Урок по теме "Познакомимся с синонимами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Познакомимся с синонимами". 5-й класс
Тип урока: Изучение новых знаний с элементами исследования.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному осмыслению понятия синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; создать условия для использования синонимов как средства связи предложений в тексте; закрепить умения работать с книгой, словарем, компьютером; воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.
Знать: определения синонимов, различие синонимов оттенками эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, словари синонимов, роль синонимов в речи.
Уметь: подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Я называю предмет, а вы его показываете. Все готовы. Выберите и поднимите цифру, которая соответствует вашему настроению и желанию работать на уроке. Я рада, что у нас с вами совпало желание, т.к я тоже выбрала «5» и хочется, чтобы наша работа была выполнена на «Отлично», пусть урок принесет всем радость от общения друг с другом.
2. Вводная беседа – настрой на тему.
- Вы любите цветы? Можно узнать, какие? Мне нравятся многие, но больше, конечно же, те, что находятся в центре. Что это за цветы? Охарактеризуйте их по цвету: (красные, алые, пурпурные). ПИШУ НА ДОСКУ
- А каким запахом они могут обладать? (ароматные, душистые, пахучие) Еще о розе говорят, что она благоуханная (т.е распространяющая аромат), не случайно ее называют королевой цветов.
- Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, что общего у них.
- Может, кто-то скажет, как называются такие слова?
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего урока.
3. Сообщение темы и цели.
- Открываем тетради, записываем число, объясняем орфограммы, классная работа, тема: «Синонимы»
4. Работа по теме.
А) - С понятием «синонимы» вы встречались в начальной школе. Что вам известно о них? (пишу на доске таблицу – 2 части: что известно? Что хотели бы узнать? Что нужно узнать? – Какие слова называются синонимами, что такое синонимические ряды, какова роль синонимов в речи. Это и будет планом нашей работы на урок (ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ)
Б) Какие слова называются синонимами?
- Слово «синонимы» можно разделить на две части: син и онима, в переводе с латинского «син» обозначает – такой же, одноименный, «онима» – имя, значит, синонимы – это слова близкие по значению.
- Что такое лексическое значение? Где его можно найти?
Я считаю, что слова: загрустить, затужить, печаль являются синонимами.
Как думаете вы?
- Значит, синонимы – это слова одной и той же части речи.
- Дайте определение понятию Синонимы.
Мы с вами нашли ответ на 1 пункт плана.
- Давайте проверим, насколько это понятно. Игра «Кулачки». Пусть наши кулачки будут словами, а вытянутые большие пальцы – это значение слова. Таким образом, большие пальцы показывают близость лексического значения, а расстояние между ними говорит о том, что слова не являются синонимами.
Пища – еда, бежать – быстрый, большой – огромный, глаза – очи, красивый – прекрасно, грусть – тоска.
- Молодцы! Справились с этим заданием.
В) – А сейчас давайте на некоторое время станем актерами. Я буду продавец, а вы – покупатели, которым необходимо купить хлеба. Покажите, как вы это будете делать.
(они говорят свои слова)
Учитель – Так получилось, что хлеб сегодня несвежий.
Ученик – Что значит несвежий?
Учитель: покупатели объясните, пожалуйста, что значит «несвежий хлеб»
(черствый, сухой, вчерашний, твердый)
- Ну ничего страшного, черствый хлеб очень полезен для организма. Так вы будете покупать? Спасибо за покупку, приходите еще.
-На этом простом примере я хотела показать вам, насколько важно знать синонимы, и пополнять свой лексикон, чтобы иногда не оказаться в неловкой ситуации.
- Подберите синонимы к слову свежий хлеб - Мягкий, сегодняшний.
Г) Внимание на экран. Что здесь изображено?
Учитель: Дом, а как еще можно назвать его?
Ответ ученика: Здание, строение, жилище, особняк…
Учитель: Что на этой картинке делает мальчик?
Ответ ученика: Бежит, мчится, несется, летит…
Учитель: Перед нами высокий человек. Как еще мы можем назвать его?
Ответ ученика: Длинный, долговязый.
Учитель: А теперь давайте определим части речи слов на каждой картинке.
1 картинка – это все имя существительное.
2 картинка – глагол.
3 картинка – имя прилагательное.
Когда вы подбираете синонимы к заданному слову, вы приводите несколько примеров. Все они составляют интересное явление, которое называется синонимический ряд.
Синонимический ряд (гнездо) – это несколько синонимов (слов одной и той же части речи с похожим значением) – ЗАПИСЫВАЕМ В СЛОВАРЬ
Итак, сколько же у нас получилось синонимических рядов?
Ответ ученика: Три.
- Где можно посмотреть синонимические ряды? (в словаре синонимов) – ПОКАЗЫВАЮ СЛОВАРЬ.
В ваших учебниках тоже есть такой словарик в миниатюре, стр. 282.
Найдите синонимический ряд слова красивый. Сколько комплиментов можно сказать другому. Давайте попробуем. Не повторяться!
Д) Игра «Собери яйца в гнездо». Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо. – РАБОТА В ПАРАХ
1 команда | 2 команда | 3 команда |
беседа | прекрасный | ободриться |
диалог | живописный | бодрить |
переговоры | прекрасный | ожить |
разговор | миленький | взбодриться |
собеседование | хорошенький | встряхнуться |
А теперь подумаем вместе, для чего же создан словарь синонимов?
Ответ ученика: Дает возможность обогатить нашу лексику. А лексика – это словарный состав.
Ответ ученика: Для того, чтобы найти точное слово в творческой работе, показать богатство нашей речи.
Учитель: Вот представьте только, что для обозначения какого - то признака, предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое - то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
— Рассмотрим данный текст (Приложение 1, слайды 19 - 20).
Учитель: Что вам не нравится в этом тексте?
Ответ ученика: Повтор одного итого же слова.
Учитель: Это речевой недочет. Как он обозначается на полях тетради?
Ответ ученика: Буквой Р.
Учитель: Можно ли его исправить?
Ответ ученика: Да.
Учитель: Как?
Учитель: Какими словами мы можем заменить слово «блестят»?
Ответ ученика: Сверкать, сиять, светится, лучится.
Е) Самостоятельная работа.
Выберите синонимичный ряд из словаря и напишите небольшую миниатюру по любой теме.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
- Давайте вернемся к плану нашего урока и ответим на поставленные вопросы.
Какие слова называются синонимами?,
что такое синонимические ряды?
какова роль синонимов в речи?
М.О. Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, поднимите цифру, которой бы вы оценили свою работу в течение урока. А сейчас заполните розу ветров.
Д/З
- Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.
Напишите сочинение «Зимний снег», используя синонимы к слову белый. Работа на оценку. В домашнем задании нужно показать те знания, которые получили на уроке.
Спасибо за урок. Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок в 5 классе "Синонимы"
Обобщение и систематизация материала, изученного по теме «Синонимы» в 5-ом классе, проводится с использованием компьютерной презентации. Предлагаются различные виды заданий разноуровневого характера, ...
Презентация к уроку русского языка "Омонимы. Синонимы. Антонимы"
Данная презентация знакомит с основными понятиями, содержит тренировочные упражнения по определению указанных понятий....
Открытый урок по русскому языку "Синонимы, их роль в речи"
Открытый урок...
Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.
Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....
Презентация к уроку "Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы."
Урок построен по принципу телепередачи "Своя игра". Это позволяет сделать занятие увлекательным и повысить уровень заинтересованности студентов....
Урок на тему"Антонимы. Синонимы. Омонимы"
Урок на тему"Антонимы. Синонимы. Омонимы". Урок для 5 класса татарской группы....
Презентация к уроку в 11 классе "Синонимия в английском языке" "Lazy и сокращения"
Данный материал приготовлен к уроку в 11 классе, на котором мы с детьми разбирали синонимы слова "ленивый" в рамках подготовки к экзамену....