урок русского языка 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание гласных в приставках ПРЕ и ПРИ»
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
- формировать навык написания приставок пре-/ при-;
- повторить морфемный разбор слов;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления; развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- пополнение словарного запаса;
- способность к самооценке на основе критерия
- успешности.
Метапредметные:
1) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
5) проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: "открытие" новых знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация "Приставки пре- и при", раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. Теория. Практика. 6 класс. Развитие речи. Учебный комплекс под редакциейЛадыженской Т.А.).
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, групповая, коллективная
II. Актуализация знаний
- Фронтальный опрос:
- сегодня я проведу у вас урок русского языка, и мы будем заниматься обычным делом: изучать новые явления и понятия русского языка. Необычным будет только оформление классной работы. Давайте посмотрим на индивидуальные карты, что лежат у вас на столах. Запишите только свою фамилию и имя. Подскажите, над чем вы работаете сейчас, какие темы изучили (приставки).
- напомните мне, что такое приставка? Какую роль в слове играет приставка?
-Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили? (неизменяемые, на з/с,
написание слова, начинающегося на И при присоединении приставки на согласную) (интерес – безынтересный).
Сегодня мы много будем работать с глаголами. Что такое глагол?
Вспомнить о правописании уже изученных приставок и сформулировать тему сегодняшнего урока я предлагаю вам, обратившись к строчкам известнейшей и всеми любимой сказки Пушкина. Давайте посмотрим на экран. Ваша задача выписать только глаголы с приставками. (8)
2. - Выпишите глаголы с приставками в свой лист. Задание номер 1 Выборочный диктант 3 мин.
Выборочный диктант. 1 слайд, 2 слайд (Иллюстрации)
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела, Белолица, черноброва, Нрава кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Енисей. Сват приехал, Царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов. | На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь, Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее» Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет. |
Предлагаю вам проверить себя, объясните правописание приставок.
3 слайд
(поднялась, расцвела, сыскался, приехал, перемолвилась, отпрыгнет, замахнет, притопнет)
- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, Е или И, надо писать в словах: приехал, притопнет? Почему?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(Гласные в приставках пре- и при-).Записываем тему урока (впишите тему урока(слайд 4).
III. Постановка учебной задачи (проблемы урока)
- Чему мы должны сегодня научиться? Давайте определим проблему, над которой сегодня мы работаем (надо узнать, когда и при каких обстоятельствах употребляются приставки ПРЕ и ПРИ, научиться отличать приставки пре- и при-)
- Сформулируем задачи урока. (Познакомиться с условиями выбора гласной в приставках пре- и при-; научиться отличать приставки пре- и при-)
- мы вернемся к этим словам позже, когда узнаем условия написания приставок ПРЕ и ПРИ. А сейчас постараемся это выяснить.
IV. Проблемное объяснение нового знания
(Изучение нового материала)
- - Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. У вас это задание №2. Материал для наблюдений и анализа.
- пронумеруйте столбики. Внимательно прочитайте слова каждого столбика и подумайте, что обозначают слова каждой группы и чуть позже мы вместе решим, по какому принципу они объединены в группы. (рассмотрите слова 1,2,3,4 групп)Что объединяет слова каждой? Прочитайте и обсудите этот материал в парах. 3 – 4 минуты
Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть. приползти прикатиться | Пр..шить, пр..клеить, пр..битъ. привинтить | Пр..школьный, пр..дорожный, пр…морский. Приволжский пригородный | Пр..открыть, пр..сесть, пр..подняться. притворить дверь призадуматься | Пр..добрая, пр..милая, пр..мудрая. прекрасная прелестная | Пр..градить, пр..рвать, пр..одолеть прекратить |
После обдумывания:
- слова, записанные у вас в столбик, у меня на доске записаны в строчку. Обратимся к словам первой строки.
-. Итак, читаем слова первой строчки. Как вы думаете, почему все они объединены в одну группу? Имеют общее значение приближения к чему либо). Какая буква в приставке ? (И). Допишите еще по одному слову с похожим значением. Итак, какое значение объединяет эти слова?
- Поработаем над второй группой слов. Что значит: пришить, приклеить, прибить (соединить что-то с чем-то). Итак, давайте определим второе значение приставки ПРИ (присоединение). Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки. Итак, какое значение объединяет эти слова?
- Обратимся к третьей группе слов. (читает учащийся). Что может быть пришкольным? (участок, находящийся около, вблизи школы), придорожным? (кафе у дороги), приморским ? (бульвар). Какое значение объединяет эти слова в одну группу? (значение близости к чему-либо). Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки. Итак, какое значение объединяет эти слова?
- Прочитайте 4 строчку. Попытайтесь самостоятельно определить значение этих слов? Что их объединяет? (действие чуть-чуть, немножко, т.е.неполнота действия. – как вы думаете, по какому принципу объединены эти слова в группы( близки по смыслу, по значению).
- Поэтому, от чего зависит правописание приставки ПРИ? (от смысла слова, от его лексического значения)
- – Опираясь на материалы 7 слайда, давайте попробуем выдвинуть первую версию – вывод: сформулировать условия написания приставки ПРИ.
- Анализ материала 8 слайда. Вывод о правописании приставки ПРЕ.
-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется е в приставках?
V/ Обобщение и систематизация полученных знаний.
-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?
Давайте прервемся теперь на минутку и немножко отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
VI. Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой обстановке)
- - Вернемся к строчкам пушкинской сказки. Можем ли мы теперь объяснить почему в словах приехал, притопнет (да,объясняем)
- – Продолжим работу с приставками. Для этого опять обратимся к пушкинским сказкам. На этот раз ваша работа будет самостоятельной.
- На ваших индивидуальных листах это задание под цифрой 3.
- Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки, приготовьтесь объяснить их написание.
Самостоятельная работа.
1 вариант
И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И пр…щелкивать перстами.
Пр..бежал и смолк, играя.
Топот по двору раздался.
Что царевну пр..нимали.
Да кусочек пр..кусила.
На пр..красную невесту Посмотреть еще хоть раз. |
Стал почесывать себе лоб.
Кораблю пр..стать велят.
На брег песчаный и пустой.
Было зеркальце одно. |
- – Поменяйтесь листами и проверьте работы друг друга. Исправьте ошибки, если есть карандашом. Верните тетради, объясните правописание приставок.
- Из каких сказок Пушкина эти отрывки?
- Известно, что Пушкин очень любил осень. Он считал ее лучшим временем года, и конечно вы все помните строки его известного стихотворения: Унылая пора – очей очарованье. Ее богатые краски привлекали многих поэтов, писателей и художников19 века.
Самый простой сюжет порой оживает под кистью настоящего мастера. Так, осень играет всеми своими богатыми красками на картине Исаака Ильича Левитана «Осенний день. Сокольники». Давайте посмотрим на нее и тоже попробуем написать картину. Мы знаем, что художник работает с красками, а мы с вами попробуем это сделать с помощью слов. Наша задача написать небольшое сочинение-миниатюру объемом до 5 предложений. В помощь вам я предлагаю слова, связанные с темой, над которой мы работали на этом уроке. (используя слова 1 и 2 столбиков, составьте 4 – 5 предложений). Разумеется, слва можно использовать в удобных для вас формах.
Пришла, превратила, прекрасная, притихли, приобрели, преобразился, приятно. | Осень, лес, в сказку, птицы, до весны, кроны деревьев, новые краски, прогуляться… |
- Проверка (чтение 1 - 2 текстов). Обратите внимание, на слово ПРИЯТНО. В нем есть буква, так как объяснить почему именно она там пишется, будет сложно, на следующих уроках вы познакомитесь с такими словами, правописание которых трудно определить только по значению, их придется запомнить.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать собственную осеннюю сказку или если затруднительно выполнить упр.203.
VII. Итог урока:
- Давайте вернемся к проблеме урока. Удалось ли нам ее решить? что мы смогли сделать? (определили условия написания гласных в приставках ПРИ и ПРЕ, вспомнили сказки Пушкина, и написали сочинение – миниатюру.
На столе у вас карточка эмоционального состояния, допишите предложения. Сдайте мне вместе со своим листом.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс:_6
Тема урока:_ «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.
- Это первый урок в цикле уроков о правописании приставок ПРЕ и ПРИ. На следующих уроках правила, установленные сегодня будут отработаны, учащиеся также познакомятся с трудными случаями написания приставок ПРЕ и ПРИ.
- Структура урока:
- Этап самоопределения. Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи (проблемы урока)
- Проблемное объяснение нового материала (совместное решение проблемы)
- Обобщение и систематизация знаний.
ФИЗМИНУТКА
- Применение новых знаний и умений в новой ситуации.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Итоги урока. Рефлексия.
- Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
- В процессе работы с детьми по этой теме я планировала решить следующие задачи:
- Образовательные:
- выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
- формировать навык написания приставок пре-/ при-;
- повторить морфемный разбор слов;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления; развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- умение работать в паре, уважительно относится к мнению других.
4. Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- пополнение словарного запаса;
- способность к самооценке на основе критерия
- успешности.
Метапредметные:
1) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
5) проведение морфемного анализа слов.
5. Использована технология проблемного обучения, и также следующие приемы работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, творческая работа.
6.Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности): работа со сказками (связь с литературой), с картиной (живопись).
7. Все этапы урока логично связаны между собой.
8.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий осуществлен в соответствии с задачами урока и возможностями контроля.
9.Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлен этапе применения знаний и умений в новой ситуации в форме самостоятельной работы и последующей взаимопроверки.
10.Думаю, что в целом решить поставленные задачи удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...