Конспект урока по русскому языку в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Берзегова Асят Хамедовна

Тема урока : Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном

предложении.

Цель для учителя:

научить анализировать бессоюзные предложения, научить применять знания о бессоюзном предложении.

Цель для ученика:

знать, когда какой знак препинания ставится в бессоюзном предложении,

уметь объяснять выбор знака препинания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема урока : Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном

предложении.

Цель для учителя:

научить анализировать бессоюзные предложения, научить применять знания о бессоюзном предложении.

Цель для ученика:

знать, когда какой знак препинания ставится в бессоюзном предложении,

уметь объяснять выбор знака препинания.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Пройдет 3 месяца, и вы получите аттестат о среднем образовании. Образованный человек должен обладать грамотной речью, для которой характерны разнообразные синтаксические конструкции, в том числе – сложные предложения.

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- О каких предложениях пойдет речь сегодня?

  1. Актуализация знаний.

- Накануне мы провели диагностическую работу: вы должны были записать 3 предложения, правильно расставить знаки препинания.

- Дарят проанализировала работы. Ей слово. (Слайд)

( Нам были предложены 3 предложения:

  1. Облако пройдёт - озеро заблестит, нивы обольются, точно золотом.
  2. Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер.
  3. Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.

Проверив работы, я пришла к выводу, что правильно поставили знак препинания в 1 предложении только 13% учащихся, во втором –78%, в третьем – 27%.  Вывод: необходимо повторить знаки препинания в бессоюзных предложениях! )

- Готовясь к уроку, Мурат исследовал демоверсию ЕГЭ и выявил, какие задания связаны с бессоюзными предложениями. Слушаем. (Слайд)

(Анализируя задания ЕГЭ, я выявил, что ряд заданий по русскому языку связан с бессоюзными предложениями.

Это А10. Указать верную характеристику предложения 5. (Пример задания)

 Буквально на глазах цементная кашица начинает расти, пухнуть , промежутки между зернами заполняются с огромной быстротой игольчатыми кристаллами , образовавшийся материал напоминает камень  –  бетон затвердел .

1)Сложное бессоюзное предложение

2)Сложносочиненное предложение

  3) Сложноподчиненное предложение

4)Сложное с бессоюзной и союзной связью между частями (Ответ 4)

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 

В ходе экспериментов ученые пришли к поразительному выводу: у китообразных имеется своеобразный природный гидролокатор, в котором тесно связаны передающий и приемный механизмы

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

2)Вторая часть сложного бессоюзного предложения противопоставлена тому , о чем говорится в первой части

3)Вторая часть сложного бессоюзного предложения поясняет, раскрывает  содержание того, о чем говорится в первой части

4)Вторая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части (Ответ3)

В6. Среди предложений 12-17 найдите бессоюзное сложное предложение и напишите его номер. Например:

Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов.  

Сделаем следующие выводы:

 тема урока актуальна для каждого из вас, готовясь к экзамену, необходимо привести в систему знания о б/с предложениях, закрепить умение правильно ставить знаки препинания.

ИКТ  - Презентация 1 (Слайд 1)

Что нам следует предпринять для того, чтобы  научиться правильно ставить знаки препинания в Б/С предложении, уметь объяснять постановку знаков?

  1. Повторить теоретические сведения.
  2. Провести упражнения с этой целью.
  1. Работа с таблицей.

- В первую очередь необходимо систематизировать теоретические сведения о б/с предложениях.

Работая в паре, вы изучаете статью о б/с предложениях, параграф 52 стр.355, заполняете таблицу. Время 7-10 минут.

(Составляют таблицу)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знак

Значение

Проверка

пример

,

;

:

-

Индивидуальная работа ученика, его задача: сравнить

материал  9 и 11 класса о постановке тире в б/с предложениях и сделать сообщение.

-Проверим, насколько вдумчиво работали над теорией.

Сформулируйте вопросы по образцу: «Какой знак препинания следует ставить в б/с предложении, если вторая часть представляет вопрос?»

ИКТ – Презентация 1 (Слайд 2)

ИКТ Презентация (Слайд 3,4)

- В чем отличие теоретических сведений в учебнике 11 класса с материалом в учебнике 9 класса (ответ ученика, работавшего индивидуально) 

(Сведения о бессоюзных предложениях есть и в учебнике 9 класса, и в учебнике 11 класса. Однако в 9 классе названы только три условия, при которых ставится тире, в учебнике 11 класса перечислены 7 условий постановки тире. Это говорит о том, что в смысловом отношении бессоюзные предложения с тире значительно богаче)

4. Упражнения в постановке знаков препинания.

1) Работа с предложением. Полный синтаксический разбор.

Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал, где выл, крутясь, сердитый вал.

- Откуда взято предложение? (Лермонтов, «Мцыри»

(повеств., невоскл., сложное,  грамматические основы и границы предложений, с разными видами связи – бессоюзная (основная) !!!!, подчинительная (союзное слово где), состоит из двух частей  (1 часть, 2 часть (с/п) – главное, придаточное, присоединяется с/с где, придаточное определительного типа, потому что отвечает на вопрос какой?),  между частями с/п предложения ставим запятую, после 1 предложения ставим двоеточие, так как вторая часть поясняет содержание первой; характеристика каждого предложения)

Почему именно б/с использовано в этом случае? (Отсутствие союза делает предложение  динамичным)

2) Б/С предложений с течением времени становится больше - это примета нашего интенсивного времени.

Сообщение ученика о роли Б/С предложений в речи. (Презентация)

3).Продолжаем упражнение в постановке знаков препинания в б/с предложении. Работаем в парах, задание: расставить знаки препинания, пояснить значение, способ проверки. Обращайтесь  к таблице.

Предложения:

  1. В перелесках весёлый берёзовый хоровод  не наглядишься.
  2. Льется тёплый  солнечный воздух в комнаты  шумят воробьи на сирени.  
  3. Дед оказался прав  к вечеру пришла гроза.
  4. К солнцу потянулись нежные ростки трав тайга обновилась заполнилась голосами птиц.
  5. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы  белая кашка склонялась отяжелевшими головками  как будто в тихой истоме.
  6. Я выхожу на берег и не узнаю реки  могучий поток мутной воды как хищный зверь  крадется по дну глубокого ущелья.
  7. Красоту только тронь небрежной рукой    она исчезнет навеки.
  8. Посёлок расположившийся у подножия горы    широко

известный курорт.

Проверка: В каких предложениях поставили тире,  и почему? (двоеточие, запятую, точку с запятой)

«ЛОВУШКА»

-Все ли предложения сложные? Объясните знаки препинания в последнем предложении.

4).     Решение тестовых заданий (ЕГЭ):

Сборники заданий А 23. (Варианты 1-5) Самопроверка. Презентация (слайд) 

5). Д/з Параграф 98,

  1. 487 (По узкой тропинке…)

2. Выписать из «Тихого Дона» три бессоюзных предложения, сделать их разбор, составить схему.

6). РЕФЛЕКСИЯ:

Согласны с утверждением +

Не согласны  -

  1. Я воспользуюсь составленной таблицей в работе с б/с предложениями
  2. Я вспомнил и систематизировал знания о б/с предложениях
  3. Я сумею выполнить Д/З

У кого все +, +2,  +1

ПРИЛОЖНИЕ 1

Предложения:

  1. В перелесках весёлый берёзовый хоровод не наглядишься.
  1. Льется тёплый солнечный воздух в комнаты  шумят воробьи на сирени.
  1. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
  1. К солнцу потянулись нежные ростки трав  тайга обновилась заполнилась голосами птиц.
  1. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы белая кашка склонялась отяжелевшими головками как будто в тихой истоме.
  1. Я выхожу на берег и не узнаю реки  могучий поток мутной воды как хищный зверь  крадется по дну глубокого ущелья.
  1. Красоту только тронь небрежной рукой   она исчезнет навеки.
  1. Посёлок расположившийся у подножия горы   широко известный курорт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знак

Значение

Проверка

пример

,

Интонация перечисления

Союз И

;

Части  слабо связаны, предложения распространенный

Союз И

:

1)2 часть разъясняет и раскрывает содержание первой

А именно

2)в первой части есть  глаголы видеть, слышать, знать, чувствовать

Что

3)во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части

Потому что

Так как

4)вторая часть представляет вопрос

-

1) неожиданное присоединение

И

2) вторая часть содержит противопоставление

А, но

3) 2 часть – следствие, вывод

Поэтому

4) первая часть указывает на время или условие

Когда, если

5) 2 часть – сравнение

Будто, как, словно, что

6) 2 часть имеет изъяснительное значение

Что

7) 2 часть – присоединительное предложение

это



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...