программа элективного курса - СЛС
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Павлова Татьяна Александровна

синтаксис и пунктуация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_-_sls.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Концепции профильного обучения, государственных образовательных стандартов по русскому языку и в соответствии с Положением о рабочей программе, предназначена для выпускников основной и средней школы, рассчитана на 14 часов.

Преподавание русского языка в школе ориентировано на изучение его как системы, формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, повышение речевой культуры, выработку прочных орфографических и пунктуационных навыков. Однако результаты обучения русскому языку в школе нельзя признать удовлетворительными. Практика свидетельствует, что грамотность учащихся снижается. Причинами является нетвердое знание правил, неумение применять их, а главное – отсутствие системы знаний, эффективной в практическом применении.

Курс построен с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности, помогает учащимся осознать причинно-следственные связи между фактами языка.  

Язык – одно из самых сложных явлений человеческого общества. Разнообразные языковые средства, которые используются при общении, образуют стройную и сложную систему. В языке нет хаоса, все в нем подчиняется языковым закономерностям. Строение и сама «жизнь» языка издавна привлекали внимание лингвистов.

Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества, развитие науки, техники, искусства. Язык в обществе служит для выражения мыслей; язык помогает людям понимать друг друга, т.к. является средством человеческого общения. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Пунктуация содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложении,  устанавливать связи и отношения между словами в предложении.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания, которые помогают пишущему точно и ясно выражать мысли и чувства, а читающему – понять их.

Схема – описание, изображение чего-либо в главных чертах.

Цель курса:

  • Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация», используя структурно-логические схемы.

Задачи курса:

  • Расширить представления учащихся о разделе науки о языке «Синтаксис и пунктуация».
  • Способствовать формированию умения сокращать текст, используя структурно-логические схемы (СЛС), структурировать учебный материал.
  • Способствовать развитию аналитических способностей, также формированию у учащихся умения выделять структурные элементы, находить связь между ними, выявлять соотношение частей и целого.
  • Способствовать развитию логического мышления выпускников основной и средней школы.
  • Помочь учащимся овладеть умением правильно использовать основные синтаксические единицы в устной и письменной речи.
  • Оказать содействие в подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку.
  • Готовить учащихся к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

Для достижения поставленных целей и задач будет использован концентрический принцип подачи учебного материала, который  позволяет собрать разрозненные по годам обучения сведения и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает выверенное место. Четко обозначенная тема определяет дидактическую задачу и средства ее решения: методику изучения материала, объем и содержание. Благодаря концентрическому принципу формируются тематические блоки, каждый из которых начинается с систематизированного, четкого изложения теоретических сведений. При изучении тематических блоков произойдет обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, этому будет способствовать замена словосочетаний и предложений синонимичными конструкциями, употребление в речи различных синтаксических единиц.

Информация в виде структурно-логических схем запечатлевается в сознании обучаемых как единый образ, концентрирующий главное.

По окончании курса учащиеся должны:

Знать:

  • Основные виды переработки текста;
  • Основные синтаксические единицы;
  • Способы подчинительной связи между словами в словосочетаниях и предложениях;
  • Виды простых предложений;
  • Виды сложных предложений;
  • Сложные многокомпонентные предложения.

Уметь:

  • Определять способы подчинительной связи между словами в словосочетаниях и предложениях;
  • Определять виды простых и сложных предложений;
  • Пользоваться основными способами сокращения текста;
  • Составлять простые схемы и структурно-логические схемы теоретических изученных тем.

Обладать компетенциями:

  • Коммуникативной;
  • Учебно – познавательной;
  • Информационной.

 Учебно-тематический план.

№ п/п занятия

Наименование тем

Количество

 часов

1

Основные виды переработки текста. Сокращение текста. Составление схемы

1

2

Схема, структурно – логическая схема

1

3

Разделы науки о языке. Составление структурно-логической схемы

1

4

Синтаксис и пунктуация. Составление структурно-логической схемы

1

5

Словосочетание. Составление схемы.

1

6

Предложение. Простое предложение. Составление структурно-логической схемы

1

7

Сложное предложение. Составление структурно-логической схемы

1

8

Сложносочиненное предложение. Составление структурно-логической схемы

1

9 – 10

Сложноподчиненное предложение. Составление структурно-логической схемы

2

11

Бессоюзные сложные предложения. Составление структурно-логической схемы

1

12

Сложные многокомпонентные предложения. Период.

Составление схемы.

1

13 - 14

Семинар «Синтаксис и пунктуация».

Защита СЛС

2

Итого:

14

Содержание

Основные способы переработки текста. Сокращение текста.

        Текст. Понятие текста. Основные признаки текста. Основные способы переработки текста: конспект, тезисы, выписки, реферат, доклад, рецензия, аннотация, таблица, схема. Понятия  основных способов переработки текста.

Схема. Структурно – логическая схема.

        Понятие схемы. Схема – один из основных способов сокращения текста. Построение схемы. Виды схем. Структурно – логическая схема.

Разделы науки о языке.

        Разделы науки о языке: фонетика и графика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, грамматика (морфология, синтаксис и пунктуация). Краткое определение понятий. Составление структурно-логической схемы «Разделы науки о языке».

Синтаксис и пунктуация.

        Понятие синтаксиса как раздела грамматики. Основные синтаксические единицы – словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от предложения.  Понятие пунктуации. Роль знаков препинания в русском языке.

Словосочетание.

Словосочетание – основная синтаксическая единица. Главное и зависимое слова.

Средства связи между словами в словосочетаниях: окончание, окончание и предлог. Нормы построения словосочетаний. Виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные.  Виды подчинительной связи между словами в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Грамматическое значение словосочетаний. Отличие словосочетания от предложения (функция, структура, интонационное оформление).

Предложение. Простое предложение.

Предложение – основная синтаксическая единица. Признаки предложения: функция, структура, интонационное оформление. Нормы построения предложений. Средства связи между словами в предложениях. Роль интонации в предложении. Признаки простого предложения: наличие одной грамматической основы. Двусоставные  и  односоставные  предложения. Виды односоставных предложений: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Осложненные простые предложения и знаки препинания в простом осложненном предложении.

Сложное предложение.

        Сложное предложение – синтаксическая единица. Признаки сложного предложения: наличие двух и более грамматических основ. Виды сложных предложений: союзные и бессоюзные. Виды союзных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные. Средства связи между простыми предложениями в составе сложносочиненных и сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях.

Сложносочиненное предложение (ССП).

        Понятие о сложносочиненном предложении.  Виды сложносочиненных предложений: ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. Отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП разных видов. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение (СПП).

        Понятие о сложноподчиненном предложении. Виды сложноподчиненных предложений: СПП с определительными придаточными, СПП с дополнительными придаточными, СПП  с обстоятельственными придаточными. Средства связи между простыми предложениями в составе сложноподчиненного. Виды обстоятельственных придаточных. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Бессоюзное сложное предложение (БСП).

        Понятие бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные многокомпонентные предложения. Период.

Понятие многокомпонентных предложений. Основные признаки предложений с разными видами связи. Сложные многокомпонентные предложения с однотипной связью. Сложные предложения с разнотипной связью. Понятие период. Классические примеры прозаических периодов.

Учебно – методический комплекс

  • Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ. Поурочное планирование. Издательство «Экзамен». М., 2005.
  • Бабайцева В.В.Русский язык. Теория. 5 – 11 классы. Издательство «Дрофа». М., 2003.
  • Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова…10 класс. Издательство «Экзамен», М., 2004.
  • Чуфистова Е.В. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. Издательство «Экзамен». М., 2005.
  • Бабайцева В.В. Обучение русскому языку в 7 – 8 классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...