Урок по теме "Познакомимся с синонимами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sinonimy_5_kl.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Познакомимся с синонимами". 5-й класс

Тип урока: Изучение новых знаний с элементами исследования.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному осмыслению понятия синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; создать условия для использования синонимов как средства связи предложений в тексте; закрепить умения работать с книгой, словарем, компьютером; воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.

Знать: определения синонимов, различие синонимов оттенками эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, словари синонимов, роль синонимов в речи.

Уметь: подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.

Ход урока

1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Я называю предмет, а вы его показываете. Все готовы. Выберите и поднимите цифру, которая соответствует вашему настроению и желанию работать  на уроке. Я рада, что у нас с вами совпало желание, т.к я тоже выбрала «5» и хочется, чтобы наша работа была  выполнена на «Отлично», пусть урок принесет  всем радость от общения друг с другом.

2. Вводная беседа – настрой на тему.

- Вы любите цветы? Можно узнать, какие? Мне нравятся многие, но больше, конечно же, те, что находятся в центре. Что это за цветы? Охарактеризуйте их по цвету: (красные, алые, пурпурные). ПИШУ НА ДОСКУ

- А каким запахом они могут обладать? (ароматные, душистые, пахучие) Еще о розе говорят, что она благоуханная (т.е распространяющая аромат), не случайно ее называют королевой цветов.

- Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, что общего у них.

- Может, кто-то скажет, как называются такие слова?

- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего урока.

3. Сообщение темы и цели.

- Открываем тетради, записываем число, объясняем орфограммы, классная работа, тема: «Синонимы»

4. Работа по теме.

А) - С понятием «синонимы» вы встречались в начальной школе. Что вам известно о них? (пишу на доске таблицу – 2 части: что известно? Что хотели бы узнать?  Что нужно узнать? – Какие слова называются синонимами, что такое синонимические ряды, какова роль синонимов в речи. Это и будет планом нашей работы на урок (ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ)

Б) Какие слова называются синонимами?

- Слово «синонимы» можно разделить на две части: син и онима, в переводе с латинского «син» обозначает – такой же, одноименный, «онима» – имя, значит, синонимы – это слова  близкие по значению.

- Что такое лексическое значение? Где его можно найти?

Я считаю, что слова: загрустить, затужить, печаль являются синонимами.

Как думаете вы?

- Значит, синонимы – это слова одной и той же части речи.

- Дайте определение понятию Синонимы.

Мы с вами  нашли ответ на 1 пункт плана.

- Давайте проверим, насколько это понятно. Игра «Кулачки». Пусть наши кулачки будут словами, а вытянутые большие пальцы – это значение слова. Таким образом, большие пальцы показывают близость лексического значения, а расстояние между ними говорит о том, что слова  не являются синонимами.

Пища – еда, бежать – быстрый, большой – огромный, глаза – очи, красивый – прекрасно, грусть – тоска.

- Молодцы! Справились с этим заданием.

В) – А сейчас давайте на некоторое время станем актерами.  Я буду продавец, а вы – покупатели, которым необходимо купить  хлеба.  Покажите, как вы это  будете делать.

(они говорят свои слова)

Учитель – Так получилось, что хлеб сегодня несвежий.

Ученик – Что значит несвежий?

Учитель: покупатели объясните, пожалуйста, что значит «несвежий хлеб»

 (черствый, сухой, вчерашний, твердый)

- Ну ничего страшного, черствый хлеб очень полезен для организма.  Так вы будете покупать? Спасибо за покупку, приходите еще.

-На этом простом примере я хотела показать вам, насколько важно знать синонимы,  и пополнять свой лексикон, чтобы иногда не оказаться в неловкой ситуации.

- Подберите синонимы к слову свежий хлеб - Мягкий, сегодняшний.

Г) Внимание на экран. Что здесь изображено?

Учитель: Дом, а как еще можно назвать его?

Ответ ученика: Здание, строение, жилище, особняк…

Учитель: Что на этой картинке делает мальчик?

Ответ ученика: Бежит, мчится, несется, летит…

Учитель: Перед нами высокий человек. Как еще мы можем назвать его?

Ответ ученика: Длинный, долговязый.

Учитель: А теперь давайте определим части речи слов на каждой картинке.

1 картинка – это все имя существительное.

2 картинка – глагол.

3 картинка – имя прилагательное.

Когда вы подбираете синонимы к заданному слову, вы приводите несколько примеров. Все они составляют интересное явление, которое называется синонимический ряд.

Синонимический ряд (гнездо) –  это несколько синонимов (слов одной и той же части речи с похожим значением) – ЗАПИСЫВАЕМ В СЛОВАРЬ

 Итак, сколько же у нас получилось синонимических рядов?

Ответ ученика: Три.

- Где можно посмотреть  синонимические ряды? (в словаре синонимов) – ПОКАЗЫВАЮ СЛОВАРЬ.

В ваших учебниках тоже есть такой словарик в миниатюре, стр. 282.

Найдите синонимический ряд слова красивый. Сколько комплиментов можно сказать другому. Давайте попробуем. Не повторяться!

Д) Игра «Собери яйца в гнездо». Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо. – РАБОТА В ПАРАХ

1 команда

2 команда

3 команда

беседа

прекрасный

ободриться

диалог

живописный

бодрить

переговоры

прекрасный

ожить

разговор

миленький

взбодриться

собеседование

хорошенький

встряхнуться

А теперь подумаем вместе, для чего же создан  словарь синонимов?

Ответ ученика: Дает возможность обогатить нашу лексику. А лексика – это словарный состав.

Ответ ученика: Для того, чтобы найти точное слово в творческой работе, показать богатство нашей речи.

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения какого - то признака, предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое - то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

— Рассмотрим данный текст (Приложение 1, слайды 19 - 20).

http://festival.1september.ru/articles/518938/img10.jpg

Учитель: Что вам не нравится в этом тексте?

Ответ ученика: Повтор одного итого же слова.

Учитель: Это речевой недочет. Как он обозначается на полях тетради?

Ответ ученика: Буквой Р.

Учитель: Можно ли его исправить?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Как?

Учитель: Какими словами мы можем заменить слово «блестят»?

Ответ ученика: Сверкать, сиять, светится, лучится.

Е) Самостоятельная работа.

Выберите синонимичный ряд из словаря и напишите небольшую миниатюру по любой теме.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

- Давайте вернемся к плану нашего урока и ответим на поставленные вопросы.

Какие слова называются синонимами?,

что такое синонимические ряды?

 какова роль синонимов в речи?

М.О. Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, поднимите  цифру, которой бы вы оценили свою работу в течение урока.  А сейчас заполните розу ветров.

Д/З

- Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

http://festival.1september.ru/articles/214747/img2.gif

Напишите сочинение «Зимний снег», используя синонимы к слову белый. Работа на оценку. В домашнем задании нужно показать те знания, которые получили на уроке.

Спасибо за урок. Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 5 классе "Синонимы"

Обобщение и систематизация материала, изученного по теме «Синонимы» в 5-ом классе, проводится с использованием компьютерной презентации. Предлагаются различные виды заданий разноуровневого характера, ...

Презентация к уроку русского языка "Омонимы. Синонимы. Антонимы"

Данная презентация знакомит с основными понятиями, содержит тренировочные упражнения по определению указанных понятий....

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Презентация к уроку "Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы."

Урок построен по принципу телепередачи "Своя игра". Это позволяет сделать занятие увлекательным и повысить уровень заинтересованности студентов....

Урок на тему"Антонимы. Синонимы. Омонимы"

Урок на тему"Антонимы. Синонимы. Омонимы". Урок для 5 класса татарской группы....

Презентация к уроку в 11 классе "Синонимия в английском языке" "Lazy и сокращения"

Данный материал приготовлен к уроку в 11 классе, на котором мы с детьми разбирали синонимы слова "ленивый" в рамках подготовки к экзамену....