Презентация по русскому языку на тему: Междометие как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Презентация к уроку русского языка, рассчитанная на 2 урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В начале предложения используйте слово , которое поможет предложению стать «особенно выразительным»? … жарко! До полдня грибы собирали. 2) - … , - произнесла мама, сложив с умоляющим видом руками. 3) - … , баловень! – тихо ворчит бабушка.
Приходилось ли вам слышать такие «выразительные» слова? Как они называются? (междометия) А к какой части речи они относятся? Почему? Странное слово, не правда ли? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Итак, что же такое междометие?
Междометие как часть речи Общее значение Выражает различные чувства и побуждения к действию, но НЕ НАЗЫВАЕТ их Морфологические признаки и синтаксическая роль Неизменяемая часть речи Не является членом предложения
Междометие – слово является калькой латинского interjectio , в котором содержалось два корня, переводящихся на русский язык как «между» и «метать, бросать». Междометие буквально значит «брошенные между» (полнозначными словами). Междометия – неизменяемые слова, которые выражают различные чувства и волевые побуждения человека, но их при этом не называют.
Найти междометия. Определить, какие чувства выражают. Ах, я чем виноват? испуг Ах! Как я люблю весенние зори! восхищение Ах, как это неприятно! огорчение Ах,сеньор, губернатор, уместна ли подобная беспечность? упрёк
Группы междометий по значению Выражающие побуждение к действию Приказ, побуждение, зов, запрет, оклик, приветствие, прощание : Айда, марш, стоп, эй, караул, здорово, пока Выражающие различные чувства Радости, печали, удивления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения: О, ой, ах, эх, увы, увы, ага, батюшки, чёрт побери, фи
Выборочный диктант Выписать междометия, определить группу по значению Эй! Садись ко мне, дружок. Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идёшь. Ой! Легка коробушка, плеч не давит ремешок. Чу! Конь стучит копытами. А горька неволя, ох, как горька! Ну, выкинул ты штуку! Эх, какая жизнь перед нами широкая, бурная, быстрая, как вот эта река.
В русском языке междометия составляют большой и весьма богатый - по широте выражаемых ими переживаний, ощущений, настроений – пласт слов. В современном языке по данным «Обратного словаря русского языка» 341 междометие – больше, чем предлогов (141), союзов (110), частиц (149).
О каких междометиях идет речь? Пришло из итальянского языка и выражает восхищение. (браво!) Это междометие есть на дорожном знаке. (стоп!) Крик победителя. (ура!) От этого междометия образовалось название конфет. (му-му / кис-кис) - Как вы думаете, в последнем ответе (му-му, кис-кис) это междометия? Какие чувства они выражают? Тогда что это?
Примечание! М е ж д о м е т и е звукоподражательные слова (бух, дзинь, мяу, хи-хи). не выражают чувств, побуждений, служат для образования других слов (булькать, хихикать).
Проверь себя! 2 4 5 8 9 10
Проиллюстрируйте фразы рассказа звуками. В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. (Дети показывают, как спят рабочие.) Где-то пропел петух. (Дети воспроизводят крик петуха.) Часы пробили 6 ударов. (… 6 раз.) Рабочие просыпаются, одеваются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. (У-у-у-у.) Загудели моторы. (Дзу-у, дзу-у.) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Вжик-вжик.) Слышен гудок паровоза. (У-у-у.) Паровоз медленно приближается к складу. (Пых-пых-пых.) На заводе слышен опять гудок. (У-у-у.) Пора обедать .
Знаки препинания при междометиях Междометия В Ы Д Е Л Я Ю Т С Я: Запятой, если находятся в начале или в конце предложения: Эй , завяжи на память узелок… Как я люблю море, ах, как я люблю море! М, … … , М , …
Восклицательным знаком, Если находится в начале предложения и произносится с повышенной интонацией: О! Чем заплатишь ты, тиран, за эту праведную кровь… Междометия НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ , если стоят перед личным местоимением ТЫ , ВЫ , за которым следует обращение: Ах ты , степь моя, степь привольная.., М!...
Вставьте подходящие по смыслу междометия и выделите их знаками препинания Как красиво весной в лесу! Мы победили! Какой неряшливый мальчик! Каникулы кончились. Возвращайся скорее, мама Коля, принеси мою книгу. Как больно! Ну, ай-ай-ай, ой, о, увы, ура, пожалуйста
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания Ой Пётр Иванович наступили на ногу! Бы ты косой пожаловал отколе? Ай(ай) Как изба настудилась! Ах как красиво кругом!
От каких частей речи произошли междометия? Караул! Брось! Ну и ну! Подумать только!
? ? ? Создайте схему: От каких частей речи произошли междометия? Приведите по 2 примера!
Господи, батюшки, глупости, беда Брось, благодарю, извините, прощайте Какие страсти, подумать только Ну и ну, то-то, вот те раз
Просмотрите текст, подготовьтесь к письму под диктовку Человек неожиданно коснулся накалённого предмета. Отдёрнув руку, он непроизвольно вскрикнул: «Ой!» Вскрикнет русский, вскрикнет негр, таджик, чукча, англичанин. Закричит обязательно, помимо воли. При этом вряд ли кто-нибудь из них разразится хохотом или произнесёт нечто вроде «тюрлю-тютю!»
Все одинаково выкрикнут: «Ой!», «Ах!», «Ох!», «Уф!». Очевидно, именно эти восклицания естественны, свойственны всем людям, где они ни жили. Л.Успенский
Задание к тексту Назовите междометия, встретившиеся в тексте. Какие чувства они выражают? В каких предложениях междометия выступают в роли знаменательной части речи? Подчеркните их как члены предложения. Произведите морфологический разбор 2-3 междометий.
Развитие речи Представьте, что вы побывали в сказочном лесу. Составьте диалог. Опишите свои впечатления соседу, используя междометия
Анализируем урок. Прочитайте предложения, добавив в начале предложения междометия Сегодня мы изучали междометия На уроке мы научились находить предложения в тексте. Теперь мы умеем употреблять междометия в нашей речи.
Обобщение Что выражает междометие? Чем отличаются слова-междометия от слов-существительных, называющих различные чувства и побуждения? Каковы морфологические признаки междометия? Какова его синтаксическая роль? На какие группы по значению делятся междометия? Какими знаками препинания и в каких случаях они выделяются? Примеры.
Выразите свое отношение к уроку , используя следующие междометия: О, ой, ах, эх, увы, ага, ура, батюшки, фу, фи, эй. узнал, открыл для себя... сегодня на уроке я научился, смог... могу похвалить себя и своих одноклассников за. ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"
Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс
Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...
Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи"
Презентация к уроку русского языка на тему "Глагол как часть речи". Данная презентация поможет иллюстрировать урок по русскому языку на тему "Глагол как часть речи"...
Презентация по русскому языку 7 класс. "Частица как часть речи"
Презентация к уроку русского языка...
Презентация по русскому языку по теме: "Местоимение как часть речи".
Местоимение как часть речи....