Программа самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"
материал
Добавила в данный раздел программу моего самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС", а также рабочие листы, игры и творческие матералы, необходимые на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа самообразования | 33.99 КБ |
игры на внимание | 732.42 КБ |
наклейки-оценки | 1.21 МБ |
игра правда-ложь по биографии Чехова | 86.31 КБ |
игра по угадыванию разделов языка | 11.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыраа-Бажынской средней общеобразовательной школы
Дзун-Хемчикского района Республики Тыва
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей
предметников гуманитарного цикла
____________/ Чанзан С.С.
«29» августа 2019 г.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ:
«Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
учителя русского языка и литературы
Дамбаа Чодураа Вадимовны
«Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Работа над темой начата в 2019– 2020 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2023 – 2024 учебном году.
Обоснование выбора темы
- Условия возникновения данной проблемы.
С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.
2. Актуальность проблемы
Авторы концепции новых федеральных образовательных стандартов отмечают, что «в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…». Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. История, основанная на фактах, событиях, оценках, представляет богатую картину социально-экономического, культурно-нравственного, коммуникативного опыта людей. И поэтому призвана способствовать формированию и воспитанию личности ориентированной в потоке социальной информации, умеющей видеть и творчески решать проблемы, взаимодействуя с другими людьми, активно применять полученные знания и умения в жизни, направленные в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века вообще и обучения истории в частности помогает деятельностный метод обучения.
3. Постановка проблемы.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование информационных технологий.
Цель самообразования:
Освоение новых форм и методов работы; формирование способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности; повышение своего теоретического, научно-методического и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в обучении и воспитании; обеспечение программирования своей деятельности, творческой рефлексии.
Задачи:
- Придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- Повышение мотивации и интереса к учению;
- Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
- Формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки;
- Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания;
- Использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций.
Ожидаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметил основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы | 2019- 2020
регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по русскому языку и литературе. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения русскому языку и литературе. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке 9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Разработать программы элективного курса по предмету, кружков. 11. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно
регулярно
Регулярно
ежегодно
регулярно регулярно
регулярно
2020-2021 2020-2024 Согласно плану МО 2019-2024 Согласно плана МО |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии. | Регулярно Регулярно |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2019-2020 | 1.Пройти курсы повышения квалификации. 2.Выступление на заседании школьного МО 3.Подписка на методическую литературу 4.Изучение литературы по данной теме. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2019-2020 | 1.Выступление на заседании школьного МО |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2020-2022 | 1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2023-2024 | 1.Выступление на заседании муниципального МО по теме «Обновление гуманитарного образования в условиях реализации новых образовательных стандартов». 2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Эффективное использование системно - деятельностного подхода в подготовке к олимпиадам, конкурсам и конференциям». 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2023-2024 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Всероссийский фестиваль педагогического творчества», конкурсе «Учитель года». 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе. |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Литература по теме самообразования
- Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
- Киреева Т.В. Системный подход к подготовке учащихся к единому государственному экзамену: говорение. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0172-5.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с. - (Управление образованием). - ISBN 5-7522-0006-7.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
- Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Антон Павлович Чехов родился в городе Петербурге. | По профессии Чехов – врач. |
А. П. Чехов начал публиковать свои произведения под псевдонимом Антоша Чехонте. | Чехов принадлежал к старинному дворянскому роду. |
«Краткость – сестра таланта», - говорил писатель.
| В 1892 году Чехов купил имение в подмосковном Мелихове. |
Чехов прожил 55 лет. | Антон Павлович умер в Германии от туберкулеза. |
Одним из известных произведений Чехова стала повесть «Алые паруса». | Писатель сам шутливо признавался: «Кроме стихов и доносов, я всё перепробовал». |
У Антона Павловича было счастливое и беззаботное детство. | Отец Чехова разорился, и ему с 6 класса пришлось вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. |
Предварительный просмотр:
Орфография
Пунктуация
Фонетика
Морфология
Синтаксис
Лексика
Фразеология
Орфоэпия
Морфемика
Словообразование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
В данной презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....
План по самообразованию на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
План по самообразованию учителя русского языка и литературы...
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
17 февраля 2016 года в МОУ «Партенитская школа» (и.о. директора Савчук О.В., зам.директора Шадурская В.В.) состоялся семинар для учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Современные подход...
Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...
Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе...