Презентация и метод.сопровождение к уроку-игре "Глагол как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Презентация подготовлена к уроку-игре по русскому языку в 6 классе по теме  "Глагол как часть речи" (повторение и обобщение). К уроку есть методическое сопровождение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.21 МБ
Файл метод.сопровождение25.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила Коданева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ» п. Уръёль Корткеросского района РК. Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол как часть речи» для 6 кл . Урок-игра

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Что такое глагол? Задание 1. Повторим теорию!

Слайд 3

Сколько спряжений у глагола? Как их определить?

Слайд 4

Назовите постоянные признаки глагола .

Слайд 5

Назовите непостоянные признаки глагола.

Слайд 6

Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

Слайд 7

Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

Слайд 8

Сколько наклонений у глагола? Назовите их.

Слайд 9

В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

Слайд 10

Каких морфологических признаков нет у глаголов?

Слайд 11

Что вы знаете о возвратности и невозвратности глаголов?

Слайд 12

Задание 2. Проверим орфографию! Вставьте буквы «Е» или «И», отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют в окончании «Е». Дад.м , слыш.м,люб.м,прыгн.м Се.т,хоч.т,украша.м,выбира ..м Дыш.м , выбел.т , беж.шь , перестел.м .

Слайд 13

Объясните условия выбора гласной в словах : Соб.раю Раст.раю Бл.щу Выб.ру Расст.лю Выб.раю Сд.раю Бл.стаю Заж.гаю Расст.лаю

Слайд 14

Задание 3. Синонимы. Подберите синонимы к словам: Увидеть-... Снять-... Догадаться-... Совершаться-... Обматывать-...

Слайд 15

Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г.Демыкина. Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном. Ставит счётчик монтёр, Ставит фильмы режиссёр. Мама ставит пироги. А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи. Не плачь!» Если кончиться рассказ Ставить точку в самый раз.

Слайд 16

Задание 4.Фразеологизмы Закончите фразеологизмы, объясните их значение. Дрожит... Бежит... Катается... Втирать... Кривить... Кануть...

Слайд 17

Бежать,ругать,пугать , ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? Задание 5 Из морфологии...

Слайд 18

Перед вами слова: угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы 1 лица единственного числа?

Слайд 19

Расставьте ударения в словах: Повторит Облегчит Позвонишь Балую Углубит Упростишь Клала Взяла Исчерпать. Задание 6. Орфоэпия

Слайд 20

Вылазь Ездию Лягнет Нагинаться Хочем Так говорить нельзя. А как надо?

Слайд 21

Задание 7. Пословицы Продолжите пословицы, определите наклонения глаголов: Сам пропадай-... По одежке встречают-... Семь раз отмерь-... Глаза страшатся- ... Грамоте учиться-... Любишь кататься-... Не зная броду-... Что посеешь-...

Слайд 22

Молодцы!!!

Слайд 23

Используемая литература 1.Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник ч.2 М.:Мнемозина,2010 2.Львова С.И. Русский язык.6 класс: учебник ч.2 М.: Мнемозина,2012 3. Григорян Л.Г. Язык мой-друг мой М.:Просвещение 2008 4.Курушина Г.А. Русский язык 5-9 кл.Волгоград:Учитель 2008 5.Евлампиева Е.А. Внеклассные мероприятия по русскому языку Чебоксары,1999 6.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку М.:Просвещение 1980 7.Бабайцева В.В.,Чеснокова Л.Д. Русский язык теория: учебник для 5-9 кл М.:Просвещение,1993

Слайд 24

Интернет-ресурсы http ://sctroe.okis.ru/file/sctroe/urokiuchitelei/SVOYAIGRA.doc http://metodisty.ru/m/files/view/svoya_igra_2011_02_26 http://metodisty.ru/m/files/view/igra



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

(размещается в архиве с материалом)

Автор материала (ФИО)

Коданева Ольга Владимировна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

учитель русского языка и литературы  

Образовательное учреждение

МОУ «ООШ» п.Уръёль Корткеросского района Республики Коми

Название материала

Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол как часть речи».

 Урок-игра  

Класс (возраст)

6  класс

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Ограничений нет. Применять может учитель, работающий по любому УМК

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Разработка мероприятия + презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация, аудиозапись быстрой танцевальной  музыки, карточки с буквами «А»и «Б» по количеству обучающихся, ручки, чистые листы для выполнения заданий

Цели,

Задачи материала

Цели:

 

Образовательные: повторить и обобщить знания по теме «Глагол как часть речи»; закрепить  знания по теме; отработать умения по  орфографии, лексике, грамматике изученной части речи.

Развивающие:

формировать коммуникативные умения и навыки;

развивать память, мышление, интуицию, внимание обучающихся; расширять кругозор обучающихся

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

                               

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Урок начинается с организационного момента, затем включаем презентацию на весь урок, за 2 минуты до конца урока жюри объявляет результаты. Форма работы групповая.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет – источники.

  1. Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» – М: Просвещение, 2008.
  2. Львова С.И.Учебник русский язык 5 кл М.:Мнемозина,2010
  3. Львова С.И.Учебник русский язык 6 кл М.:Мнемозина,2012
  4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Учебник русский язык :теория 5-9 кл.,М.:Просвещение,1993
  5. Курушина Т.А. « Русский язык. 5-9 классы» – Волгоград: Учитель,2008.
  6. Орг А.О. «Олимпиадные задания по русскому языку» – М: Просвещение, 2006.

Интернет ресурсы

  1. http://sctroe.okis.ru/file/sctroe/urokiuchitelei/SVOYAIGRA.doc
  2. http://metodisty.ru/m/files/view/svoya_igra_2011_02_26
  3. http://metodisty.ru/m/files/view/igra

языка».

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К Уроку-игре  «Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол как часть речи»»

Автор:  Коданева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы  МОУ «ООШ» п.Уръёль  Корткеросского района Республики Коми 

Технологические особенности. 

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация, аудиозапись быстрой танцевальной  музыки, карточки с буквами «А»и «Б» по количеству обучающихся, ручки, чистые листы для выполнения заданий.

.

Цели:

 

Образовательные: повторить и обобщить знания по теме «Глагол как часть речи»; закрепить  знания по теме; отработать умения по  орфографии, лексике, грамматике изученной части речи.

Развивающие: формировать коммуникативные умения и навыки;

развивать память, мышление, интуицию, внимание обучающихся; расширять кругозор обучающихся.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

                                       

                                               Ход урока:

                               

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Звучит быстрая танцевальная музыка.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на хороший рабочий лад.

-Что  можно делать под музыку? (танцевать,  петь,  двигаться, веселиться, плясать, наслаждаться…)

-Слова какой части речи вы сейчас назвали? (глаголы)

-Итак, тема сегодняшнего урока «Повторение и обобщение изученного по теме « Глагол как часть речи » .Наш урок будет проходить в форме игры. Вам нужно разделиться на 2 команды. Для этого я вам раздаю карточки с буквами «А»и «Б» вразброс. Все те ребята, у кого оказались карточки  с буквами «А» садятся за 1 колонку, а остальные- за вторую.

Правила игры.

Соревнуются 2 команды 6  класса.  Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из  семи заданий, в каждом задании по несколько вопросов. После каждого вопроса или задания в презентации есть ответы. 1 балл засчитывается за полный правильный ответ. 0,5 балла за правильный ответ 50% задания. Не засчитывается балл, если задание выполнено менее 50%. На одни вопросы отвечать будут устно, на другие письменно. Все очки подсчитывает жюри. Итак, игроки готовы. Если надо отвечать 1 команде, а правильный ответ слышится от игроков 2 команды ,то балл засчитывается 1 команде. И наоборот. Право первым отвечать дает жребий.

Основная часть . Применение презентации.

Задание1. «Повторим теорию!» В этом задании 10 вопросов. Выполним их устно.

Каждая команда отвечает на вопросы по очереди.

Ответьте на вопросы:

-Что такое глагол? (Это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Обозначает действие.)

-Сколько спряжений у глагола? Как их определить?(2 спряжения- первое и второе –определяем по окончаниям –ешь,-ет,-ем,-ете,-ут,-ют-1 спр. Ко 2 спр.-ишь,-ит,-им,-ите,-ат,-ят)

-Назовите постоянные признаки глагола. (вид, переходность, возвратность, спряжение)

 -Назовите непостоянные признаки глагола (наклонение, время, число, лицо, род)

-Чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида? (по вопросам- Что делать?- несов.вид, Что сделать?- сов. вид.)

-Как отличить переходные глаголы от непереходных?(переходный глагол сочетается с сущ.в вин падеже без предлога)

-Сколько наклонений у глагола? Назовите их.(3-изъявительное,повелительное,условное)

-В каком наклонении глаголы изменяются по временам?(в изъявительном)

-Каких морфологических признаков нет у глаголов? (падежа, склонения, краткой и полной формы, степени сравнения, разряда по значению)

-Что вы знаете о возвратности и невозвратности глаголов?( у возвратного глагола есть суффикс –ся (сь), а у невозвратного его нет.)

Задание 2 «Проверим орфографию». В этом задании 2 вопроса. Выполним их письменно.

1)Обе команды на листочках одновременно будут выполнять эти задания.

-Вставьте буквы «Е» или «И», отметьте тот ряд, где все глаголы имеют в окончании букву «Е».

А) Дад.м, слыш.м, люб.м, прыгн.м (дадим,слышим,любим,прыгнем)

Б) Се.т, хоч.т,украша.м,выбира.м (сеет,хочет,украшаем,выбираем)

В)Дыш.м,выбел.т, беж.шь, перестел.м (дышим,выбелит,бежишь,перестелим_

Забираю листочки, включаю проверку. Выставляю баллы.

 2)Объясните условия выбора гласной в словах:

Соб.раю, раст.раю,бл.щу, выб.ру, расст.лю, выб.раю,сд.раю,бл.стаю,заж.гаю,расст.лаю.

(собираю,растираю,блещу,выберу,расстелю,выбираю,сдираю,блистаю,зажигаю,расстилаю. Буква и в корне пишется тогда, когда за ним есть суффикс а. Если его нет, пишется е.)

 Задание 3. «Синонимы». В нем 2 вопроса. 1 задание устно выполняем. Следующее задание для той команды, чья очередь отвечать

1.Подберите синонимы к словам:

Уходить- удаляться, скрываться…

увидеть – заметить, увидать…

снять- скинуть, сбросить, сорвать…

 догадаться- сообразить, додуматься…

 совершаться- происходить, твориться

 обматывать-обвивать, обертываться…

2. Это задание выполняем письменно. Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г.Демыкина.

Пять рабочих ставят дом,

Ставит опыт агроном.

Ставит счетчик монтер,

Ставит фильмы режиссер.

Мама ставит пироги.

А диагноз ставит врач

«Просто насморк. Спи. Не плачь!»

Если кончится рассказ

Ставить точку в самый раз.

(1-строят,2-делает,3-устанавливает,4-снимает,5-замешивает,6-распознает болезнь,7-писать)

Задание 4. «Фразеологизмы». Здесь 1 вопрос. Выполним их письменно.

Обе команды на листочках одновременно будут выполнять эти задания.

Закончите фразеологизмы:

Дрожит…(как осиновый лист)- боится

Бежит…(сломя голову)- быстро

Катается…(как сыр в масле)- живет в избытке

Втирать…(очки)- обманывать

Кривить…(душой)- говорить не всю правду до конца, неоткровенно

Кануть…(в Лету)- забыть, исчезнуть.

Задание 5.»Из морфологии…» В этом задании 2 вопроса. Выполним их устно.

1.Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? (бежать- разноспрягаемый глагол)

2.Перед вами слова угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (победить)

Задание 6. «Орфоэпия». В этом задании 2 вопроса. Выполним их письменно.

 1.Расставьте ударения:

Повторит,облегчит,позвонишь,балую,углубит,упростишь,клала,взяла,исчерпать. (повторИт,облегчИт,позвонИшь,балУю,углУбит,упростИшь,клАла,взялА,исчЕрпать)

2Вылазь-

Ездию-

Лягнет-

Нагинаться-

хочем-

так говорить нельзя. А как можно? (вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим).

 

Задание 7. Пословицы. В этом задании 1 вопрос. Выполним их письменно.

Продолжи пословицы:

Сам пропадай…(а товарища выручай)

По одежке встречают…(по уму провожают)

Семь раз отмерь…(один раз отрежь)

Глаза страшатся…(а руки делают)

Грамоте учиться…(всегда пригодится)

Любишь кататься…(люби и саночки возить)

Не зная броду…(не суйся в воду)

Что посеешь…(то и пожнешь).

Подведение итогов. ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Вот они – победители! Команда проявила знания, находчивость, смекалку в нашей игре. Поздравляем! (награждение).                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Презентация по русскому языку на тему: Междометие как часть речи"

Презентация к уроку русского языка, рассчитанная на 2 урока....

Презентация к уроку повторения изученного по теме: "Служебные части речи"

В презентации представлены практические задания для повторения разрядов и употребления производных и непроизводных предлогов, разрядов союзов и частиц. Задания ориентированы на учащихся суворовского у...

презентация к уроку в 7 классе. "Деепричастие как часть речи"

материал к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"...

Презентация "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи". 7 класс

Презентация "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи". 7 класс...