Урок для СИПКРО
материал по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: « Формирование коммуникативной компетенции на уроке русского языка в 6 классе».
Курсы повышения квалификации по ИОЧ.
ВБ: 23.03.2015 – 27.03.2015г.
«Использование инновационных технологий по развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС».
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №74
Куйбышевского района
г.о. Самара
Серова Наталья Владимировна.
Самара. 2015г.
Оглавление
Основная часть.
2.1 Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.. Стр. 4-6
2.2 Задания и упражнение, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Стр. 6-10
2.3План-конспект урока русского языка в 6 классе. Стр.10-24.
3.Заключение Стр.24.
4. Литература Стр. 25.
1. Введение.
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.
В данной работе меня интересуют коммуникативные УУД.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
2.Основная часть.
2.1 Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
1. Речь и речевое общение.
Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.
2. Речевая деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
3. Текст.
Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.
4. Функциональные разновидности языка.
Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Формирование коммуникативных и языковых компетенций.
Компетенции | Общепредметные компетенции | Русский язык |
Коммуникативная компетенция | Устный диалог | Задавание вопросов собеседнику. |
Диалог в письменной форме | Самопрезентация в форме резюме. | |
Полилог(коллективная дискуссия) | Ролевая форма представления текста произведения. | |
Языковая компетенция | Письмо | Орфографическая и пунктуационная грамотность. |
Речь | Орфоэпические нормы. | |
Чтение | Выразительность, эмоциональность, чёткость. |
2.2. Задания и упражнения, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 6 классов на уроках русского языка.
В условиях малокомплектной школы, (учащиеся в начальной школе обучаются в спаренных классах), возникает проблема – учащиеся не владеют в полном объёме коммуникативными умениями.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
- умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
- извлечь нужную информацию (полно или частично),
- проникнуть в смысл высказывания — слушание;
- навыков изучающего чтения;
- умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;
умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
- собирать и систематизировать материал,
- составлять план, пользоваться различными типами речи,
- строить высказывание в определенном стиле,
- отбирать языковые средства,
- совершенствовать высказывание — письмо, говорение,
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо).
«Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).
Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.
Приведу примеры практических заданий, которые не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативной компетенции. Это помогает мне организовать работу на уроках на основе сотрудничества, воспитать у школьников внимание к слову, научить правильно, точно употреблять средства лексической выразительности в речи.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;
- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
Учитель, готовясь к уроку, продумывая условия диалогического взаимодействия, может следовать определенной модели процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса. Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:
- разработка структуры коммуникативной ситуации,
- проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке,
- участие в учебном диалоге,
- рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.
Под созданием коммуникативной ситуации в широком смысле мы понимаем систему условий, которые обладают побудительной силой и требуют от субъекта действия активного участия. Это конкретный жизненный эпизод, содержанием которого являются:
- актуализация проблемы, требующая иного типа ориентации в построении своего действия,
- переживание и осмысление условий и обстоятельств (ситуация близка по возрастным, индивидуальным особенностям),
- принятие решения, выбор оснований собственных действий на альтернативной основе; поиск дополнительных материалов, анализ, отбор;
- построение собственного действия на основе нового типа ориентировки (готовых решений нет, есть необходимость занять ту или иную позицию).
Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.
2.3 Практическая часть. План- конспект урока русского языка для 6 класса.
ТЕМА УРОКА: обучение написанию выборочного изложения повествовательного текста с элементами описания пейзажа в разговорном стиле с изменением лица повествователя.
ТИП УРОКА : объяснение нового материала.
ВИД УРОКА : урок обучающего изложения.
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КЛАССА: средний.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Учить отбирать и систематизировать материал, относящийся к теме.
- Учить осмысливать роль пейзажа в повествовательном тексте.
- Учить строить высказывание на основе собранного материала.
- Учить устанавливать логическую последовательность частей текста.
- Учить выбирать языковые средства для их связи.
- Учить анализировать текст.
- Формировать навыки выборочного изложения отдельных микротем.
- Закреплять умение составлять план текста.
- Развивать устную речь детей.
- Прививать любовь к слову.
МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ: репродуктивная беседа.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:
- Постановка вопросов.
- Анализ готового текста.
- Пересказ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
- Слайды.
- Разноуровневые опорные карточки.
ЭТАПЫ УРОКА | ХОД УРОКА | ПРИМЕЧАНИЯ |
ЦЕЛЬ УРОКА: | - Сегодня на уроке мы вспомним творчество Н.В.Гоголя и обратимся к хорошо известной нам повести «Ночь перед Рождеством». Дома вы перечитывали ее и отбирали материал по заданной теме. Какова эта тема? (нужно было отобрать материал по теме «В поисках черевичек») - Запишем число, тему урока: Обучение написанию выборочного изложения. В поисках черевичек. - У нас сегодня трудное задание: попытаемся предать содержание отобранных вами отрывков от лица кузнеца Вакулы, сохраняя при этом авторские языковые средства. | Слайд 1, 2. Тема записана на доске. |
1) Работа с текстом. 2) Работа в парах. 3) Подведение итогов анализа текста. 3.Написание изложения. | ВОПРОСЫ К КЛАССУ:
ВОПРОСЫ К КЛАССУ:
( Вакула приходит в дом к Оксане, он признается ей в любви, а она смеется над ним).
Пересказы. - Итак, какова тема составленного нами текста?(поиск черевичек). - Какова основная мысль изложения? (Любовь творит чудеса; важна верность данному слову) - Почему автор использовал фантастическую форму, переплетая реальные факты и вымышленные? - Что помогло нам близко к тексту передать события?( авторские языковые средства) - Сколько абзацев будет в тексте? (8) - Как мы оформляем каждый абзац? - Для написания изложения нам нужно вспомнить, как оформляется прямая речь. Написать выборочное изложение по составленному учащимися плану и готовым опорным словам. | Слайд 3. Учащиеся записываю план в тетрадь. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8,9. Слайд 10. Слайд 11. |
ОПОРНЫЕ КАРТОЧКИ.
Р 6. Выборочное изложение «Ночь перед Рождеством» (низкий уровень)
ПЛАН. | РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ. |
| Вот какой случай произошел со мной. В ночь перед Рождеством… Я любил ее… Она же… |
выйду за тебя замуж». | Но тут раздался крик, хохот. … ввалились… Оксане понравились…. Ей ….такие же… Я сказал: «….». Она гордо ответила: «…». |
| Вышел я из хаты и стал думать, как…. Решил Оксану забыть. Но она…. Услышал я ее смех, сказал: «…., дурачь кого хочешь,…..». И убежал. Но потом….. пузатому Пацюку. А вдруг он поможет. Пацюк сказал: «……». |
| Вышел я от него…., А там черт. Сотворил я крест, вскочил….. и приказал. |
| Сначала страшно мне было, но потом…… Оглянулся: кругом……. |
| Внизу заблестели…. Я побоялся сразу…., велел черту…. Запорожцы собрались к ……. Меня они взяли с собой. |
| Во время встречи с запорожцами царица спросила: «…..». Тут я повалился на землю и сказал: «…» Государыня…… и велела……. Я …. приказал черту: «…….». |
| Назад черт несся….. Я мигом оказался… На следующий день я…. Я повалился Чубу в ноги и сказал: «….» Тут вошла Оксана. Я сказал: «….» А она сказала: «…» Так ночь перед Рождеством принесла мне счастье. |
Р6.Выборочное изложение «Ночь перед Рождеством» (средний уровень)
ПЛАН. | РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ. |
| Я любил Оксану; а она |
выйду за тебя замуж». | В хату ввалились дивчины; Оксане понравились черевички Одарки |
| Дурачь кого хочешь; пузатый Пацюк знает всех чертей |
| Сотворил крест; сел верхом на шею |
| Все светло в вышине; воздух прозрачен; в серебряном тумане; звезды |
| Заблестел Петербург; прямо ли ехать к царице |
| Повалился на землю; принесите сей же час башмаки самые дорогие; выноси скорее |
| Несся черт назад; мигом; отправился к Чубу; повалился в ноги; без черевичков |
- Заключение.
Результат внедрения коммуникативной технологии – это
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия
на слух, чтения, письма,аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
4. Литература.
- Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. – М.: Глобус, 2007.- 176с. – (Уроки мастерства).
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 128с.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста : 6 кл.. Пособие для учителя.-М.: ТЦ Сфера, 2002.-96 с.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: 5 кл. Пособие для учителя. -М.:ТЦ Сфера,2005.- 106с.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
- Никитина, Т.И. Русская речь. Развитие речи 5-7 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.:Дрофа, 2000.- 126с.
- Никулина, М.Ю. Изложения: 6 класс. /М.Ю.Никулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.- 287с. (Серия: «Учебно-методический комплект»)
- Пахнова, Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9-11 классы. Дидактические материалы / Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 224с. – (Ступени).
- Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
СТАТЬЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК СИПКРО г. САМАРА "ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Итоговая работа по курсам СИПКРО по теме Применение личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуре в основной школе
Итоговая работа по курсам СИПКРО по теме: "Применение личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуре в основной школе"...