Урок развития речи 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи. 6 класс. В данном уроке использованы элементы мастерской и РКМ (развитие критического мышления). Презентацию к уроку каждый учитель может сделать сам в зависимости от своих эстетических вкусов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_razdele.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. «Лексическое значение слов» 6 класс
Цель: Развитие речи и мышления учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Задачи:
1. Развивать аналитические способности учащихся, логическое мышление, расширять кругозор, развивать внимание и фантазию.
2. Повторение навыков комплексного анализа текста.
3. Формировать навыки работы с текстом.
Технологии: элементы мастерской, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), дискуссионные.
Оборудование: толковые словари разных авторов, раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока:
- Стадия вызова.
Ребята. Посмотрите на слово( слово дается либо на карточке, либо на слайде в презентации) – ВЫРЕЗЫВАТЕЛЬ.
- как вы думаете, что обозначает это слово?
- какое значение у этого слова?
- задайте свои вопросы к этому слову?
( Варианты детских вопросов: относится ли оно к мужскому полу?
на что указывает суффикс –тель- в данном слове?
из чего он может вырезать? И т.д.)
-каким известным в современном языке словом можно заменить данное? Кто догадался,о какой профессии пойдет речь? ( второй слайд: Скульптор – дословно с лат. вырезыватель )
- Осмысление.
Представьте, что вы ,ребята, открыли толковый словарь и у этого слова отсутствует текст (3 слайд: скульптор - ….)
Задание1. Напишите свой текст к данному слову.
- определите, каким стилем речи вы записали данный текст?( научный)
- давайте сверим свои варианты с текстами из словарей известных русских ученых.( на партах лежат приготовленные толковые словари С.Ожегова, И.Даля, Ушакова, школьный толковый словарь, ребята ищут данное слово, читаем вслух все варианты толкования слова).
- а вот что написано в Большой Сов. Энциклопедии (4 слайд: скульптор – созвездие Южного полушария)
- как вы думаете, почему есть и такое объяснение? (5 слайд: фотографии известных скульптур античности – уважение древних астрономов и философов к этому удивительному дару человека , из камня творить прекрасное, возвышенное и т.д.)
- Можем ли мы назвать искусство скульптора самым древним. Попробуйте доказать свою точку зрения (устное проговаривание, напоминаем алгоритм доказательства).
III. Работа с текстом.
Задание 2. Перед вами текст. Давайте прочитаем (слайд 6):
Произошло это, как рассказывает легенда, в одном античном городе. Два скульптора спорили за право изваять необходимую городу статую. Их спор решало народное собрание.
Первый красноречивый претендент сумел очаровать слушателей пленительным пространным рассказом о том, как, по его мнению, должна будет выглядеть упомянутая статуя.
Второй, неловко чувствуя себя на возвышении для ораторов, сказал грубовато и коротко: «Граждане, все, что вам здесь сейчас наговорили…»
- Почему мы начали урок со слова скульптор?
- Подберите синоним к слову скульптор, используя слова текста.
- Какого происхождения слово ваятель? К какому стилю относится? (устаревшее, книжный, высокий стиль)
- Как вы понимаете слово изваять?
- Что необычное в этом тексте? (нет окончания ). Вы уже догадались, что концовку нам надо будет придумать самим. Но сначала мы проанализируем текст.
IV. Речевой анализ текста (слайд7)
- У нас 2 героя, что они делали?
1скульптор « спорили» 2 скульптор
- Как вы понимаете смысл этого слова? Сравним со словарем С.Ожегова
- 1значение – словесное состязание, обсуждение чего-либо;
- 2 значение – взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом.
- как вы думаете, в каком значении используется слово «спор» в тексте?
3. Найдите важные, ключевые слова к образу каждого скульптора ( сразу проводим лексическую работу со словами и определяем средства выразительности)
1-й : красноречивый – очаровал («чары» - старослав. колдовать) – пленительным («плен») –пространным (1 значение – обширный, занимающий большое пространство; 2 значение – о речи, слишком длинная и подробная)
2-й : неловко чувствуя себя ( неловко – стеснительно, испытывая чувство стыда. Скромный, не любит выпячивать себя), грубовато и коротко ( краткий –лаконичный, ясный ответ, грубовато – в данном случае можно трактовать как простую, искреннюю речь), «наговорили» - ирония.
Напишите свое мнение о каждом скульпторе. (2-3 предложения)
Попробуйте теперь закончить данный текст. Самостоятельная работа или работа в группах. Зачитываем варианты каждой творческой группы.
4. Сравним ваши варианты с первоисточником (слайд 8) «…я обязуюсь сделать».
5. Теперь, когда у нас есть окончательный вариант текста (можно использовать первоисточник или тот, что придумали учащиеся) заполните таблицу( сдаются учителю в конце урока):
(таблицы лежат на партах)
Род литературы | эпос |
Жанр | Рассказ-притча |
Тема | ……… |
Стиль речи | ………. |
Тип речи | |
Заглавие | |
Основная мысль |
V.Заключение. В конце урока, я предлагаю вам, ребята, написать синквейн на слова из текста: скульптор, ваятель, спор.
(Некоторые варианты из детских работ):
Скульптор Спор
Талантливый, терпеливый. Умный и глупый.
Ищет, творит , дерзает. И разъединяет и обижает.
Сила искусства побеждает время. Но без него никуда.
Бессмертие! Именно в нем рождается истина.
VI. Итог урока. Зачитываются синквейны ( вывешиваются работы на доску ).
VII. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...