СТАТЬЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК СИПКРО г. САМАРА "ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
материал по теме
В статье рассматриваются основные аспекты работы Клуба раннего развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rakhmetova-statya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА РАННЕГО РАЗВИТИЯ "В БОЛЬШОЙ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ" КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО, ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Рахметова Елена Анатольевна - старший воспитатель
Структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный Центр» села Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад «Василёк».
446350, Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кинель-Черкассы, ул. Чапаевская, 69
Раб.:8(84660) 4-64-21; 4-07-03; моб.: 8(927) 208-88-11
E-mail: erachmetova@mail.ru
Современные условия жизни нацеливают общество на его активное движение, быстрое приспособление к прогрессивному развитию всех отраслевых сфер, а также овладение навыками беспрепятственного межличностного взаимодействия. Данная позиция является концептуальной в плане подготовки подрастающего поколения. Поэтому определяется одна из главных задач образовательного учреждения – воспитывать достойного члена общества, готового к постоянному преобразованию, созданию чего-то нового и неповторимого на основе сформированных ключевых компетенций. Такое возможно только при организации уже с раннего возраста необходимых условий для раскрытия всех своих способностей при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний [2].
Ранний возраст - это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности [1].
В 2013 учебном году на базе нашего детского сада "Василек" был создан Клуб раннего развития ребенка - "В большой мир вместе с мамой"¸ как совместное с семьей образовательное пространство¸ целью которого стало создание всех необходимых условий для постепенного вхождения ребенка в новую социальную ситуацию и комфортной его адаптации к дошкольному учреждению через непосредственное общение с педагогами и другими детьми [3].
Работа Клуба раннего развития направлена на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала детей раннего возраста, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие творческих способностей а также формирование у родителей высокой педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития своих детей.
Исходя из этого, целью деятельности клуба раннего развития является гармоничное развитие ребенка раннего возраста посредством развития его психомоторных свойств, а также их социализация.
Задачи Клуба раннего развития:
- Создание эмоционального комфорта у детей и взрослых;
- Всестороннее развитие ребенка в процессе непрерывного общения с музыкой, физической культурой, игрой;
- Создание условий для реализации ребенком потребности в общении н а прогулках и игровых занятиях, проводимых подгруппами, формирование у него социальных навыков;
- Повышение уровня компетентности у родителей в вопросах подготовки ребенка к посещению детского сада, взаимодействия и установления взаимоотношений с ребенком с применением форм, методов и средств музыкально-физкультурно-образовательной деятельности.
Для достижения целей и результативности работы Клуба раннего развития в дошкольном учреждении созданы такие развивающие центры, как музыкальная гостиная, и центр здоровья, располагающиеся в музыкально-спортивном зале, а также отдельная студия лепки, конструирования и рисования.
По результатам работы Клуба была разработана и составлена комплексная программа, направленная на всестороннее развитие детей раннего возраста.
Образовательный процесс в Клубе раннего развития осуществляется специалистами детского сада в течение учебного года в соответствии с намеченными тематическими блоками, содержащими одну из сюжетных линий для раскрытия вопросов характерных для детей младшего дошкольного возраста.
При этом одно занятие еженедельно дублируется, т.е. содержание не меняется, а ранее разученный материал закрепляется в другом рабочем пространстве и другой атрибутикой.
Педагоги, занимающиеся в Клубе раннего развития: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и педагог-психолог выстраивают свою работу с учетом интересов, возможностей и индивидуальных особенностей детей, а также в тесном сотрудничестве с родителями будущих воспитанников детского сада.
Всю образовательную работу Клуба условно можно разделить на 2 раздела: практический, который предполагает непосредственно работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей. С этой целью в конце каждого занятия с родителями проводят беседу или мини-лекцию специалисты детского сада. Мини-лекции затрагивают актуальные вопросы, связанные с особенностями данного возраста, спецификой и целесообразностью раннего развития, взаимодействием родителей, конфликтами в семье и различными аспектами воспитания (Например: "Льзя" или "Нельзя"? "Ребенок и телевизор", "Основы закаливания", "Непослушный малыш", "Как много можно рассказать малышу", "Лучший возраст для чудес" и др.)
Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств посредством музыкально-ритмических движений с музыкальным сопровождением. Координация движений¸ мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии музыкальных подвижных игр, ритмической гимнастики, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а также с помощью познавательно-творческой деятельности [4]. В соответствии с принципами системности и последовательности в начале года с детьми проводятся занятия более простые, доступные их пониманию. Исходя из идеи природосообразности календарно-тематическое планирование проведено с соответствии со сменой времен года: осень, зима, весна, лето. В каждом месяце проводится по 8 занятий продолжительностью по 1 часу, 2 раза в неделю, за исключением января.
Структура развивающих занятий представлена в таблице.
Структура развивающего занятия
№ | Составные части занятия | Примечание | Примерное время |
1 | Музыкальное приветствие | Остается неизменным на каждом занятии | 2 мин. |
2 | Музыкально-пальчиковая гимнастика | Меняется каждые 8 занятий | 3 мин. |
3 | Музыкально-ритмическая часть. Разминка (марш-бег-прыжки). Полоса препятствий. | Меняется каждые 8 занятий | 5 мин. |
4 | Упражнения для развития координации движений, зарядка. Игры с ручками и ножками | Меняется каждые 4-8 занятий | 5 мин. |
5 | Упражнение на развитие мелкой моторики, развитие речи | Новый материал на каждое занятие, через некоторое время повторяется | 5-10 мин. |
6 | Музыкально-ритмическая часть (пляски, танцы, слушание песенок, запевок) | Меняется каждые 4-8 занятий | 5-7 мин. |
7 | Игровой массаж под музыку | Меняется каждые 8 занятий | 2-3 мин. |
8 | Инсценировка и показ сказок, стихотворений | Новый материал на каждое занятие | 5 мин. |
Изобразительная деятельность (рисование, лепка¸ аппликация¸ поделка) по теме | Новый материал на каждое занятие | 5-7 мин. | |
9 | Свободная деятельность детей. Консультативная беседа с родителями. | Новый материал на каждое занятие | 15-20 мин. |
10 | Прощание с музыкальным сопровождением | Остается неизменным на каждом занятии | 2 мин. |
Из таблицы видно, что многие фрагменты от занятия к занятию повторяются. Такая часта повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет радость.
Таким образом, содержание работы Клуба раннего развития "В большой мир вместе с мамой" носит комплексный характер. Педагоги используют все виды деятельности, доступные детям раннего возраста [5]. Занятия проходят в спокойной, положительно окрашенной атмосфере. Этому способствуют и присутствие родителей на занятии и их активное взаимодействие на занятии, и музыкальное сопровождение, которое создает положительный настрой на занятии.
Педагоги неоднократно представляли опыт работы (систему работы) Клуба раннего развития на семинарах, методических объединениях, а также на открытой окружной педагогической конференции и Всероссийской научной конференции.
ЛИТЕРАТУРA
1.Балобанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста: Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. СПб.: ИРАВ, 2009
2. Борисенко М.Г. Ползаем, ходим, бегаем¸ прыгаем. - СПб.: Паритет, 2009
3. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. - М.: Просвещение, 2010
4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль: Академия, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста
В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...
«Игра с песком, как способ гармоничного развития детей дошкольного возраста».
Цель: расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах гармоничного развития детей с использованием игр с песком....
Диагностика умственного развития детей раннего возраста Стребелевой Е.А.
Диагностический инструментарий....
Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...
Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста
При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). ...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры.
laquo;Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия иформирование представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положении в пространстве,а так...
Тематика конкультаций для родителей Клуба раннего развития "В большой мир вместе с мамой"
Тематика консультаций...
Комментарии
статья
Замечательная статья, близкая любой МАМЕ!!!