Морфемика и словообразование.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Морфемика и словообразование.
МОРФЕМИКА
Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г.
Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).
Слово состоит из основы и окончания. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:
1)приставка,
2)корень
3)суффикс.
Познакомимся с новыми морфемами!
4)постфикс (ся/сь): беречь-ся, береги-сь;
5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
! Неизменяемые слова окончаний не имеют:
- Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;
- Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;
- Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;
- Наречия: вблизи, влево, горячо.
Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор):
- Определите, к какой части речи относится слово.
- У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение.
- Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива).
- Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
- Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Пример: Повредит — глагол, обозначает действие — причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по- неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово.
Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.
Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:
- Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)
- Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий
- Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие)
Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы:
- Приставочный: беспорядок ← порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи! Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
- Суффиксальный: просительница ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный ) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать ← рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение← положить)
- Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б) от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание.
- Приставочно-суффиксальный: подбородок←борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)
- Сложение — образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пешеход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие, суффиксальный
Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).
Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).
Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Ловушка! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).
Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).
При подборе однокоренного слова помни следующее:
часть речи | от какой части речи может быть образовано | каким способом |
существительное | существительное | приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
Прилагательное глагол | суффиксальный, бессуффиксный | |
прилагательное | существительное | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
прилагательное | приставочный | |
глагол | суффиксальный | |
глагол | глагол | приставочный, суффиксальный |
существительное | суффиксальный, | |
прилагательное | приставочно-суффиксальный | |
наречие | существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение | суффиксальный, приставочно-суффиксальный |
причастие | суффиксальный | |
причастие, деепричастие | только глагол | только суффиксальный |
Алгоритм действий:
- Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), - л (пр.время) у глаголов).
- Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
- Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
- Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
Образец словообразовательного анализа слова:
- Загородный. Лексическое значение: находящийся за городом.
- Основа слова – загородн
- Ближайшее родственное слово – город, его основа – город
- Сравним основы: загородн и город. В основе слова загородн выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н-
- Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Повторение морфемики и словообразования"
Конспект открытого урока...
Интерактивный тест по теме: «Морфемика и словообразование»
Цель использования презентации: проверить и закрепить знания по теме «Морфемика и словообразование». Тест состоит из 17 заданий.Внимание! При входе в режим показа должно появить...
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по темам "Фонетика" и "Морфемика и словообразование"
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по темам "Фонетика" и "Морфемика и словообразование", 9 вариантов. (Обучение ведется по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной)...
ЕГЭ по русскому языку . "Морфемика и словообразование".
Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось б...
Методические разработки уроков русского языка в 10 классе по теме "Морфемика и словообразование" с применением Технологии индивидуализированного обучения.
В данной разработке представлены 2 урока русского языка в 10 классе по теме "Морфемика и словообразование" с применением Технологии индивидуализированного обучения, разработанной Заслуженным учителем ...
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. ...