Система индивидуальной работы учащихся по орфографии
статья по русскому языку на тему
Статья об организации индивидуальной работы учащихся по орфографии в 5-11 классах.
(внимание! - в предварительном просмотре статья отображается не в полном объёме; для полноценного ознакомления файл лучше скачать)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/sistema_kartochek_po_orfografii.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Система индивидуальной работы учащихся по орфографии
Одним из результатов изучения предмета «Русский язык» в рамках школьной программы является овладение основными нормами русского литературного языка, в том числе и орфографическими нормами. И задача педагога – обеспечить формирование этой языковой компетенции. А задача эта непростая.
Во-первых, в современном обществе сложилось мнение, что с развитием информационных технологий владение орфографическими нормами не является обязательным, т. к. есть программы, которые следят за правильностью употребления и написания слов.
Во-вторых, формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс, основанный на взаимодействии различных подходов к этой проблеме на всём протяжении изучения курса русского языка. Поэтому возникает необходимость систематизировать и оптимизировать работу по орфографии, проводя её в соответствии с требованиями ФГОС.
В новых образовательных стандартах акцент ставится на системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Как же всё это совместить в работе по орфографии?
Из сказанного выше понятно, что для этого должна быть создана система, которая учитывает индивидуальные знания, способности, психологию, потребности каждого ученика. Поэтому работу по орфографии я веду в двух направлениях:
- Обязательная работа над ошибками во всех без исключения работах
- Работа по индивидуальному орфографическому маршруту
Работа над ошибками позволяет отрабатывать индивидуально орфографические действия, необходимые для овладения грамотностью письма, а именно (по Львову М.Р):
- увидеть орфограмму в слове;
- определить ее вид;
- определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
- определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения;
- решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму
Результаты заносятся в таблицу:
Слово, в котором допущена ошибка | Орфограмма | Примеры |
Увидел | Правописание глагольного суффикса перед л в глаголах прошедшего времени: Увидел - увидеть | Таял - таять Гладил - гладить Клеил - клеить |
Окрестный | Непроизносимый согласный в корне слова: Окрестный - кресты | Уместный - место Завистливый - зависть Здравствуй - здравие |
При работе над данной таблицей учащиеся могут пользоваться любыми справочными пособиями, а также консультироваться с учителем.
Работа эта очень трудоёмкая, но очень важная. Она помогает каждому ученику научиться самостоятельно определять орфограммы, повторять правила, применять их на письме.
Следующее направление – это работа по индивидуальному орфографическому маршруту. В конце каждого учебного года, начиная с 5 класса, учитель составляет индивидуальную карточку для каждого учащегося, анализируя его работы с точки зрения ошибок, допущенных в них. Вот как они выглядят:
Аласкарова Ангелина Сначал…; обл…чко; красота поразил…; ко(м,мм)едия; га(л,лл)ерея; те(р,рр)аса; дра(м,мм)а; ко(в,ф)та; ас(в,ф)альт; кош…лка; ж…лудь; ш…лк; суч…к; (не)приятель; (не)вежливость; (не)воля; (не)глубокая, а рыбная речушка; (ко)мне; св…нцовая; на батаре…; соч…тания; б…лота; пров…дить; пр…славляют; поз(?)дней; в зимн… гнёзда; переш…птываются; с ос…ни; (рас,раз)пушился; прибл…жение; распол…гались; беспр…станно; протал…ны; (по)близости; пош…л; не случалось встреча(тся,ться); приск…кал; наверн…ка; полаком…лись; страшно броса(тся;ться); благ…даря; безопас(?)ность; пр…йти; ноч…вать; (бес,без)покойный; зак…чались; ог…рчилась; пр…готовить; верхн… линия; что(бы); ост…льных; обл…ка; грудно…о голоса; на небесной лазур…; б…гровый; по вечерн…му небу; гра(м,мм)атическое. |
По этой карточке составляется карта орфограмм, в ней указывается название орфограммы и количество слов, в которых допущена ошибка на эту орфограмму:
Аласкарова А.
1. Правописание словарных слов | 13 |
2. О, Ё после шипящих и ц | 6 |
3. Безударные гласные в корне слова | 5 |
4. Правописание окончаний прилагательных | 4 |
5. Не с различными частями речи | 4 |
6. Правописание окончаний существительных | 2 |
7. Корни с чередованием | 3 |
8. Приставки пре-, при- | 3 |
9. Сомнительные согласные | 2 |
10. Приставки на з,с | 3 |
11. Правописание -тся, -ться в глаголах | 2 |
12. Глагольные суффиксы перед л в глаголах прошедшего времени | 1 |
13. Суффиксы -о-, -а- в наречиях | 1 |
14. Окончания глаголов прошедшего времени | 1 |
15. Правописание предлогов | 1 |
16. Правописание приставок | 1 |
17. Правописание союзов | 1 |
18. Правописание суффиксов в существительных | 1 |
19. Правописание наречий | 1 |
20. Суффиксы -ова-, -ева-: -ива-, -ыва- в глаголах | 1 |
Эта карта даёт представление об орфографических проблемах каждого ученика и позволяет более эффективно выстроить индивидуальную работу по устранению пробелов в знании орфографических правил и их применения на практике.
В начале сентября ребята получают карточки на уроке, вставляют буквы, выделяют орфограммы, а также самостоятельно составляют свою карту орфограмм, повторяя таким образом пройденный материал. После этого работа проверяется учителем. Результаты, конечно, в начале года невысокие, но работа по орфографии только начинается.
В дальнейшем, по возможности раз в неделю, учитель даёт задание каждому ученику повторить (выучить) правило из индивидуальной карты орфограмм самостоятельно, используя различные справочники, (хотя для объяснения нового материала учащиеся пользуются справочником М.Л.Федорова ”Русский язык: грамматика: 5-11 классы” – М.: Эксмо, 2011г.) интернет-ресурсы. Затем на следующем уроке каждый из учащихся получает индивидуальную карточку (Приложение 1) со словами на указанную орфограмму, выполняет её, вставляя буквы и выделяя орфограмму по правилу, а затем формулирует само правило. Делают они это так, как удобно каждому запомнить: в виде таблицы, схемы, алгоритма или формулируют словами. Эта работа проверяется, оценивается, выполняется работа над ошибками, а если нужно, то и переписывается во внеурочное время.
Учитель также может составить карту знаний орфограмм в целом по классу и использовать её при составлении урока для повторения той или иной орфограммы. Данная карта будет давать представление о том, какие из орфограмм, изученных ранее, усвоены плохо, поэтому над ними нужно поработать.
Таким образом, в течение года каждым учащимся прорабатываются все правила из индивидуальной карты орфограмм. Это повышает его орфографическую грамотность, что подтверждает более успешное выполнение учащимися карточки в конце года.
Успешность такой системы подтверждают и сочинения, и изложения, в которых учащиеся делают минимум ошибок.
Приложение 1
Список пособий, содержащих раздаточный материал,
используемый при повторении орфографии:
- Т. В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 5 класс (Пособие для средней школы) – М: «Грамотей»,2009 г.
- Межуева Ю. В. Русский язык. 5 класс. Словарные слова. - Саратов: Лицей, 2011.
- Пилипенко Ж. В. Русский язык. 5 класс: Экспресс-контроль. - Харьков; Издательство «Ранок», 2011.
- Соловьёва З. И. Русский язык/ Карточки для устного и письменного опроса учащихся в 3-6 классах.- М.: Русское слово, 1997.
- Зима Е. В. Русский язык. 6 класс: Подбери слово. Поставь знаки препинания.- Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2007.
- Л. А. Жердева «Русский язык в средней школе: карточки-задания для 5 класса. В помощь учителю. - 6-е изд., стер.-Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010
- Т. В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 6 класс (Пособие-практикум для средней школы) – М: «Грамотей»,2009 г.
- Дидактический материал по русскому языку: разрезные карточки для индивидуальной работы. 6 класс /сост. Л. Н. Ситникова. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Барова Е. С., Воронова Е. Н. «Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 6 класса Р.Н. Бунеева и др. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2010.
- Межуева Ю. В. Русский язык. 6 класс. Словарные слова - Саратов: Лицей, 2011.
- Говердовская И. Б. Русский язык. 7 класс: Вставь букву. - Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2007.
- Пилипенко Ж. В. Русский язык. 7 класс: Экспресс-контроль. - Харьков: Издательство «Ранок», 2009.
- Говердовская И. Б. Русский язык. 7 класс: Подбери слово. Поставь знаки препинания.- Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2007.
- Т. В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 7 класс (Пособие для средней школы) – М: «Грамотей»,2006 г.
- Пилипенко Ж. В. Русский язык. 8 класс: Экспресс-контроль. - Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2009.
- Н. А. Исаева «Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 8 класса Р.Н. Бунеева и др. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2008.
- Дидактический материал по русскому языку. 8 класс: разрезные карточки для индивидуальной работы/сост. Л. Н. Ситникова. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Дидакт. материалы: Синтаксис и пунктуация: 8 кл.-2-е изд.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998.
- Говердовская И. Б. Русский язык. 8 класс: Поставь знаки препинания. - Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2008.
- Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Дидакт. материалы: Синтаксис и пунктуация: 9 кл.-2-е изд.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; - М.:Гуманит. изд. центр Владос, 1998.
- Пилипенко Ж. В. Русский язык. 9 класс: Экспресс-контроль.- Харьков: Издательство «Ранок», 2010.
- Говердовская И. Б. Русский язык. 9 класс: Поставь знаки препинания.- Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
Индивидуальная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как залог повышения качества образования
Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставитвысокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможностиобщества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных техноло...
Особенности организации индивидуальной работы учащихся с разными учебными возможностями»
Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства....
: Организация групповой и индивидуальной работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола.
Методическая разработка урока по теме:" Организация групповой и индивидуальной работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола."...
Система индивидуальной работы с учащимися при подготовке к ГИА по математике
Преимущество индивидуальной работы с учащимися по сравнению с другими формами, заключается в том, что ведется поиск сильных сторон учащихся и путей их использования, независимо к какой группе они отно...
Задания для индивидуальной работы учащихся
Задания для работы на уроке...
Система индивидуальной работы с учащимися с ограниченными возможностями по предмету "Лепка".
В данной статье рассматривается система занятий и примерный учебно- тематический план для занятий по предмету "Лепка" с учеником с ограниченными возможностями (аутизм)....