программа элективного курса - СЛС
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Концепции профильного обучения, государственных образовательных стандартов по русскому языку и в соответствии с Положением о рабочей программе, предназначена для выпускников основной и средней школы, рассчитана на 14 часов.
Преподавание русского языка в школе ориентировано на изучение его как системы, формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, повышение речевой культуры, выработку прочных орфографических и пунктуационных навыков. Однако результаты обучения русскому языку в школе нельзя признать удовлетворительными. Практика свидетельствует, что грамотность учащихся снижается. Причинами является нетвердое знание правил, неумение применять их, а главное – отсутствие системы знаний, эффективной в практическом применении.
Курс построен с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности, помогает учащимся осознать причинно-следственные связи между фактами языка.
Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. Разнообразные языковые средства, которые используются при общении, образуют стройную и сложную систему. В языке нет хаоса, все в нем подчиняется языковым закономерностям. Строение и сама «жизнь» языка издавна привлекали внимание лингвистов.
Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества, развитие науки, техники, искусства. Язык в обществе служит для выражения мыслей; язык помогает людям понимать друг друга, т.к. является средством человеческого общения. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться.
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
Пунктуация содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложении, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.
Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания, которые помогают пишущему точно и ясно выражать мысли и чувства, а читающему – понять их.
Схема – описание, изображение чего-либо в главных чертах.
Цель курса:
- Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация», используя структурно-логические схемы.
Задачи курса:
- Расширить представления учащихся о разделе науки о языке «Синтаксис и пунктуация».
- Способствовать формированию умения сокращать текст, используя структурно-логические схемы (СЛС), структурировать учебный материал.
- Способствовать развитию аналитических способностей, также формированию у учащихся умения выделять структурные элементы, находить связь между ними, выявлять соотношение частей и целого.
- Способствовать развитию логического мышления выпускников основной и средней школы.
- Помочь учащимся овладеть умением правильно использовать основные синтаксические единицы в устной и письменной речи.
- Оказать содействие в подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку.
- Готовить учащихся к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.
Для достижения поставленных целей и задач будет использован концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать разрозненные по годам обучения сведения и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает выверенное место. Четко обозначенная тема определяет дидактическую задачу и средства ее решения: методику изучения материала, объем и содержание. Благодаря концентрическому принципу формируются тематические блоки, каждый из которых начинается с систематизированного, четкого изложения теоретических сведений. При изучении тематических блоков произойдет обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, этому будет способствовать замена словосочетаний и предложений синонимичными конструкциями, употребление в речи различных синтаксических единиц.
Информация в виде структурно-логических схем запечатлевается в сознании обучаемых как единый образ, концентрирующий главное.
По окончании курса учащиеся должны:
Знать:
- Основные виды переработки текста;
- Основные синтаксические единицы;
- Способы подчинительной связи между словами в словосочетаниях и предложениях;
- Виды простых предложений;
- Виды сложных предложений;
- Сложные многокомпонентные предложения.
Уметь:
- Определять способы подчинительной связи между словами в словосочетаниях и предложениях;
- Определять виды простых и сложных предложений;
- Пользоваться основными способами сокращения текста;
- Составлять простые схемы и структурно-логические схемы теоретических изученных тем.
Обладать компетенциями:
- Коммуникативной;
- Учебно – познавательной;
- Информационной.
Учебно-тематический план.
№ п/п занятия | Наименование тем | Количество часов |
1 | Основные виды переработки текста. Сокращение текста. Составление схемы | 1 |
2 | Схема, структурно – логическая схема | 1 |
3 | Разделы науки о языке. Составление структурно-логической схемы | 1 |
4 | Синтаксис и пунктуация. Составление структурно-логической схемы | 1 |
5 | Словосочетание. Составление схемы. | 1 |
6 | Предложение. Простое предложение. Составление структурно-логической схемы | 1 |
7 | Сложное предложение. Составление структурно-логической схемы | 1 |
8 | Сложносочиненное предложение. Составление структурно-логической схемы | 1 |
9 – 10 | Сложноподчиненное предложение. Составление структурно-логической схемы | 2 |
11 | Бессоюзные сложные предложения. Составление структурно-логической схемы | 1 |
12 | Сложные многокомпонентные предложения. Период. Составление схемы. | 1 |
13 - 14 | Семинар «Синтаксис и пунктуация». Защита СЛС | 2 |
Итого: | 14 |
Содержание
Основные способы переработки текста. Сокращение текста.
Текст. Понятие текста. Основные признаки текста. Основные способы переработки текста: конспект, тезисы, выписки, реферат, доклад, рецензия, аннотация, таблица, схема. Понятия основных способов переработки текста.
Схема. Структурно – логическая схема.
Понятие схемы. Схема – один из основных способов сокращения текста. Построение схемы. Виды схем. Структурно – логическая схема.
Разделы науки о языке.
Разделы науки о языке: фонетика и графика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, грамматика (морфология, синтаксис и пунктуация). Краткое определение понятий. Составление структурно-логической схемы «Разделы науки о языке».
Синтаксис и пунктуация.
Понятие синтаксиса как раздела грамматики. Основные синтаксические единицы – словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от предложения. Понятие пунктуации. Роль знаков препинания в русском языке.
Словосочетание.
Словосочетание – основная синтаксическая единица. Главное и зависимое слова.
Средства связи между словами в словосочетаниях: окончание, окончание и предлог. Нормы построения словосочетаний. Виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Грамматическое значение словосочетаний. Отличие словосочетания от предложения (функция, структура, интонационное оформление).
Предложение. Простое предложение.
Предложение – основная синтаксическая единица. Признаки предложения: функция, структура, интонационное оформление. Нормы построения предложений. Средства связи между словами в предложениях. Роль интонации в предложении. Признаки простого предложения: наличие одной грамматической основы. Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Осложненные простые предложения и знаки препинания в простом осложненном предложении.
Сложное предложение.
Сложное предложение – синтаксическая единица. Признаки сложного предложения: наличие двух и более грамматических основ. Виды сложных предложений: союзные и бессоюзные. Виды союзных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные. Средства связи между простыми предложениями в составе сложносочиненных и сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях.
Сложносочиненное предложение (ССП).
Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненных предложений: ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. Отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП разных видов. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение (СПП).
Понятие о сложноподчиненном предложении. Виды сложноподчиненных предложений: СПП с определительными придаточными, СПП с дополнительными придаточными, СПП с обстоятельственными придаточными. Средства связи между простыми предложениями в составе сложноподчиненного. Виды обстоятельственных придаточных. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Бессоюзное сложное предложение (БСП).
Понятие бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложные многокомпонентные предложения. Период.
Понятие многокомпонентных предложений. Основные признаки предложений с разными видами связи. Сложные многокомпонентные предложения с однотипной связью. Сложные предложения с разнотипной связью. Понятие период. Классические примеры прозаических периодов.
Учебно – методический комплекс
- Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ. Поурочное планирование. Издательство «Экзамен». М., 2005.
- Бабайцева В.В.Русский язык. Теория. 5 – 11 классы. Издательство «Дрофа». М., 2003.
- Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова…10 класс. Издательство «Экзамен», М., 2004.
- Чуфистова Е.В. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. Издательство «Экзамен». М., 2005.
- Бабайцева В.В. Обучение русскому языку в 7 – 8 классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...