Развитие творческих способностей учащихся
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Интерес к учению есть там, где есть
вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_-1.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся
/поисковая деятельность/
Интерес к учению есть там, где есть
вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский.
Любому обществу нужны творческие, одаренные люди, и важно вовремя рассмотреть, развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта.
Как построить урок, чтобы учение приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения.
Каждый из нас знает, как для успеха необходимо обоюдное понимание «учитель – ученик», «ученик – учитель». Чтобы вникнуть во внутренний мир каждого ребенка, раскрыть его способности, развить желание и умение учиться, помочь ощутить радость познания, необходимо нам самим быть в постоянном поиске, учиться у других, совершенствоваться. И совсем неважно, сколько лет мы работаем в школе.
В чем выход? Начинаешь знакомиться с опытом других коллег-педагогов, сопоставлять, присматриваться, выбирать, прислушиваться к себе. Моими собеседниками, советчиками, моими учителями стали Т.А.Ладыженская, М.М.Разумовская, В.Я.Коровина.
Конечно, нельзя родиться вторым Ш.А.Амонашвили, опыт которого окрыляет, вдохновляет. Но ведь каждому из нас дано право быть самим собой. И, учитывая свои возможности, достаточно ориентируясь в традиционной программе, все-таки можно сделать процесс обучения увлекательным и увлекающим, порождающим нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.
Сегодня проблема развития творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально и напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает.
Исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. В современной психологии существует две точки зрения на творчество:
1.Всякое мышление является творческим.
2.Слово «творчество» определяется в БРЭС как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий как общественная значимость продукта деятельности не совсем подходит для определения творчества.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. Например, там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое, выступает творческое мышление.
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах, как гибкость, оригинальность, глубина мышления /отсутствие скованности/, подвижность. Эти все качества характеризуют творческого человека. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, чтобы высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагал хорошо развитые творческие способности.
Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, - метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательный вопрос, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы их решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний. Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать его воображение.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно одно: развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.
По данным некоторых исследователей, лишь 10% заданий вызывают сенсорные /чувственные/ продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задания, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задания творческого уровня.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили.
Между тем еще немецкий педагог Дистервег Песталоцци отмечал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не то, что ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке мы должны видеть индивидуальность.
Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.
Огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.
Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших и средних школьников также велика. Разные виды заданий по-разному влияют на развитие их мышления. Творческое мышление предполагает осуществление нестандартных способов действий, умение ставить новые цели. Например, сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему товарищу. Для формирования гибкости мышления на одном уроке следует выполнять задания разного характера, обязательно обсуждать особенности выполнения.
С целью развития творческого мышления мы должны побуждать учащихся к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ними задачи – не сверить свои результаты с ответами других учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить, какое правило нужно использовать при проверке упражнения.
Важную роль играют вопросы учителя. Например:
- Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы?
На уроках литературы необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и литературы самые разнообразные методы. Например:
- Подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу;
- Продолжить рассказ;
- Составить памятку;
- Придумать слова, словосочетания, сказку;
- Составить предложения со словами, из данных слов, по картине, по схеме, со словосочетанием;
- Распространить предложение;
- Составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картине, на основе собственных наблюдений и впечатлений;
- Нарисовать словесную картинку к рассказу;
- Озаглавить рассказ, части рассказа, стихотворения и т.д.
Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных способов творческого мышления школьников.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.
Если взять за основу лишь общеклассную организацию обучения, то мы сможем учесть подготовленности отдельных групп – как сильных, так и слабых, но не сможем осуществить индивидуальный подход в обучении, выявить характер восприятия ученика, его мышления, желания учиться. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в них веру в свои силы, нужно учесть два основных требования:
- Любой труд интересен, если он разнообразен;
- Учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика
Этим требованиям и отвечает дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения, который сочетает классную, групповую и индивидуальную работу.
Основой работы на уроке у нас по-прежнему остается учебник. Каждый учитель мечтает о том, чтобы он был так же интересен и занимателен, как, например, книга Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», которая была задумана как учебник географии и принесла мировую известность своему автору. Есть, конечно, и сейчас умные и талантливые книги, направленные на развитие творческой мысли ребенка. Таков учебник М.В.Панова по русскому языку. Но пока в сельской школе такие учебники малодоступны. Поэтому приходится работать по обычным учебникам. Но если хорошо организовать работу по учебнику, сделать ее доступной каждому ребенку, т.е. дифференцированной, то и эти учебники дадут прочные знания нашим учащимся.
Важным способом активизации творческих сил учащихся и возможности дифференцированно подходить к обучению и воспитанию является разнообразие жанров уроков, проведение нетрадиционных уроков. Сама форма урока требует от учащихся и нас, словесников, неординарного, творческого подхода. Можно провести самые разные формы нетрадиционных уроков в классе: урок фантазирования, урок-диспут, урок-турнир, урок-аукцион и т.п.
Ребята ждут такие уроки, собирают сами дополнительный материал, делают поделки, рисуют иллюстрации, предлагают свои задумки, т.е. наблюдается самостоятельная творческая деятельность.
Всякий раз, как только тема и погодные условия позволяют нам провести урок на природе, при этом, наблюдая, противопоставляя, обобщая, мы часто идем на природу. Благо – лес рядом, а во дворе школы – прекрасная березовая роща. Как здесь не вспомнить В.А.Сухомлинского: «Если в детстве человек переживает изумление красотой природы – значит, пробудится пульс его живой мысли. В его духовную жизнь входит слово родной речи, и он в слове выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образом слова – это и есть чувство любви к природе». Действительно, здесь есть место творчеству. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.
Основная цель, которую я реализую через учебный процесс – это формирование высокого уровня развития творческих способностей каждого ученика средствами учебной деятельности. Работаю в классах разной направленности: социально-экономическом /10-11 классы/ и информационно-технологическом /10-11 классы/. Веду в профильных классах элективные курсы: «Учись писать грамотно», «Деловое общение», «Комплексный анализ текста», «Всемогущий и занимательный синтаксис». В информационно-технологическом классе веду курс «Лексика и фразеология». Это мой любимый раздел русского языка. После прохождения этого раздела можно организовать интересные внеклассные мероприятия /игры, КВНы, конкурсы, турниры знатоков/. В процессе работы я подвожу учащихся к выводу, что богатство языка определяется не только количеством слов, но и их многозначностью, способностью языка передавать различные оттенки смысла. Особо подчеркиваю, что фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Курс способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учеников, вызывает большой интерес к лексике и фразеологии, стимулирует их дальнейшую самостоятельную работу, формирование новых знаний по теме.
Мои элективные курсы имеют теоретико-практическую направленность. В конце года курсанты защищают свои творческие проекты. Это рефераты, доклады, собственные сочинения, отзывы, кроссворды, ребусы, лингвистические сказки и т.д.
Все занятия основаны на уровневой дифференциации и способствуют развитию интеллектуальной сферы учащихся, отработке коммуникативно-речевых навыков, повышению образовательного и культурного уровня, развитию творческих способностей каждого учащегося. Они повышают уровень обучаемости, стремление к самовыражению и необходимости творчества.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся применяю также творческие и занимательные задания. На всех этапах урока использую дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания, ответы которых нужно искать в справочниках и энциклопедиях.
Важную роль в развитии познавательных и творческих способностей играет риторика, потому что она не только развивает речевые способности, отрабатывает технику речи, но создает оригинальный индивидуальный образ ребенка. С его взглядами, со своим мнением, способностью выразить свое отношение и свою точку зрения, со своим неповторимым, только ему присущим стилем. Задания по риторике тоже носят дифференцированный характер. Например, для одной группы можно дать пересказ притчи, для другой – включить притчу в свой рассказ, для третьей, творческой – создать произведение притчевого характера. Или если для одной группы достаточно произнесение, допустим, поздравительной речи, то учащиеся сильной группы справятся и с произнесением обличительной речи или речи защиты /например, Наташи Ростовой, Евгения Онегина и т.д./
Домашнее задание не должно быть формальным, оно должно еще раз закрепить изученное, отработанное на уроке и, конечно, тоже должно быть дифференцированным. Это тоже один из способов развития индивидуальных и групповых навыков учащихся. Нужно, чтобы работа была более разнообразной, интересной. В этом и призваны помочь перечисленные способы организации дифференцированной работы и приведенные приемы активизации обратной связи учащихся и учителя на уроках русского языка и литературы.
Творческая активность на уроках русского языка и литературы предполагает активность не только учеников, но и учителя, который должен быть не только судьей в оценке чужого творчества, но и сам участвовать в создании творческих работ. Это способствует развитию творческой инициативы у учащихся и позволяет самому учителю не отстать от уровня творческого развития созданного им коллектива.
Выработке прочных знаний помогает использование различных видов организации обратной связи. Я использую различные виды контроля /индивидуальный, фронтальный, выборочный, взаимоконтроль, самоконтроль, групповой контроль/, чтобы добиться высокого конечного результата.
Особое место в организации работы при дифференцированном подходе занимают у меня технические средства обучения. Они дают возможность упростить работу на уроке, организовать ее более рационально. Это и графические диктанты, и тексты, поданные через проектор, это возможность показа сюжетов из школьной, хорошо знакомой жизни. Так, например, при написании конкурсного сочинения «История моей семьи» учащиеся старших классов при помощи компьютера сами создали фотографии, оригинально обработали их, сделали страничку из семейного альбома. Такие задания вполне доступны. Они делают работу более интересной, а самое главное – полезной, ведь не секрет, что наши дети плохо знают свою родословную.
Использование компьютера теперь доступно не только на отдельных уроках, но и дает возможность его применения при изучении наиболее трудных тем. Сейчас имеются программы по всем разделам русского языка, которые дают возможность поэтапного введения материала, возвращения к наиболее трудным пунктам изучаемого, введения отдельных фрагментов для более сильной группы, чтобы дать возможность догадаться, выдвинуть гипотезы. То же самое и при работе по закреплению. Работа с компьютером дает возможность выбрать только тот материал, с которым ученик должен работать. Кроме того, процесс обучения превращается для детей в игру: он сразу видит свой результат, а не спустя несколько дней, как при обычной проверке.
Компьютер может быть использован и при работе с таблицами и опорными схемами, тестами, при создании презентаций. Учащиеся сами в состоянии создать прекрасные презентации по отдельным темам, сделать материал доступным, зрелищным, интересным.
На уроках подвожу учащихся к выводу, что знание русского языка необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого провожу беседы с конкретными примерами. На стенде «Юный филолог» в кабинете есть специальная страница «Наши выпускники». На ней фотографии, грамоты и награды победителей различного уровня олимпиад, рассказы об их дальнейшей жизни и работе. Думаю, этот материал является наглядным примером для развития интереса к моему предмету.
Игры как одну из форм выработки интереса к языку использую часто, особенно в средних классах. Например, игры «Подскажи словечко», «Четвертое лишнее», «»Сильнее, ярче, образнее», «Кто быстрее?», «Кто больше?», конкурсы на лучшего диктора, эрудита, по отгадыванию ребусов и т.д. всегда присутствуют на занятиях кружка «Занимательная грамматика».
В своей работе уделяю особое внимание организации внеклассного чтения и привитию любви к художественной книге на уроках литературы. Мои ученики активны в общественной жизни школы, часто выступают на литературных вечерах, диспутах, конференциях. Считаю обязательным приобщить детей к поэзии, увлечь их, помочь им почувствовать красоту, музыкальность стиха, понять, что поэзия обостряет и воспитывает чувства, облагораживает душу. С этой целью провожу «поэтические пятиминутки». Они не мешают усвоению основного материала, напротив, часто дополняют его, делают урок более содержательным, усиливают интерес к нему. Выбираю для чтения на уроке наиболее значительные стихотворения. Короткий комментарий к прозвучавшему стихотворению, умение донести до ребят красоту поэтического слова оказывают воздействие на учащихся, у них даже появляется желание записать стихи в тетрадь.
Знакомство с современной поэзией открывает перед старшеклассниками мир чувств и мыслей, способных обогатить человека, помогает им познать самих себя, увидеть сложности жизни и задуматься о них. Ученики знают и с удовольствием читают И.Машбаша, Р.Гамзатова, М.Цветаеву, К.Кулиева и др. «Поэтические пятиминутки» проводятся, как правило, в начале урока, и это создает хороший настрой, что так необходимо на уроке литературы. Они навсегда становятся уроками красоты, доброты и сердечности.
Всякий опыт хорош. Еженедельные встречи с поэзией много дают не только ученикам, но и мне, словеснику. Они побуждают к творческому поиску, вводят в мир большого искусства, а значит делают образованнее, интеллигентнее. Я всегда знаю, насколько умеют мои ученики работать с книгой, выражать свое отношение к героям произведений, к событиям, описанным в них, к автору. Практикую такую форму работу, как составление письменного отзыва о прочитанной книге. Коллективно разрабатываем памятку. В рецензиях старшеклассники пишут о своем восприятии книги, дают оценку поступкам действующих лиц, а я стараюсь подвести учеников к тому, чтобы они спросили себя: «А как живу я? Все ли верно у меня в жизни?»
Особое внимание уделяю внеклассной работе. Она помогает мне заинтересовать своим предметом, а детям – расширять кругозор. Средства воздействия на ум и сердце ученика богаты. Это беседы, диспуты, заочные экскурсии, часы общения, конкурсы, викторины, игры – КВНы, научно-практические и читательские конференции.
Стало обязательным проведение в школе ежегодно Недели или Месячника русского языка и литературы. Они имеют цель удовлетворить познавательные запросы учащихся, поэтому стараюсь организовать мероприятия, которые помогли бы раскрыться творчеству, фантазии детей, обогатить и углубить знания по предмету.
Так, осенью 2008 года была проведена Неделя русского языка. Открытие было очень торжественно и необычно. Каждый класс оригинально высказывался о русском языке, говорил о его красоте и величии, о роли русского языка в жизни.
На викторине «Знаешь ли ты русский язык?» были подобраны интересные занимательные задания по грамматике, конкурсы. На каждой из пяти станций участников командной игры ждали конкурсы, ребусы, кроссворды, песни, задания на смекалку и сообразительность.
В качестве членов жюри были привлечены преподаватели истории, музыки, иностранных языков и изобразительного искусства. Такие увлекательные мероприятия надолго запоминаются детьми.
Научно – практическая конференция «Язык, его общественная значимость, сущность, развитие и происхождение», проведенная мною в рамках Недели русского языка, носила действительно научный характер. Старшеклассники подготовили очень интересный материал по речевому этикету, занимательной грамматике, рассуждали о происхождении, развитии языков вообще, о культуре общения.
Ряд лет веду работу в литературном салоне «Вдохновение». Здесь ребята работают над техникой выразительного чтения, развивают артистические способности, знакомятся с новинками художественной литературы и т.д. Активные участники Недели литературы как поощрение получают вместе с грамотами удостоверение члена этого литературного салона. В своей работе использую современные информационные технологии, имеющиеся в кабинете в большом количестве /звуковые книги, компакт-диски, мультимедийные фильмы, диски с научно-популярными историческими и художественными фильмами/.
Каждый год здесь проходят мероприятия. Неделя литературы в 2009 году посвящалась 200-летию Н.В.Гоголя. Она была очень содержательной: беседы, конкурсы чтецов, творческих работ, инсценировок, иллюстраций – все было рассчитано на развитие творческих способностей и фантазии детей. Также интересно прошел литературный вечер для старшеклассников «А сердце вновь горит и любит…», посвященный творческой жизни А.С.Пушкина.
Работа в салоне духовно обогащает школьников, способствует формированию и развитию их личности. Подготовка исполнения стихотворения включает анализ и воплощение произведения в звучащем слове. Параллельно выделяю время для воспитания у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для выразительного чтения: воображения, наблюдательности, умения действовать словом, общаться. Занятия начинаю с упражнений по технике речи. Сначала – по тренировке дыхания, затем – дикции. Чтобы пробудить фантазию детей, помочь им проникнуть в глубину образного содержания произведения, использую устное рисование.
Отдаю предпочтение урокам в нетрадиционной форме: зачетам, лекциям, играм, практикумам, интегрированным урокам, которые пробуждают у учеников интерес к учебе. Для проведения таких уроков нужна большая предварительная работа. Соответственно ведется подготовка учащихся, иногда они делятся на группы, которые выполняют задания, собирают нужный материал, подбирают наглядность.
Новые образовательные и информационные технологии завоевали сегодня по праву признание, открыв новые возможности в преподавании: новое содержание, новые подходы, новые отношения с учащимися. С помощью компьютера я реализую достаточно много учебных заданий. Например, при выполнении упражнений на закрепление и повторение, которые требуют элементарных действий /упражнения на вставку букв, задания с выбором правильного варианта и т.д./
По литературе в школе богатый материал. Это мультимедийная энциклопедия, электронная библиотека, звуковые книги. Использование новых информационных технологий открывает доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает возможности для творчества. Безусловно, компьютерные технологии по-настоящему оживляют уроки русского языка и литературы. Их использование – это поиск новых методик преподавания, это сотворчество учителя и ученика.
Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя сообщения, доклады, рефераты учащихся, уроки - путешествия, экскурсии, семинары, практикумы, интегрированные уроки. Основная задача таких уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Невозможно привить интерес к русскому языку детям, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, постоянно действующие семинары, районные и республиканские научно-практические конференции.
Важнейшей формой работы по развитию творческих способностей в практике нашей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Мои ученики – постоянные участники школьных и районных олимпиад, литературных праздников, районных и республиканских конкурсов сочинений «Проба пера», «Моя Адыгея» /к 15-летию Республики Адыгея/, «Дети Кавказа против террора», ко Дню матери, «Письмо водителю», «История моей семьи», «Моя родословная», «Мой язык – мое Отечество» и т.д.
С 2004 года ученики 5-11 классов участвуют в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок», который ежегодно проходит в ноябре. Интерес к этой игре из года в год растет. Растут и показатели. Так, за эти пять лет мои воспитанники заняли 14 призовых мест в районе, 4-5-х мест – 12. В этом году 2 ученика 11 класса Гуагова Ася и Делокаров Рустам заняли соответственно 1-е и 2-е - в районе, 2 и 3 места - в регионе, а ученица 6 класса Кагазежева Марзят – 1-е место в районе и 4-е - в регионе. Все торжественно получили сертификаты и призы на школьной линейке.
В центре внимания моей педагогической деятельности – подготовка учащихся к школьной и районной олимпиаде. После тщательного отбора на школьной олимпиаде проводятся ежедневные подготовительные занятия к районной. Результаты районных олимпиад последних лет меня радуют:
2005-2006 учебный год – олимпиада по русскому языку:
2 место – Кайтмесова Саида /9 класс/
2006 – 2007 учебный год - олимпиада по литературе:
2 место – Кайтмесова Саида /10 класс/
2007 -2008 учебный год – олимпиада по русскому языку:
1 место – Кайтмесова Саида /11 класс/
2 место - Кагазежева Саида /9 класс/
2008 – 2009 учебный год – олимпиада по литературе:
1 место – Гуагова Ася /10 класс/
2009-2010 учебный год – олимпиада по литературе
1 место – Гуагова Ася /11 класс/
В 2009 году Гуагова Ася стала призером республиканской олимпиады по литературе, заняв 2 место. Мы награждены грамотами районо, Министерства науки и образования РА и подарками.
По итогам участия в олимпиадах все учащиеся получили дипломы I и II степени.
2007 год был объявлен Годом русского языка. Ученица 11 класса Калашаова Саида участвовала во Всероссийской викторине «Говорите по-русски», проведенной в рамках Года русского языка. Она проводилась редакцией журнала «Сельская новь».
Осенью 2008 года ученица 10 класса Гуагова Ася приняла участие в конкурсе творческих работ Восьмого открытого Интернет-фестиваля «Сорочинская ярмарка», посвященного 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаюсь после уроков, выполняем задания повышенной трудности, создаем исследовательские работы, проекты.
В целях развития творческих способностей учащихся, воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, выявления и поддержки одаренных детей в 2008 году в Шовгеновском районе проведен конкурс творческих работ «История моей семьи», а в сентябре 2009 года - конкурс сочинений «Мой язык – мое Отечество». Учащиеся старших классов представили свои творческие работы на районном и республиканском уровнях. Так, ученицы Кайтмесова Саида и Кайтмесова Фатима /11 класс/ и Кагазежева Саида /10 класс/ участвовали в районном конкурсе сочинений «История моей семьи». Их работы были представлены на республиканском конкурсе. Ученица 11 класса Гуагова Ася в районном конкурсе сочинений «Мой язык – мое Отечество» заняла 1 место, ее работа отобрана для публикации в районной газете «Заря».
Две ученицы 6 класса /Устова Дарина и Шнахова Фатима/ отослали материалы для публикации в республиканский детский журнал «Родничок». Их детские стихи и рассказы с рисунками появились в журнале в 2009 году.
С целью стимулирования, повышения интереса к знаниям, мотивации к углублению знаний ежегодно проводится районный Праздник Ума и Таланта, на котором чествуют победителей районных олимпиад и учителей, подготовивших их, награждают грамотами управления образования и ценными подарками.
Безусловно, все проводимые мероприятия в районе способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся, выявлению одаренных детей.
Немаловажным считаю создание условий для развития всесторонней личности. Как известно, питание и режим дня являются основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому беседую на родительских собраниях с родителями о режиме дня ребенка, о полноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется, и что «талант - это 1% способностей и 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Для этого нужно, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно дома.
Часто беседую с талантливыми детьми, обучаю их приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому надо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того, чтобы работать с талантливыми детьми, необходимо много работать над собой, постоянно самосовершенствоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...