Курс презентаций "Готовимся к ГИА-9". Главные члены предложения
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подлежащее Способ выражения Пример Существительное (Им. п.) Идет дождь . местоимение-существиельное в И. п. Я люблю осень. прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п. Бородатый оглянулся. причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п Сидящий поднял голову. междометие По лесу носилось «ау». наречие Твои завтра мне надоели. количественные числительные в количественном (непредметном) значении Десять не делится на три без остатка. инфинитив со значением действия или состояния Учиться — дело нужное. Сочетание слов Брат с сестрой вернулись домой. Ср.: Мама с ребенком ходила к врачу.
Сказуемое Простое глагольное глагольное именное Составное
Простое глагольное сказуемое 1. Г. в спрягаемой форме: Он читал / читает / будет читать / читал бы / пусть читает эту книгу. 2. повторение глагольной формы для указания на длительность действия: Я иду, иду, а до леса еще далеко. 3. два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели: Пойду погуляю в саду. 4. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие: Он принял участие в конференции ( =участвовал ).
Составное глагольное сказуемое: СГС = инфинитив + вспомогательный Г. Я начал петь . Я хочу петь . Я боюсь петь . Значения вспомогательного глагола: 1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия): начать, стать, продолжать, закончить, бросить, прекратить и др.: Он стал готовиться к отъезду. Он бросил курить . 2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.): мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, пытаться, стараться, привыкнуть, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, задаться целью, гореть желанием, иметь намерение и др. Я умею петь. Я хочу петь. Я боюсь петь . Я люблю петь.
Составное именное сказуемое СИС = связка (быть, стать, казаться и др.) + именная часть Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым . Способы выражения именной части: Сущ.: Он был моим братом. Я без гроша. Эта девушка высокого роста. Прил.: Он весел; Он весёлый/стал весёлым; Здесь звуки музыки были слышнее; Ты самый лучший. Причастие: Стекла были разбиты/разбитые; Местоимение: Вся рыба – ваша. Числит. в И.п., Т.п.: Их изба – третья с краю. Наречие: Я был настороже ; Его дочь замужем за моим братом.
Выпишите грамматическую основу предложения. (1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. Мы с мамой (что сделали?) переехали (14)Вот скажите мне, Ваня. Скажите (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. Нравилось бежать
Укажите количество грамматических основ. Ответ запишите цифрой. (24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. 2 (6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор. 3
Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой. (27)Хотелось, чтобы появился друг. 2 (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке... 3 (1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. 3
Выпишите грамматическую основу предложения (26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. Ничего не вышло (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают. Не ругают (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. Не будет тайн
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой. (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. 3 (17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться –и я обороняла от них Лялю. 2 (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. 4
Выпишите грамматическую основу предложения (21)Сыграйте, Яков Ильич. Сыграйте (32)Всё было в порядке. Всё было в порядке (45)Это будет мой тебе подарок. Это будет подарок (37)Когда-нибудь надо уйти. Надо уйти (27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. видели
Русский язык. Правописание. Фонетика и орфография, синтаксис и пунктуация, культура общения. Авторы: Балашова Л.В., Дементьев В.В ., Саратов, 2005 http://www.licey.net/russian/map 2. Открытый банк заданий ГИА-9 / ФИПИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение. Главные члены предложения.
Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи ...
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс
Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...
контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".
Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...