Урок развития речи по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока развития речи на тему:
"Подготовка к сочинению по картине
Ф.П.Решетникова «Мальчишки»."
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Ситникова Елена Алексеевна
учитель русского языка и литературы МБУ школы №91 г.о.Тольятти
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки".
Класс: 5 класс Б
Тип урока: урок развития речи
Реализуемая программа: по русскому языку для 5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2013
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.
Цель урока: обеспечить формирование умения составлять рассказ - повествования с элементами описания на основе жанровой картинки, раскрывать основную мысль.
Предметные результаты: понятия "тема","основная мысль","художественные средства".
Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарями различных типов.
Личностные результаты: понимание определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска
№ | Этап урока | Цель (формируемые УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Настрой на учебную деятельность Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности | -Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с художником Решетниковым Фёдором Павловичем. Сообщение о художнике. Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник. Ф. П. Решетников родился в1906 году в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам. Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров .Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике. Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 года). В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” Картина Ф.П.Решетникова "Прибыл на каникулы" (1948) является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров - больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. | Внутренняя и внешняя готовность |
2. | Целеполагание | Л:осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Р:осознают недостаточность своих знаний П:устанавливают причинно-следственные связи, деляют выводы | А картина, по которой вы будете писать сочинение называется "Мальчишки" | Рассматривают картину | Формулируются собственные мысли. |
3 | Выявление места и причины затруднения | П:определяют основную и второстепенную информацию Р:осознанно и произвольно строят высказывания в устной речи П:устанавливаются причинно-следственные связи, делаются выводы К:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л:осознают свои возможности в учении | -На какие части можно раразделить картину? -Какие краски и тона прпреобладают? - Кто герои картины? - Где мы их видим? Как они там ококазались? - Как они изображены? Опишите Каждого:
- Что можно сказать о характере каждого? | Отвечают на вопросы Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Готовность к восприятию новых знаний Осознание значимости новых знаний |
4 | Практическая деятельность | Р:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. К:осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-плзнавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Словарная работа. 1.Записать слова Картина, произведение, холст. Мальчишки, герои картины, ребята. Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины. Подберите слова-синонимы дл для описания красок, преобдадающих в картине (темные, приглушённые; неясные, размытые) Составление плана. 1.История создания картины 2.Главные герои картины. 3.Как они изображены. 4.Основная мысль картины. 5.Моё отношение к картине. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Осознание значимости новых знаний |
5 | Первичное закрепление | К :формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Отвечают на вопросы, Выполняют упражненния | Составление устного рассказа по картине | Формулируются собственные мысли. |
6 | Включённость в систему знаний, повторение | К:Обобщение полученных на уроке П: приобретают умения использовать полученые знания и умения в практической деятельности. | Ценностное отношение к деятельности и её оценка | ||
8 | Информация о домашнем задании | Написать сочинение по картине. | Закрепление полученных знаний |
Рабочие материалы к сочинению | |
Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает? | Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше. |
На какие части можно разделить картину? | Небо, город, мальчики на крыше. |
Какие краски и тона преобладают? | Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры. |
Кто герои картины? | Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи. |
Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? | На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо. |
Как они изображены? Опишите каждого:
|
|
Что можно сказать о характере каждого? |
|
.
Образец сочинения.
Картины Ф.Решетникова разнообразны. Среди них есть произведения, посвящённые детям и детству. К ним относится картина «Мальчишки», написанная в 1971 году.
На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.
Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центо- город в огнях, на переднем плане — мальчики.
Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут,наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой, которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое- то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные.
Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.
Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...
Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"
Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....
Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"
Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...
Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....
Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"
Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....
Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)
В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...
Урок развития речи по картине Ф.П. Решетникова "Прибыл на каникулы"
Описание жанровой картины Ф.П. Решетникова "Прибыл на каникулы"...