Урок по словарям 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим в 6 классе. В папке содержится сам урок и презентация к нему.Он позволяет закрепить знания учащихся по лексике, знакомит с различными словарями, совершенствует навык работы с ними. воспитывает интерес к книге, слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_-_eto_vsya_vselennaya_v_alfavitnom_poryadke.pptx | 85.28 КБ |
urok_po_slovaryam.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений. Декарт.
«Дежурная буква» Игра
Знакомство со словарями
Конкурс рисунков
Работа «словарей» с классом
Замените словосочетание одним словом Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. Старший брат получил документ, удостоверяющий его личность. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос : как говорят о Кротком, беззащитном человеке. Чувстве большой неловкости, стыда. О человеке, который пришёл не вовремя, не кстати. О том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.
Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям Усердно трудиться Совсем близко Говорить вздор Кот наплакал По пальцам пересчитать можно Во всю прыть
Игра «Кто больше?»
Назовите как можно больше устойчивых сочетаний, имеющих в своём составе названия какого-либо животного, рыбы или птицы
Объясните значение слова СТОЛ в каждом предложении Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь. Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. Анна Ивановна работает в адресном столе. В санатории нам определили 5й стол. Колхоз продаёт государству 100 голов скота. Вдали показалась голова пехотной колонны. Он в неравном бою сложил голову. От бессоницы у него разболелась голова.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Боталова Карина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Краснодарский край,
город - курорт Анапа 2014- 2015уг
___________________________________________________
Урок, посвящённый словарям. 6 класс
Цель урока: 1) повысить и закрепить знания учащихся по лексике ( о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);
2)совершенствовать навыки работы со словарём;
3) воспитывать интерес к книге, к слову.
Эпиграф к уроку: «Словарь- это вся Вселенная в алфавитном порядке».
А.Франс
«Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений».
Декарт
Ход урока
I Игра «Дежурная буква». В течение 2х минут учащиеся записывают слова на указанную букву (напр.: Африка, алгебра, Америка, антилопа). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
Слово учителю:
- Названия всего, что есть во Вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке».
-Какие словари русского языка вам известны?
-К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
-В каких случаях словари приходят вам на помощь?
II Знакомство со словарями.
В роли словарей выступают 4 ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ним словарь.
1.Фразеологический словарь
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами,. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки.»
2.Словарь иностранных слов.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт, и выпил чашку кофе с сахаром.»
3.Толковый словарь.
«В 6 часов началась моя любимая передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.»
4.Словарь синонимов.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
III Конкурс рисунков.
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
IV Работа «словарей» с классом.
Я – словарь иностранных слов. Я имею 20000 слов . При чтении газет, журналов, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова , а также сведения о его происхождении. Леди и джентельмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский язык. (Появляется блестящий денди. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли).
Задание 1.
А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом.
Торжественный смотр физкультурников на Красной площади (Парад).
Старший брат получил документ, удостоверяющий его личность (Паспорт).
В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (Тир).
Задание 2.
Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, французского, немецкого, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам).
Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, почивать на лаврах, между двух огней. В словаре даны толкование значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий.
А сейчас попрошу выполнить мои задания.
Задание 1.
Используя фразеологизмы , ответьте на вопрос: как говорят о
-кротком, беззащитном человека? (Мухи не обидит).
-чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться).
- о человеке, который пришёл не вовремя, не кстати? (Нелёгкая принесла).
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? ( В подмётки не годится).
Задание 2.
Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам.
Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор (не покладая рук, рукой подать, бред сивой кобылы)
Кот наплакал ( с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно ( раз- два и обчёлся), во всю прыть (сломя голову).
Задание 3. Игра «Кто больше?» Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименьшие части человеческого тела ( голова, ноги, глаза, нос, зубы, язык, ухо, рука).
Голова- человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую, дать голову на отсечение.
Ноги- уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чуять.
Глаза- мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо на глазу.
Нос- задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа, комар носа не подточит, остаться с носом, совать свой нос, комар носу не подточит).
Зубы- говорить сквозь зубы, зуб на зуб не попадает, скалить зубы, зубы заговаривать, ни в зуб ногой, положить зубы на полку.
Язык- язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходит с языка, острый на язык, язык до Киева доведёт, тянуть за язык, держать язык за зубами.
Ухо- держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушки.
Рука- отбиться от рук, всё валится из рук, на скорую руку, умывать руки, сходить с рук, своя рука владыка, прибрать к рукам, из первых рук, правая рука, брать себя в руки, с лёгкой руки, ходить с протянутой рукой, набить руку, попасть под горячую руку, положа руку на сердце, сложить руки, рукой подать, из рук в руки, как без рук, мастер на все руки, не покладая рук, просить руки, дать по рукам, голыми руками взять.
Задание 4. Назовите как можно больше устойчивых сочетаний , имеющих в своём составе название какого-либо животного, рыбы или птицы.
(Волком смотреть, собаку съел, козёл отпущения, белая ворона, как с гуся вода, как белка в колесе, стрелянный воробей, медведь на ухо наступил, комар носу не подточит, на ловца и зверь бежит, по щучьему велению, ни рыба ни мясо, как селедки в банке, сделать из мухи слона).
-Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной.
Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете, зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова СТОЛ в каждом предложении.
1)Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2)Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3)Анна Ивановна работает в адресном столе.
4)В санатории нам определили 5й стол.
А теперь определите, какое значение имеет слово голова.
1)Колхоз продает государству 100 голов скота.
2)Вдали показалась голова пехотной колонны.
3)Он в неравном бою сложил свою голову.
4)От бессонницы у него разболелась голова.
Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал . А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить.
Теперь прошу выполнить мои задания.
1)К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?
2)Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе "Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста"
Презентация к уроку в 10 классе базового курса УМК Угриновича Н.Д....
Урок "О словарях"
словарь...
Библиотечный урок для 5 класса "Слово о словарях или путешествие в Словоград".
Ключевая роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит школьной библиотеке, которая призвана содействовать формированию навыков непрерывного образования учащихся путем обуч...
УРОК – ЗАСЕДАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» (УРОК В 6 КЛАССЕ)
Тема урока: «В гостях у Словарей»Тип урока: урок развития речи.Цели урока:Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике ...
Открытый урок в 7 классе О.В. Афанасьева «Rainbow English» Тема раздела: «Язык мира» Тема урока: «Как пользоваться словарями»
В данной публикации представлен план открытого урока в 7 классе. О.В.Афанасьева "Rainbow English" . Тема раздела " Язык мира. Тема Урока "Как пользоваться словарями"...
Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Как пользоваться словарями" Раздел "Язык мира" О.В. Афанасьева "Rainbow English"
Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Как пользоваться словарями" Раздел "Язык мира" О.В. Афанасьева "Rainbow English"...
Урок в 6 классе на тему "Найдется нужный словарь"
Урок общеметодической направленности ко Дню словаря...