Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы (автор программы В.В.Бабайцева). Комплекс рекомендован МО и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.
Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (авторы В,В,Бабайцева, Л.Д.Чеснокова), который дополняется учебниками «Практика» для каждого класса и учебниками «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина). Комплекс соответствует новому образовательному стандарту.
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию, он способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина), а при углублённом изучении русского языка развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.
В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
При незначительном увеличении понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др. Программой предусмотрены исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики. Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.
Цели и задачи:
-изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;
-развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
-развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Общее количество часов - 238. На развитие речи – 43 часа.
Формы контроля: диктант, комплексный анализ текста, осложненное списывание, тест, составление сложного и простого плана к тексту, изложение текста, составление диалога на заданную тему, составление текста определенного стиля и типа речи, сочинение, составление рассказа по заданному началу, редактирование текста, работа с деформированным текстом.
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность: аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросе учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
- уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
• правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку: для учащихся:
- Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2010
- Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2010
- Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009
- Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995
- Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс. -М.: Дрофа, 2005
для учителя:
- Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2010
- Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. -М.: Дрофа, 2004
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005
- Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебное пособие- М.: Дрофа, 2010
- Русский язык. 5 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / автор-сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс. – М.: Творческий центр, 2007
- Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 5 класс. – Саратов: Лицей, 2003
Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Учебно-тематическое планирование уроков
№ | Тема урока | кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения темы (требования к уровню подготовки обучающихся) | Домашнее задание | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||||||
1 | Введение. Знакомство с учебным комплексом. | 1 | Урок-путешествие | Содержание и структура учебного комплекса по русскому языку для 5 класса. Культура работы с книгой и другими источниками информации. | Устный развернутый ответ на вопрос. | Уметь ориентироваться в содержании пособий, входящих в УМК, понимать их значение, пользоваться оглавлением, условными обозначениями, понимать термины книжно-издательской темы. | Найти высказывания о языке | ||
2-3 | Роль языка в жизни общества. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком – признак культуры человека. | Выразительное чтение высказываний о языке, упражнения, словарно-лексическая работа. | Понимать, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому, важность произносительной культуры, орфографически грамотного письма для достижения цели общения. | Упр.7 | ||
4 | Словарное богатство русского языка | 1 | Комбинированный | Лексика русского языка. Фразеологизмы | Работа с учебником, словарно-лексическая работа, построение рассуждения на основе фразеологизма. | Знать лексические средства языка: синонимы, антонимы. Знать художественно-изобразительные средства языка. Уметь строить рассуждение на заданную тему, делать вывод по обсуждаемой проблеме. | Упр.13 | ||
5-6 | Стили русского литературного языка. | 2 | Комбинированный | Понятие о стилистике и основных стилях литературного языка. | Работа с учебником, в группах по сравниванию текстов разных стилей, составлению текстов | Знать характерные черты стилей русского литературного языка, уметь их отличать в устной и письменной речи. Уметь разграничивать стилистически нейтральные и стилистически ограниченные слова. Уметь составлять тексты разных стилей. | Упр.19 составление текстов | ||
7-8 | Грамматика. Морфология. Орфография. | 2 | Повторительно-обобщающий | Понятие о морфологии и орфографии. Орфограмма. «Ошибкоопасные» места. | Решение кроссворда, беседа, орфоэпическая работа, списывание, работа с опорным материалом | Уметь различать части речи, букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму. | Теория, у.27 | ||
9 | Понятие о частях речи. | 1 | Повторительно-обобщающий | Самостоятельные и служебные части речи. | Работа с учебником, фронтальный опрос по таблице, словарно-орфографическая работа | Уметь отличать служебные части речи от самостоятельных; знать функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией. Уметь строить рассуждение на лингвистическую тему по заданной модели | Теория, упр.29 | ||
10-11 | Самостоятельные (знаменательные) части речи | 2 | Повторительно-обобщающий | Самостоятельные части речи, их морфологические признаки | Выстраивание текста типа рассуждения. | Уметь выполнять комплексный анализ слова, выстраивая текст – рассуждение на лингвистическую тему. | Текст-рассуждение на лингвистическую тему. | ||
12-14 | Имя существительное. | 3 | Комбинированный | Грамматические признаки имени существительного. Словообразование существительных. Падежные окончания существительных | Выполнение упражнений, морфологический разбор , тренировочные упражнения, тестовые задания | Уметь опознавать имя существительное по морфологическим и морфемным признакам; определять склонение, род, падеж. Уметь пользоваться алгоритмом при правописании окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение. | Теория, упр.34,41 | ||
15 | Р.Р.Сочинение. Описание предмета | 1 | Урок развития речи | Текст. Цепной и параллельный текст. Смысловая часть текста. Абзац. | Устное и письменное описание. | Знать признаки текста описания, цепную и параллельную связь предложений. Уметь устно и письменно составлять текст-описание, делить текст на смысловые части – абзац. | Дописать сочинение | ||
16-18 | Имя прилагательное. | 3 | Комбинированный | Грамматические признаки имени прилагательного. Словообразование прилагательных, их связь с существительным. | Творческий диктант по тексту упр. 48, упражнения | Уметь согласовывать прил. с сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки. | Теория, упр. 48, сочинение на основе фразеологизма | ||
19 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 1 | Урок развития речи | Текст. Смысловая часть. Абзац. Тезис. Аргументация. | Устное и письменное рассуждение | Знать признаки текста-рассуждения, алгоритм создания рассуждения. Уметь выстраивать текст типа рассуждения. | Дописать сочинение | ||
20-21 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Урок контроля | Правописание гласных и согласных корня. Правописание гласных в приставках. | Диктант с грамматическим заданием | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять синтаксический разбор. | |||
22 | Глагол. | 1 | Повторительно-обобщающий | Неопределенная форма глагола. Грамматические признаки глагола. | Творческое списывание, работа с упражнениями. | Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами. | теория, упр.54 | ||
23 | Время глагола | 1 | Повторительно-обобщающий | Времена глагола. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени» | Предупредительный диктант | Уметь определять время глагола, безошибочно писать гласную в суффиксе глагола прошедшего времени, различать глаголы, сходные по значению, но разные по характеру изменения по временам. | |||
24 | Спряжение глагола. | 1 | Комбинированный | 1 и 2 спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола. | Взаимопроверка, таблица, упражнения. | Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом –л - глагола». | таблица, упр.53 или карточка | ||
25 | Обобщение темы «Глагол» | 1 | Комбинированный | Мягкий знак после шипящих; -тся и –ться. Словообразование глагола. | морфологический разбор глагола | Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Буква –ь в глаголе 2-го лица ед. ч.». | упр.61 | ||
26-27 | Наречие. | 2 | Комбинированный | Грамматические признаки наречия. Словообразование наречий. | Слуховой диктант, работа с учебником, тренировочные упражнения. | Уметь узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия | Теория, упр.64 | ||
28 | Правописание наречий | 1 | Комбинированный | Правила написания наречий | Тренировочные упражнения | Уметь видеть «ошибкоопасные» места в наречиях, правильно писать наречия. | Упр.68 | ||
29-30 | Местоимение. | 2 | Комбинированный | Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений. Правописание местоимений. | Работа с учебником, тренировочн. упражнения, работа с таблицей. Тест. | Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения. | Теория, упр.74,76 | ||
31 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Повторительно-обощающий | Служебные части речи. Употребление предлогов. Разграничение предлогов и приставок. | Практическая работа с учебником, тренировочные упражнения, практическая работа. | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога, понимать значение «орфограммы-пробела». Уметь разграничивать предлог и приставку, писать предлоги со словами. | Теория, упр.81,83 | ||
32 | Р.Р. Сочинение-описание помещения | 1 | Урок развития речи | Сочинение-описание | Письменное сочинение | Знать текст параллельного типа. Уметь создавать текст описания помещения | |||
33 | Предлог | 1 | Комбинированный | Употребление предлогов. Разграничение предлогов и приставок. | |||||
34-35 | Союз. | 2 | Комбинированный | Употребление союзов. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | Творческое списывание, работа с учебником, тренировочные упражнения, практическая работа | Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роль в предложении. | Теория, упр.95, карточки. | ||
36-37 | Частица. | 2 | Комбинированный | Употребление частиц. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами. | Объяснительный диктант. работа с учебником, тренировочные упражнения, работа с таблицей. | Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами в соответствии с правилом; понимать их значение в речи. | Подготовка к игре «Диалог частей речи» (работа в группах) | ||
каникулы | |||||||||
38 | Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология и орфография». | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные и служебные части речи. | Игра «Диалог частей речи», тренировочные упражнения | Уметь отличать самостоятельные части речи (сущ., прил., глагол, наречие, местоим.) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы и пунктограммы. | Подготовка к диктанту | ||
39-40 | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. | 2 | Контроль и коррекция знаний и умений | Контрольный диктант. | |||||
41 | Сочинение-описание животного | 1 | |||||||
Синтаксис. | |||||||||
42 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Усвоение новых знаний | Значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимание значения терминов «синтаксис» и «пунктуация». Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Редактирование текста, орфоэпическая работа, групповая работа, знакомство с историей пунктуации. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; значение терминов «синтаксис» и «пунктуация», знать знаки препинания и их значение. | Упр.107 | ||
43-44 | Предложение. | 2 | Комбинированный | Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения. | Творческое списывание, решение задачи, выделение грамматических основ. | Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор. | Упр.109 | ||
45 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Усвоение новых знаний | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | Диктант с последующей взаимопроверкой, работа с учебником. | Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях | Упр.113 | ||
46-47 | Невосклицательные и восклицательные предложения. | 2 | Усвоение новых знаний | Эмоциональная окраска предложений. | Работа с учебником, тренировочные упражнения, работа с таблицей. | Знать признаки восклицательных и невосклицательных предложений; уметь отличать их в письменной и устной речи. | Составить предложения | ||
48-49 | Главные члены предложения. | 2 | Комбинированный | Грамматическая основа предложения. | Словарный диктант, тренировочные упражнения, работа с таблицей, орфоэпическая работа. | Уметь находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже или прилагательным, а также грамматическую основу односоставного предложения); производить синтаксический и пунктуационный разбор. | Теория, упр.121 | ||
50-51 | Второстепенные члены предложения. Определение | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные и нераспространенные предложения. | Синтаксический разбор предложений, работа с учебником, тренировочные упражнения. | Знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; уметь находить в предложении второстепенные члены; производить синтаксический разбор предложения. | Теория, упр.131-134, опорная схема-цветок | ||
52 | Р.Р. Сочинение-описание с элементами рассуждения | 1 | |||||||
53-54 | Дополнение | 2 | |||||||
55-56 | Обстоятельство | 2 | |||||||
57-58 | Обобщение и систематизация материала по теме «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения». | 2 | Обобщение и систематизация изученного | Синтаксический и пунктуационный разбор. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа, тренировочные и тестовые упражнения. | Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Составление предложений | ||
59-60 | Контрольная работа «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения» и её анализ | 2 | Контроль и коррекция знаний и умений | зачет | |||||
61 | Р.Р.Сочинение-повествование | 1 | |||||||
62-65 | Словосочетание. Словосочетание в предложении. | 4 | Усвоение новых знаний | Подчинительные и сочинительные словосочетания. Синтаксический разбор словосочетания. | Разбор словосочетания, тренировочные упражнения, работа со схемами словосочетаний, словарно-орфографическая работа. | Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения; выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам. | Теория, упр.135, 140 | ||
66-67 | Повторение | ||||||||
68 | Р.р. Сочинение-рассуждение | 1 | Развитие речи | Подробное изложение. | Уметь писать подробное изложение по прочитанному тексту. | ||||
69-71 | Предложения с однородными членами. | 3 | Комбинированный | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах | Синтаксический разбор предложения с однородными членами, упражнения, словарно-орфографическая работа. Графический диктант, тренировочные упражнения, конструирование | Знать признаки однородных членов; уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами; Знать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; уметь строить схему предложений с обобщающим словом; применять изученную пунктограмму при письме. | Из любого произведения выписать 5 предложений с однородными членами Упр.146 | ||
72-73 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | |||||||
74 | Резервный | ||||||||
2 триместр | Каникулы | ||||||||
75-76 | Предложения с обращениями. | 2 | Усвоение новых знаний | Понятие «обращение». Знаки препинания в предложениях с обращениями. | Самостоятельная работа, историческая справка, выполнение упражнений, игра «Кто больше?», орфоэпическая минутка. | Знать основные признаки обращения; уметь отличать обращения от подлежащего; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями. | Теория, упр.158 | ||
77-78 | Предложения с вводными словами. | 2 | Усвоение новых знаний | Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | Конструирование предложений с вводными словами, тренировочные упражнения, словарно-орфографическая работа, самостоятельная работа. | Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения. | Теория, упр.162, 166 | ||
79 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения | ||||||||
80 | Сложное предложение. | 1 | Комбинированный | Бессоюзные и союзные сложные предложения.Запятая между частями сложного предложения. | Взаимопроверка д.з.,сравнительный анализ предложений, схемы сложных предложений, комментированное письмо | Знать признаки сложного предложения; уметь отличать простое предложение от сложного; строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях. | Теория, упр.170 | ||
82-83 | Сложносочиненные предложения. | 2 | Усвоение новых знаний | Сложносочиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | Синтаксический разбор предложения , работа с учебником, по схемам, самостоятельная работа, орфографическая минутка | Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания вССП; составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение | Теория, упр.175 | ||
84-85 | Сложноподчиненные предложения. | 2 | Усвоение новых знаний | Сложноподчиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | Самостоятельная работа, работа по схемам, орфографическая минутка, тренировочные упражнения | Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение | Теория, составить предложения | ||
86 | Сложные бессоюзные предложения. | 1 | Усвоение новых знаний | Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частям сложного предложения. | Синтаксический разбор предложений работа со схемами, тренировочные упражнения, конструирование предложений | Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в БСП; уметь составлять схему сложного предложения; правильно его интонировать. | Составить карточку по теме «СП» | ||
87 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Усвоение новых знаний | Синтаксический разбор сложного предложения. | Карточки, синтаксический разбор предложений | Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения. | Разбор записанного предложения | ||
88-89 | Предложения с прямой речью | 2 | Усвоение новых знаний | Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Конструирование предложений работа с учебником, запись предложений с прямой речью, составление схем | Знать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью. | Теория, упр.191 | ||
90-91 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Контроль и оценка знаний | Контрольный диктант | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | ||||
92-93 | Диалог и монолог. | 1 | Комбинированный | Диалог. Знаки препинания при диалоге. | Работа по орфоэпии, тренировочные упражнения, творческая работа | Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога и монолога. | Работа в группе – презентация единиц синтаксиса | ||
94 | Текст. Понятие о тексте | 1 | |||||||
95-96 | Повествование | 2 | |||||||
97-98 | Описание | 2 | |||||||
99-100 | Рассуждение | 2 | |||||||
101 | Повторение. | 1 | Обобщение и систематизация изученного | Единицы синтаксиса и пунктуации. | Фронтальный опрос, групповая работа | Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация». | Подготовиться к диктанту | ||
102-103 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. | 2 | Контроль и оценка знаний | Контрольный диктант. | Контроль знаний учащихся по изученной теме. | ||||
Основной курс | Введение | ||||||||
104 | Русский язык в современном мире. | 1 | Усвоение новых знаний | Понятие о литературном языке. Орфографические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы. Нормы правописания. | Тест. Слушание, работа с таблицей, с параграфом учебником, упражнения. | Иметь общее представление о месте русского языка в современном мире и о нормах литературного языка | *1,2, составить план по вариантам. | ||
105 | Понятие о литературном языке | 1 | |||||||
106 | Устная и письменная форма речи. Основные разделы науки о языке. | 1 | Усвоение новых знаний | Устная и письменная форма речи. Основные разделы науки о языке. | Фронтальный опрос, работа с учебником, таблица. | Знать формы речи, основные разделы науки о языке. | *3,5, упр.235 | ||
107 | Стили литературного языка | 1 | |||||||
108 | Основные разделы русского языка | 1 | |||||||
Фонетика. | Графика. | Орфоэпия | |||||||
109-110 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. | 2 | Усвоение новых знаний | Понятия фонетика, графика, орфография, орфоэпия. Звуки речи и буквы. | Работа с терминологией, с учебником, словарно-орфографическая работа, письмо | Знать термины звуки, слоги, ударение, интонация, понятие «фонетика»; уметь сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов. | *6, упр.240 | ||
111-113 | Звуки речи и буквы. Орфография Алфавит. | 3 | Комбированный | Звуки речи и буквы. Транскрипция. Алфавит. | Контрольное списывание, работа по орфоэпии, тренировочные упражнения, транскрипция слов. | Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; производить транскрипцию слов; знать и правильно произносить алфавит | *7, упр.254 | ||
114-115 | Гласные и согласные звуки. | 2 | Усвоение новых знаний | Гласные и согласные звуки. | Проверочная работа. Работа с учебником, фонетический разбор. | Уметь различать гласные и согласные звуки; звуки и буквы. | *8, упр.264, 267 | ||
116 | Р.р.Сочинение-описание животного | 1 | |||||||
117-118 | Слог. Правила переноса слов. | 2 | Усвоение новых знаний | Слог. Правила переноса слов. | Самостоятельная работа, работа с учебником, упражнения. | Знать особенности деления слова на слоги и правила переноса слов, уметь членить слова на слоги. | *9 упр.276 | ||
119-120 | Ударение. | 2 | Усвоение новых знаний | Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных. | Беседа, решение задач, анализ материала опорной таблицы, комментированное письмо | Знать понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы. | *10, упр.284, 289 | ||
121-122 | Звонкие и глухие согласные. | 2 | Усвоение новых знаний | Звонкие и глухие согласные звуки. Орфограмма «Проверяемая согласная в корне слова». | Орфоэпический диктант, беседа, анализ материала опорной таблицы, комментированное письмо | Знать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать гласные и согласные звуки; знать алгоритм объяснения орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова»; иметь навыки сопоставлять звучащую и письменную речь. | *11, упр.301 | ||
123-124 | Твердые и мягкие согласные. | 2 | Усвоение новых знаний | Твердые и мягкие согласные звуки. | Словарный диктант, тренировочные упражнения | Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; уметь читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью | *12, упр.306, карточка | ||
125 | Р.р.Сочинение-сказка «В поющей стране Фонетике» | 1 | |||||||
126 | Порядок фонетического разбора | Усвоение новых знаний | Порядок фонетического разбора слова. | Фонетический разбор слов. | Знать особенности фонетического разбора слова. | ||||
127-128 | Значения букв я, ю, е, ё. | 2 | Усвоение новых знаний | Значения букв я, ю, е, ё. | Орфоэпическая минутка, работа с учебником, сопоставление фонетической и орфографической записей слов | Знать значения букв я, ю, е, ё, условия появления йотированного звука в словах; уметь слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука. | *13, упр. 314 | ||
129-131 | Значения букв ь и ъ в русской графике. | 3 | Усвоение новых знаний | Правописание разделительных Ъ и Ь. | Тест. Работа с м/м презентацией, игровые упражнения, тренировочные упражнения. | Знать опознавательные признаки орфограмм «Правописание разделительных Ъ и Ь» и «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»; уметь применять орфограммы в письменной речи. | *14, упр.320, карточки | ||
132-133 | Мягкий знак после шипящих на конце слова. | 2 | Усвоение новых знаний | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь. | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения. | Знать опознавательные признаки орфограммы « Мягкий знак после шипящих на конце слова»; уметь применять орфограммы в письменной речи. | *15, упр.338 | ||
134-136 | Гласные после шипящих. | 3 | Усвоение новых знаний | Правописание гласных после шипящих. | Распределительный диктант, словарно-орфографическая работа, выполнение упражнений, работа в группах. | Знать условия правописания гласных и, а, у после шипящих и условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных и прилагательных; уметь графически обозначать орфограммы и использовать алгоритм при опознавании орфограмм. | *16, упр.347, 355 | ||
137 | Р.Р. Сочинение-описание пейзажа | 1 | Развитие речи | Характерные особенности художественного стиля речи. Метафора. Олицетворение. | Сопоставление текстов, выявление признаков, упражнения | Знать характерные особенности художественного стиля речи, понятия метафора, олицетворение. | Сочинить продолжение сказки | ||
138-139 | Гласные после ц. | 2 | Усвоение новых знаний | Правописание гласных и-ы после ц. Правописание о-е после ц. | Тест. Выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа. Орфоэпический диктант. | Знать условия правописания гласных после ц; уметь определять орфограммы, обозначать их графически. | *17, упр.364, карточки | ||
140 | Р.р. Изложение. Описание пейзажа. | 1 | Усвоение новых знаний | Нормы литературного произношения. Орфоэпия как наука. Ударение. | Орфоэпический диктант. Словарно-орфографическая работа, чтение отрывка, тренировочные упражнения | Знать понятие «орфоэпия»; уметь пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений; понимать значение литературного произношения. | Карточка | ||
141 | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | 1 | Обобщение и систематизация изученного | Практическая работа, тренировочные и тестовые упражнения | Обобщить и систематизировать изученное в разделе; совершенствовать полученные умения и навыки. | Подготовиться к диктанту | |||
142-143 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Контроль и оценка знаний | Контрольная работа. | Проверка знаний и умений по изученной теме. | ||||
Морфемика. | Словообразование. | ||||||||
144-145 | Понятие о морфеме. | 2 | Комбинированный | Значение изучения морфемики и словообразования. | Грамматический ребус. Беседа, этимологическая работа, самостоятельная работа | Иметь понятие о морфемике, о морфемном составе слов; видеть орфограммы в разных морфемах. | *18, упр.381 | ||
146-148 | Основа слова и окончание. | 3 | Комбированный | Основа слова и окончание. | Карточки для самоконтроля, игровые упражнения, работа в парах. | Знать окончание и основу слова как морфемы, алгоритм определения окончания и основы в слове; уметь находить окончание и основу в словах. | *19, упр.394, 391 | ||
149-150 | Корень слова. | 2 | Комбинированный | Корень слова. | План параграфа, тренировочные упражнения. | Знать порядок действий по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов. | *20, упр.401 | ||
151-153 | Приставка и суффикс. | 3 | Комбинированный | Приставка и суффикс. | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, «четвертое лишнее», работа с учебником, тренировочные упражнения | Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса – тель. | *21, упр.411, 425 | ||
154 | Р.р. Сочинение-описание картины | ||||||||
155 | Морфемный разбор слова. | 1 | Обобщение и систематизация изученного | Порядок действий при морфемном разборе | Самостоятельная работа, тренировочные задания. Тест. | Знать порядок действий при морфемном разборе; уметь выполнять морфемный разбор слов. | Разбор слов | ||
156-159 | Словообразование. Словоообразовательные цепочки. | 4 | Усвоение новых знаний | Основные способы образования слов. Словоообразовательные цепочки. Правописание сложносокращенных слов, сложных слов. | Работа с учебником, тренировочные упражнения, самостоятельная работа. | Знать способы образования слов, словоообразовательные цепочки, принципы правописания сложносокращенных и сложных слов; уметь выполнять словообразовательный разбор слов. | *22,23 упр.440, 449,453 | ||
160-162 | Исторические изменения в составе слова. Чередование звуков в корне слова. | 3 | Усвоение новых знаний | Чередование звуков в корне слова. Варианты корня как следствие исторических преобразований. | Самостоятельная работа, работа с учебником, тренировочные упражнения. | Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися звуками; уметь видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков. | *24,25, упр.458, 461 | ||
163 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению о слове | ||||||||
Правописание | морфем | ||||||||
164-165 | Правописание безударных гласных в корне. | 2 | Комбинированный | Правописание безударных гласных в корне. | Диктант «Проверяю себя», работа с учебником, тренировочные упражнения | Знать условия правописания безударных гласных в корне; уметь графически обозначать орфограмму и видеть ее на письме. | *26,27, упр.462 | ||
166-167 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. | 2 | Усвоение новых знаний | Правописание корней с чередованием гласных А-О (–лаг- - -лож-, -кас- - кос-;–гар- - -гор-, -зар- - зор-;–клан- - -клон-). | Орфографическая разминка, тренировочные упражнения, работа в группах, самостоятельная | Знать опознавательные признаки орфограммы «Чередование гласных а-о в корне»; уметь находить корни с чередованием гласных а-о в корне, отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней. | *28, упр.468, 482 | ||
168 | Р.Р. Изложение с предварительным анализом текста | 1 | |||||||
169-170 | Правописание корней с чередованием гласных е-и. | 2 | Усвоение новых знаний | Правописание корней с чередованием гласных е-и. | Этимологическая работа, работа по таблице, опорные записи, чтение «формул», самостоятельная работа | Знать опознавательные признаки орфограммы «Правописание корней с чередованием гласных е-и»; уметь находить корни с чередованием гласных ае-и в корне, отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней. | *29, упр.490, 495 | ||
171 | Правописание корней с чередованием а(я)-им, а(я)-ин. | 1 | Усвоение новых знаний | Грамматический турнир, выполнение упражнений, тестовые задания | Самостоятельная работа. Грамматический турнир, выполнение упражнений, тестовые задания | Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописания корней с чередованием - я(а)//им, ин; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее. | *29, упр.502 | ||
172-173 | Правописание согласных и гласных в приставках. | 2 | Комбинированный | Правописание согласных и гласных в приставках. | Письмо под диктовку с последующей взаимопроверкой. Работа с таблицей, выполнение упражнений, комментированное письмо | Уметь выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы. | *30, упр.515 | ||
174 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения. Описание пейзажа | ||||||||
175-176 | Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с). | 2 | Усвоение новых знаний | Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с). Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-). | Диктант «Проверяю себя». Игровые упражнения, словарный диктант, работа с опорной записью | Знать опознавательные признаки орфограммы; уметь выделять приставку в слове и графически обозначать орфограмму; производить морфемный разбор слов. | *31, упр.536, 544 | ||
177 | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | 1 | Усвоение новых знаний | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | Тест. Выборочный диктант, игра-эстафета, работа с учебником, тренировочные упражнения | Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее. | Упр.552 | ||
178-182 | Правописание приставок пре- и при-. | 5 | Усвоение новых знаний | Словарный диктант, работа с м/м презентацией,комментированное письмо, упражнения, тест. | Знать опознавательные признаки орфограммы; уметь применять знание орфограммы в письменной речи и графически обозначать ее; сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу. | *32, упр.558, 562, карточки. | |||
183 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование». | 2 | Обобщение и систематизация изученного | Фронтальный опрос, тренировочные и игровые упражнения | Фронтальный опрос, тренировочные и игровые упражнения | Обобщить изученное по теме «Морфемика. Словообразование». | |||
184-185 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | |||||||
Лексикология | |||||||||
186-187 | Понятие о слове. | 2 | Усвоение новых знаний | Понятие о слове. | Словарно-орфографическая работа, работа с учебником, тренировочные упражнения. | Понимать значение термина «лексикология»; уметь употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем. | *33, упр.587 | ||
188-189 | Словарное богатство русского языка. | 2 | Комбинированный | Словарное богатство русского языка. | Работа с учебником, тренировочные упражнения. | Иметь общее представление о словарном богатстве русского языка. | *34, упр.595 | ||
190 | Р.р. Изложение с предварительным анализом текста | 1 | |||||||
191-192 | Лексическое значение слова. | 2 | Комбинированный | Лексическое значение слова | Работа с учебником, тренировочные упражнения, работа в парах. | Понимать значение термина «лексическое значение слова»; уметь употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться словарями. | *35, упр. 603 | ||
193-194 | Однозначные и многозначные слова | 2 | Усвоение новых знаний | Однозначные и многозначные слова. | Работа с учебником, тренировочные упражнения, работа в парах. | Знать смысл терминов «однозначные слова», «многозначные слова»; уметь работать с толковым словарем; находить в предложении однозначные и многозначные слова. | |||
195-196 | Прямое и переносное значение слова. | 2 | Усвоение новых знаний | Прямое и переносное значение слова. Тропы. | Выборочное списывание, работа с учебником, работа со словарем | Знать смысл терминов «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; находить в предложении слова с прямым и переносным значением. | *37, упр.612 | ||
197-198 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | 2 | Усвоение новых знаний | Диалектизмы, профессионализмы, термины. Нейтральная лексика. Роль профессионализмов и диалектизмов в художественной литературе и в разговорной речи. | Презентация, тренировочные упражнения, игра-соревнование | Знать значение терминов: «профессионализм», «диалектизм», «термин», порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов. | Мини-сочинение «Профессия моих родителей». | ||
199-200 | Синонимы. | 2 | Усвоение новых знаний | Синонимы. Синонимические ряды. Синтаксические синонимы. | Составление синонимических рядов, словарно-орфографическая работа, работа с учебником. | Знать значение термина «синонимы», их роль в речи; уметь работать со словарем синонимов; работать с толковым словарем. | *39, упр.637, 643 | ||
201-202 | Антонимы. | 2 | Усвоение новых знаний | Антонимы. Роль антонимов в тексте. | Редактирование предложений работа с учебником, с учебными рисунками | Знать значение термина «антонимы», их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов, подбирать антонимы, видеть их в предложении. | *40, упр.651, 656 | ||
203-204 | Омонимы. | 2 | Усвоение новых знаний | Омонимы. | Работа с учебником, синонимическая минутка, работа со словарем. | Знать значение термина «омонимы»; уметь пользоваться словарем омонимов; работать с толковым словарем; находить в предложении омонимы. | *41, упр.660 | ||
205-206 | Паронимы. | 2 | Усвоение новых знаний | Паронимы. Ошибки при употреблении паронимов в речи. | Редактирование предложений работа с учебником, упражнения. | Знать значение термина «паронимы»; уметь пользоваться словарем паронимов; работать с толковым словарем; находить в предложениипаронимы. | *42, упр.664 | ||
207-208 | Понятие об этимологии. | 2 | Усвоение новых знаний | Происхождение некоторых слов. Понятие о народной этимологии. | Работа с учебником, тренировочные упражнения,работа со словарем. | Понимать значение термина «этимология»; уметь анализировать происхождение слов; пользоваться этимологическим словарем. | *43, упр.672 | ||
209-210 | Устаревшие слова | 2 | Усвоение новых знаний | Историзмы и архаизмы. | Анализ небольшого исторического текста, упражнения,самостоятельная работа | Знать значение терминов «историзмы», «архаизмы», роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; разграничивать данные понятия; уметь находить историзмы и архаизмы. | *44, упр.678 | ||
211-212 | Неологизмы. | 1 | Усвоение новых знаний | Неологизмы. | Исследование текста. Игра-соревнование, выполнение упражнений, работа со словарем | Знать значение термина «неологизмы», роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; уметь находить неологизмы в речи. | *45, упр.830 | ||
213-214 | Заимствованные слова. | 1 | Усвоение новых знаний | Фонетические и морфемные изменения заимствовнных слов в русском языке. | Игровые упражнения, м/м презентация, беседа по вопросам, упр-я | Знать происхождение лексики русского языка, смысл заимствований и отличительные признаки заимствований; уметь использовать заимствования в речи. | *46, упр.695 | ||
215-216 | Старославянизмы. Правописание полногласных и неполногласных сочетаний. | 1 | Усвоение новых знаний | Условия появления старославянизмов в языке. Синонимичные отношения между старославянизмами русизмами. | Исследование текста. Игровые упражнения, работа в парах. | Знать происхождение лексики русского языка; смысл старославянизмов, правописание полногласных и неполногласных сочетаний.; уметь видеть старославянизмы в тексте. | *47, упр.703 | ||
217 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Путешествие по стране «Лексикологии» | 1 | |||||||
Фразеология | |||||||||
218-219 | Фразеологизмы. | 2 | Усвоение новых знаний | Фразеологизмы. Фразеологизмы как выразительное средство языка и речи. Фразологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. | Статья «Из истории фразеологизма». Работа со словарем, игровые упражнения, работа с м/м презентацией, устные сообщения учащихся | Знать значение термина «фразеологизм», знать особенности строения фразеологического оборота, роль фразеологизмов в речи, историческую основу фразеологических оборотов, их роль в языке; уметь пользоваться фразеологическим словарем, использовать фразеологические обороты в речи. | *48, упр.717,720, карточки | ||
220-221 | Пословицы и поговорки. | 2 | Усвоение новых знаний | Пословицы и поговорки. Народный характер пословиц и поговорок. | Мини-сочинение по пословице или поговорке. Тренировочные, игровые упражнения | Знать значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм»; уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в речи. | *49, упр.731 | ||
222-223 | Крылатые слова и выражения. | 2 | Усвоение новых знаний | Крылатые слова и выражения. | Работа со словарем, игровые упражнения, работа с м/м презентацией, устные сообщения учащихся | Знать значение терминов «крылатые слова и выражения»; уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать крылатые выражения в речи. | *50, подобрать крыл. выражения | ||
Повторение | |||||||||
224 | Части речи | 1 | Обобщение и систематизация изученного | Тестовое задание Игровые упражнения, упражнения проверочного характера | Повторить и обобщить изученное по теме «Лексика». | Повторить теоретический материал | |||
225-226 | Комплексный анализ текста | 2 | |||||||
227-228 | Орфограммы в глаголах, существительных и прилагательных | 2 | |||||||
229-230 | Синтаксис и пунктуация. | 2 | |||||||
231 | Р.р.Изложение с элементами сочинения | 1 | |||||||
232-233 | Лексика и орфография | 2 | |||||||
234-236 | Орфография. Правописание корней и приставок | 3 | Орфография. | Тестовое задание. Упражнения проверочного характера, самостоятельная работа | Повторить и обобщить изученное орфографии. | Карточки | |||
237-238 | Контрольный диктант с грамматическим заданием . Анализ диктанта. | 2 | Контроль и оценка знаний | Диктант |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/ М.: Мнемозина, 2008 г....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс
Планирование уроков русского языка в 9 классе...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...