Урок русского языка "Деепричастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Разработка урока русского языка "Деепричастный оборот" (путешествие во времени)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie.doc | 394.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Деепричастный оборот
(Урок–путешествие во времени)
Цель: повторение изученного по теме «Деепричастный оборот»
Знать: опознавательные признаки деепричастного оборота, правила его выделения на письме, синтаксическую роль деепричастий
Уметь: выделять запятыми деепричастный оборот, правильно определяя его границы, соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; различать причастия и деепричастия в тексте, сопоставлять их, строить предложения с деепричастными оборотами.
Попутное повторение орфографии: правописание приставок пре- и при-
Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые задания, иллюстрации (мужской и женский костюм XVIII в.)
Ход урока
1.Лингвистическая разминка.
Игра «Четвертый лишний».
Зависевший, умывшись, подействовав, играя.
Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.
2.Вступительное слово учителя.
-Что такое деепричастный оборот?
- Что общего у деепричастного оборота с причастным?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
Ребята, сегодня мы с вами повторим изученный материал по теме «Деепричастный оборот», проверим, насколько крепки границы между причастиями и деепричастиями, и увидим, что происходит при нарушении этих границ. Мы попробуем самостоятельно построить предложения с деепричастными оборотами. Но сначала давайте вспомним, какую конструкцию мы называем деепричастным оборотом.
-Ребята, давайте попробуем составить рассказ о деепричастном обороте по схеме. (Рассказ ученика по схеме)
3. Работа с текстом
-Ребята, а теперь давайте перенесемся мысленно в XVIII век, когда царь Петр I повелел «учинить новую моду». Каждый из вас должен выбрать текст определенного уровня сложности. Познакомимся с содержанием текста.
(Один ученик читает)
Вопросы для беседы по тексту:
• Докажите, что перед вами текст.
• Определите тему текста.
• Озаглавьте текст.
• Как связаны между собой предложения.
• Выполните задания.
ГАЛСТУК немец. Halstuch — «шейный платок»
(от Hals — «шея» + Tuch — «платок")
Ключ к уровню «4»
Объяснение | Примеры из текста |
Близко к пере- | Превратившись |
Приближение | Притягивая, применение |
Неполнота действия | Прикрывая |
Словарное слово | Принадлежность, предмет, причиняя |
Ключ к уровню «5»
Латинское | «рука» | Манжета | |
Тюркское | «мешок, оболочка, футляр» | Кафтан | |
Немецкое | «обвиснуть, висеть» | Шляпа | |
Итальянское | «обычай, привычка» | Костюм | |
Латинское | «правило, мера» | Мода | |
Татарское | «портянки, онучи» | Чулки |
Иллюстрация к тексту
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В XVIII в. законодательницей европейской моды была Франция. Поэтому названия многих предметов туалета того времени французские, как, например, "кюлоты" — короткие мужские штаны, которые надевали под кафтан. Кстати, участники французской революции — представители парижской бедноты, не носившей такой одежды, получили прозвище «санкюлоты» (по-русски буквально означает «бескюлотники», т. е. "не имеющие кюлот"). (Ю. С. Рябцев. История русской культуры)
Уровень «3»
Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания
В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплатив 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами. (По Ю.С. Рябцеву)
Уровень «4»
Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты.
В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплатив 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами.
Объяснение | Примеры из текста |
Близко к пере- |
|
Приближение |
|
Неполнота действия |
|
Словарное слово |
|
Уровень «5»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Дополнительное задание. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты.
+ ПРЕ- и ПРИ-
В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости пр__вратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который пр__крывая кюлоты доходил почти до колен пр__тягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик пр__чиняя определенные неудобства пр__давал своему владельцу пр__дставительный вид. Шляпа являясь обязательной пр__надлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя пр__менения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость, дополняя костюм, были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплатив 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами.
Заполните таблицу примерами из упражнения.
Латинское | «рука» |
|
Тюркское | «мешок, оболочка, футляр» |
|
Немецкое | «обвиснуть, висеть» |
|
Итальянское | «обычай, привычка» |
|
Латинское | «правило, мера» |
|
Татарское | «портянки, онучи» |
|
4. Работа по развитию речи
-А сейчас мы с вами поучимся видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов
Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде XVIII века, но понять ее мешают грамматические ошибки. Давайте исправим их.
Исправьте грамматические ошибки
1. Пытаясь сохранить макияж, у дам в XVIII веке было принято умываться не каждый день. (Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)
КЛЮЧ
Пытаясь сохранить макияж, дамы в XVIII веке умывались не каждый день.
2. Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.
(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)
КЛЮЧ
Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.
3. Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках — «мушечницах».
(Подсказка: деепричастие несовершенного вида употребляется для обозначения действия, совершающегося раньше основного действия)
КЛЮЧ
Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках — «мушечницах».
5. Работа по конструированию предложений (дидактическая игра «Путаница»)
Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты
Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и все перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.
ФИЖМЫ — каркас в виде обруча, вставлявшийся под нижнюю юбку у бедер
Женский костюм XVIII века
Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.С. Рябцеву)
КЛЮЧ
Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно.
6. Подведение итогов урока
-Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы, совершив путешествие во времени и открыв для себя массу интересных подробностей о моде XVIII века, повторили тему «Деепричастный оборот». Мы находили деепричастные обороты в текстах, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты. Кроме того, мы узнали значение таких слов, как «кюлоты» (Кто мне объяснит его?) и фижмы (Кто помнит значение слова?). А кто вспомнит этимологию слова «галстук»?
7. Домашнее задание
Учитель. Одним из важных предметов дамского туалета был веер. Он выполнял массу функций: на его створках писали модные фразы, в нем прятали записки. С его помощью можно было разговаривать, не произнося слов. Дома вам предстоит составить текст о тайнах дамского веера. Предлагаю вам свои подсказки
Задание. Составьте текст, используя деепричастные обороты.
Для справок:
разворачивая веер — замужество
закрывая — безразличие
открывая один листик — дружба
открывая два листика — сочувствие
открывая три листика — любовь
складывая стрелой — призыв к решительности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....
Урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок разработан по технологии АМО....
Урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".
Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...