, олицетворения.

24. Из последнего предложения выпишите все словосочетания и произведите разбор этих словосочетаний.

25. Выпишите из текста 2-3 примера слов, образованных :

         - Приставочным способом

         - суффиксальным способом

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса

  1. Поставьте ударение в следующих словах:

включат, газопровод, жалюзи, иконопись,   красивее, кулинария, некролог,  обеспечение, столяр, щавель.2.

  1. Закончите формулировку. 


Звук [й] на письме может передаваться: 1……2……

3. Придумайте два предложения, состоящие не менее чем из пяти знаменательных слов, в которых а) все согласные звуки являются глухими б) все согласные звуки являются звонкими.

4.  Названия детенышей животных часто образуются с помощью суффикса -енок, например: тигренок, совенок. Среди данных ниже пяти слов одно образовано по общему правилу, а другие — с некоторым отклонением, общим для всех четырех слов. Укажите слово, образованное по общему правилу.


 
ягненок; теленок;  поросенок; цыпленок; гусенок

5. Определите способ словообразования следующих слов:

наводнение, оплата, обрывок, многоступенчатый, мороженое, съезд, бездорожье, впустую.

6.  Все перечисленные ниже слова означают противоборство. Но одно из них по значению существенно отличается от остальных. Что это за слово?


бой; битва; дуэль; сражение; баталия.

7. Даны пары омонимичных существительных:


1) колода (кусок дерева) — колода (карт);

2) ласка (зверек) — ласка (нежность);


3) 
косяк (двери) — косяк (птиц);

4) кол (заостренная палка) — кол (оценка).


В каких из этих пар между омонимами имеются различия в склонении?

8. Сравните две стихотворные цитаты; обратите внимание на выделенные части:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка. (
А.С. Пушкин. Телега жизни)

Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,
 Был невыносим мне. Он крался бок о бок
И думал: «Ребячья зазноба. За ним,
К несчастью, придется присматривать в оба». (
Б.Пастернак. Марбург)

Одинаково ли синтаксическое и смысловое строение выделенных частей?

9. Придумайте 5 предложений, демонстрирующих разные синтаксические роли инфинитива (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

10.  Какие из приведенных ниже сложных прилагательных не могут быть в названии словаря?

1). Русско-японский.

2). Русско-канадский.

 3). Русско-австрийский.

4). Русско-бельгийский.

5). Русско-кубинский.

6). Русско-бразильский.

11. Восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении    А.С. Пушкина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста.

тебя, обманет, если, жизнь,
сердись, не, не печалься,
уныния, день, в, смирись,
настанет, веселья, день, верь,

живет, сердце, будущем, в,
уныло, настоящее,
пройдет, все, мгновенно, все,
будет, то, что, мило, пройдет.

 

12. В каком слове есть только твердые согласные звуки?

1) Водит; 2) пашешь; З) верит; 4) велит; 5) смех.

13. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Окрестный; 2) пять; З) зреют; 4) веешь; 5) яд.

14. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Цемент; 2) портфель; З) хвоя; 4) дневник; 5) фарфор.

15. Какой пример не является словосочетанием?

1) Кончить дело;

 2) чудесный день;

3) в солнечный день;

4) красный и синий;

5) вдали от родины.

16. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

              х                                       х           х                                           х                            х       

1) Любить Родину; 2) верный друг; 3) жить далеко; 4) в нашем доме; 5) собрал гербарий.

17. Какое из данных слов является родственным слову нос?

1) Носильщик; 2) поднос; 3) переносица; 4) подношение; 5) занос.

18. Какая пара слов не имеет сходства по значению?

1) Преграда — помеха; 2) привлекать — манить; 3) скука — горе; 4) склон — откос.

19. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?

1) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

3) Хмуро тянется непогожий день.

20. В каком примере неправильно названа буква?

1) Поле — пэ, о, эль, е. 2) Солнце — эс, о, эль, эн, цэ, е. З) Вечер — вэ, е, ча, е, эр.

21. Произношение какого слова не совпадает с написанием?

1) Бак; 2) слон; З) грустно; 4) пять; 5) весь  

 22.  Сколько раз звук [з'] встречается в стихотворении И. Волжиной? В каком(-их) слове(-ах)? Какими буквами обозначен звук [к] в этом стихотворении? В каком(-их) слове (-ах)?

Скрипит мороз, сердит мороз,

И снег сухой и колкий,

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки.

23. Из каких-то предложений, перечисленных ниже, выпало слово чтобы. Верните его на место.

1.......прочитать книгу, надо знать грамоту, ...... видеть картину, надо иметь только глаза.

2. Отец спросил у меня, ......я хотел получить в подарок на день рождения.

3. Не может быть, ...... никто не встретил Анюту.

4....... между нами ни произошло, это касается только нас.

5. Он готов был делать всё, ......ему ни предложили.

24. Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда. Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены данного предложения.  

25.В каких предложениях выделенные слова являются дополнениями?

А.  Орлята  учатся летать.

Б.  Мне  слышался  знакомый шум  домой  бегущих  табунов.

В.  Он  прочитал  на  память  несколько  строк.

Г.  Нас  не  нужно  жалеть.

Д.  Цыплят  по  осени  считают.

Олимпиадные задания по русскому языку для 10 -11 класса

Часть 1.

1.   Поставьте ударение в следующих словах. Если ударение зависит от смысла слова, укажите это.

1. Включишь, клубы пыли - сельские клубы, мастерски, положить,  упрочение; апартаменты, двоюродный,  медикаменты, откупорить, понял,  статуя; красивейший, металлургия, отняла, монолог,  ходатайствовать, шприцы; лавровый венок - лавровое дерево, уведомить, на похоронах, ракушка,  хозяева; гражданство, звонишь, вероисповедание, договор,  столяр, языковые законы - языковая колбаса; нефтепровод, обеспечение, воспринять, одновременно, торты, феномен.

2.    Укажите различия в значении следующих однокоренных слов:

мелкий – мелочный; геройский - героический; абонент – абонемент;  хлопотный – хлопотливый; одеть – надеть; принести - занести. 

  1. Объясните значение следующих слов:

Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация,  апологет,  демагог, кредо, альтернатива, политикан,  дифирамб, шокировать.

4.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

1.  (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш…  затиш…е перед настоящей бурей.

2.   Как истинный художник Пушкин (не) нуждается в выборе предмета для творчества. 

3.    Хорошо говорить знач…т хорошо думать (в)слух.

4. Вой волка восходил (в)верх печальными (полу)тонами и задерживался долго на высокой напряже…ой пронзительной ноте.

5. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам.

6.  Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой.

 5.  Найдите, объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях.

 1. Это еще более улучшило авторитет руководителя...

2. Надо, чтобы именно вы играли в этом деле главную скрипку.

3. В этот период сложился и был сформулирован современный русский литературный язык.

4. Даровитое произведение молодого автора привлекло всеобщее внимание.

5. Многое в «Горе от ума» было настолько правдиво, метко, глубоко, что было воспринято русской общественностью в постоянный обиход.

6. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

7. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.

8. Эта давящая атмосфера все более опутывала ее, не давая работать.

9. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.

10.  В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности.

11. Школа полностью и всесторонне подготовилась к новому учебному году. 

12. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережливое отношение ко мне моих друзей.

13. Факты были тем воздухом, опираясь на который, ученый пришел к большому открытию

14. Почки набухли, и скоро, как первые зубы, прорезались листочки.

15. Вот с таких мелочных инцидентов начинались в прошлом империалистические войны.

6. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное, на Ваш взгляд,  сочетание, либо два сочетания с каждым из слов)

потерпеть победу___________________________________________

преклонить голову, склонить колени ____________________________

долгий период_______________________________________________

круглый час, неделя, месяц ____________________________________

бархатный месяц, период, время ______________________________

повысить кругозор___________________________________________

усилить внимание ___________________________________________

справиться с указаниями._____________________________________

завершить обязательства ____________________________________

уделить значение ___________________________________________

улучшить уровень____________________________________________

страстно сопротивляться ___________________________________

безысходное положение ____________________________________.

7.   Найдите, объясните и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1.       Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась. 

2.      После окончания школы Иванов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

3.      Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей.

4.      Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. – Воротник поднимите, - сказал я. – Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красившее.

5.      Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

6.      Мы без доказательства приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков.

7.      Его рассказы об увиденном и наблюденном частенько оказывались любопытными.

8.      Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

9.      В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

10.   В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

11.   Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.

12.   Выросло целое поколение, для которых война – история.

8. Прочитайте стихотворение Я. Хелемского. Найдите в нём односоставные предложения. Определите их вид.

Декабрь — по-белорусски снежанъ.

Какая точность в слове том.

В нём каждый звук пушист и нежен,

И свеж, и светел, и весом.

Оно осыпано порошей,

В нём — свист полозьев, блеск чудес,

Оно напоминает лес,

Мерцаньем инея поросший.

А украинское кохання

Благоуханно, горячо,

Как милой чистое дыханье,

 Согревшее твоё плечо.

Кохання лишь на слог длиннее

Чем ёмкое любовь...

А вот живёт, замены не имея,

— Немыслим точный перевод.

О, непокорность близких слов,

Родившихся в соседних чащах,

При общности своих основ

Самостоятельно звучащих!

Из них любое — мир особый,

Особый дух, особый склад.

В переложении попробуй 

Сберечь их вкус и аромат!

9. Определите варианты, где ударение сохраняется на одной и той же морфеме.

А) ЗВОНИТ – ЗВОНЯТ

Б) КУХНЯ – КУХОННЫЙ

В) СТОЛЯР – СТОЛЯРА

Г) ОКНО – ОКОН

Д) ТРУДНА – ТРУДНО

10.Как вы думаете, почему в основу русских орфоэпических норм легло московское произношение?

11.Один из приведённых ниже синонимов имеет не только значение «бить, избивать». Какой?

А) МОЛОТИТЬ

Б) ДУБАСИТЬ

В) КОЛОШМАТИТЬ

Г) ТУЗИТЬ

12.Выделите слово, не имеющее в своём составе латинского корня терр со значением «земля».

А) ПАРТЕР

Б) ТЕРРАСА

В) ТЕРРИТОРИЯ

Г) ТЕРРОРИЗМ

 13.Эту словообразовательную задачу предложил лингвист А.А. Зализняк – про хорошо знакомую поваренную соль. Это словосочетание известно всем. Задумывались ли вы над тем, что означает в этом словосочетании слово поваренный, от какого слова оно образовано?

14.Одно из приведённых ниже слов образовано не совсем так, как остальные: при словообразовании в нём произошло еще одно изменение, кроме прибавления суффикса. Что это за слово? Какое изменение с ним произошло?

А) ТВЕРСКОЙ

В) ПСКОВСКИЙ

Б) САМАРСКИЙ

Г) СМОЛЕНСКИЙ

15.Вот две строки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

Среди существительных в этом отрывке есть только одно, которое имеет суффикс (остальные образованы бессуффиксным способом, или, говоря по-другому, имеют нулевой суффикс). Какое это существительное?

16.Определите, к какой части речи относится выделенное слово:

  1. Ему кажется, что он прав.
  2. Это предположение вероятно.
  3. Это правда, что тебя пригласили на стажировку в Германию?
  4. Этот пример решён  верно.
  5. На пример руководителя аспирант решил не ссылаться.

17.Определите синтаксическую функцию выделенных слов:

  1. Я ль на свете всех белее, всех румяней и милее? (А.С.Пушкин)
  2. Где силой  взять  нельзя, там  надобна ухватка. (И.А.Крылов)
  3. В долгу ночь на ветке дремлет. (А.С.Пушкин)
  4. Разговоры становились звонче. (А.С.Пушкин)
  5. Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать. (И.А.Крылов)

18.В приведенных ниже предложениях из произведений А.П.Чехова укажите типы придаточных предложений, присоединяемых к главному предложению словом ЧТО. Определите, в каких случаях ЧТО является союзом, а в каких союзным словом?

  1. Егорушка, думая, что сию секунду польет дождь, стал на колени и укрылся рогожей.
  2. В доме, что напротив, затихла музыка.
  3. А Варвара так оторопела, что не могла подняться с места.
  4. Я скрыл настоящую причину, скрыл ее потому, что стыдился ее ничтожности.
  5. То, что вы называете общественным положением, составляет привилегию капитала и образования.
  6. Для нее уже ясно было, что она разлюбила Андрея Андреевича.

     7)Вода, голубая оттого, что в ней отражалось небо, страстно манила к себе.

19.Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чем состояла ошибка.

  1. И Мэри, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.
  2. Ему хотелось каких-то новых впечатлений, а не то, от чего он устал и что видит из года в год.
  3. Характеристике персонажа у Гоголя не только служат портрет и речь героя, но и мельчайшие детали обстановки его дома.
  4. Татьяна говорит Онегину, что «как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом».

20.Исправьте пунктуационные ошибки, допущенные в подобных предложениях.

  1. Рассвело и всё ожило.
  2. Когда на небе видны звёзды, перелётные птицы хорошо знают куда лететь.
  3. Никто в детстве не знает точно кем он будет, когда вырастет.
  4. Весна бывает где земля весна бывает где трава, весны у камня быть не может.
  5. Волк не воспользовался, открывшейся перед ним возможностью, вонзить свои смертоносные клыки, в беззащитное горло врага.

    21.О каком времени суток идёт речь в одном из лирических отступлений

в  романе    А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина

Порою той, что названа

Пора меж волка и собаки…

      22. В каких парах слова имеют одинаковые приставки?

А.  польёт - полёт;

Б.  полезет - полезный;

В.  пробовать - пробивать;

Г.  прошла - прошила;

Д.  подышать - подшить;

Е.  вскоре - вскроет;

Ж. вслух - вслед;

З. всемерно - всемеро;

И. взрыв - вздор;

К. взлёт - вздох.

23.Определите,  в  каком предложении  необходимо обособить  второстепенный  член предложения.

            А. Рейсы  не  были  отменены  несмотря  на  туман.

            Б. Он  любовался  переливавшимся  по  угольям  пламенем.

            В. Олег  отвечал  на  вопросы  откровенно  и  не  смущаясь.

Часть  2

Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены  афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных  высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

 

1.                  Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).

2.                  У общества нет способов избавиться от взяточничества.

3.      Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.

4.      Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А.С.Пушкин).

5.      Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...