Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Рассказ по заданному сюжету".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок по развитию речи с повторением литературных терминов, в повторением содержания текста и рассказа, с самостоятельной творческой работой учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Рассказ по заданному сюжету.

Цели:

- вспомнить ранее изученный материал по развитию речи, связанный с написанием сочинений разных жанров;

- Научить разворачивать намеченные эпизоды в яркие художественные картины;

- научить открыто и верно выражать свои мысли и чувства;

- повторить словарные слова, правильное написание составленных выражений;

- прививать любовь к родному литературному языку; любовь ко всему живому, милосердие и сострадание;

- развивать мышление, речь, воображение, внимание, память.

Оборудование: учебник, ручки, тетради, черновики, записи на доске, таблица, иллюстрации.

Ход урока.

I.  Организационный момент.  ( проверка готовности к уроку и приветствие).

II. Определение целей и задач урока.

(На интреактивной доске даны две записи: одна – текст, другая – отдельные предложения).

         1) Один из окраинных военкоматов пригласил меня выступить перед призывниками. Я вошел в комнату - и оторопел.

           За столом сидели пять генералов. Пять прославленных полководцев Великой Отечественной войны. Имена их известны, без всякого сомнения, каждому русскому человеку. Назову хотя бы одного – Александра Ивановича Родимцева, героя Испании, Первого гвардейца Сталинграда. Для меня было высокой честью на равных пожать руку другому генералу, члену Военного Совета  моего фронта, где я воевал сержантом-сапером…

            А призывников оказалось то ли семь, то ли десять. И вообще впереди кинокартина и танцы, так что давайте поскорее, тем более что начало томительно задержалось, ибо военком на совещании, а заместитель вообще не  в курсе дела.

          Генералы не возмущались, но я видел, что они  огорчены и  - храбрейшие на земле люди! – немного растеряны.

          2) Я не мог представить, чтобы экваториальное небо бывало хоть когда-нибудь серым.  Время идет, и ты не замечаешь, что по вечерам уже светло и что, хотя везде еще лежит снег, уже чувствуется приближение весны. С высоченных тополей, растущих в привокзальном сквере, срывались желтые листья и, вычерчивая в воздухе мудреную спираль, медленно падали на землю.

            По-моему, оно было таким густым, что даже снега на Килиманджаро приобретали его индиговый цвет. Мы расчистили дорожки в саду и красной и желтой краской покрасили скамейки. Ондатра подолгу не вылезает из воды и питается водяными растениями, а норки роет на берегу водоема, либо  строит над водной поверхностью так называемые «хатки».

             К нам прилетают только воробьи да синицы. Сравним приход и расход лучистой энергии ночью и днем , зимой и летом. Оттого, что верхушки деревьев срезаны, создается впечатление, будто они не помещаются на холсте, а потому кажутся еще более мощными.

 - Какую из данных записей можно назвать текстом?

- Почему? Аргументируйте свой ответ.

- Какими будут цели нашего урока? (направленные на развитие речи).

- А более конкретное определение целям кто может дать? ( мы должны научиться писать сочинение по заданному сюжету).

III. Словарная работа.

А что такое сюжет?

Запишем в тетради определение этого понятия.

Сюжет – это ряд событий, составляющих содержание произведения.

Например, вот как можно передать сюжет рассказа А.Н.Толстого «Русский характер».

Действие происходит в начале сороковых, в центре внимания оказываются не доблестные подвиги главного героя, а то, что произошло с ним после тяжелого ранения. 

Итак, сюжет – это цепь жизненных событий, канва, на основе которой автор описывает людей, действия.

- Сегодня мы  пишем сочинение рассказ на основе сюжета, помещенного в упражнении 396.  

- Давайте вспомним, в чем особенности жанра рассказа?

Читаем это упражнение. (Дети читают упражнение).

Обратите внимание на краткость сюжета: действия только названы, но не описаны. Нет никакого авторского отношения к изображаемому. Это только схема (сюжет) рассказа. Поэтому наша творческая задача какая?  (Развернуть едва намеченные эпизоды в яркие художественные картины, выразить свои чувства).

IV. Написание сочинения. Работа с черновиками.

- Давайте подумаем, как мы будем выполнить эту задачу? Что можно и нужно ввести в рассказ?

- Где у нас элементы композиции?

1. Завязка.

Папа подарил Вите ножик. Витя очень

дорожил этим подарком.

Что надо внести

Описание ножика.

2. Развитие действия.

В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря.

Описать снегиря, как снегирь бился на веревке, как Вите было жалко птицу.

3. Кульминация.

Витя отдал Петьке ножик ради спасения птицы, и обмен состоялся.

Ввести диалог.

4. Развязка.

Витя выпустил снегиря.

Описать чувства мальчика, полет освобожденной птицы.

5. Высказать свое отношение к описанным событиям.

- Какова основная мысль рассказа?

- Какой заголовок вы дадите своему сочинению? (Учись делать добро!)

- Кто сможет подобрать эпитет к данному сочинению?

…лучше иметь в груди кусочек

человеческого сердца, вместо

                                                                     холодного камня.

        В.Г.Короленко.

V. Самостоятельная работа учащихся с черновиками.

VI. Устная работа. (Устные рассказы нескольких учеников).

На интерактивной доске помещены словарные слова, выражения и обороты речи, а также иллюстрации, расположенные в определенной последовательности происходящих событий:

Ножик небольшой, но очень удобный, так как в его гнездышках спрятана полированная костяная ручка; острые блестящие лезвия. Здесь были и большое лезвие, и лезвие поменьше, и вилочка, и походная ложечка.

Снегирь красногрудый, маленький, пушистенький комочек. Нахохлившийся, взъерошенный, испуганный, клюв приоткрыт.

Бьется, стучит, трепещет сердце птицы.

Пример диалога:

- Зачем ты мучишь снегиря?

- А тебе что, жалко?

- Жалко!

- Тогда купи его!

- Но у меня нет денег… Хочешь, я отдам тебе за птицу ножик?

Петька жадными глазами осмотрел ножик, велел открыть все лезвия и как будто нехотя согласился:

- Ладно уж, давай, я нежадный.

Витя отдал…  

VII. Самостоятельная работа над сочинением детей.

VIII. Домашнее задание. Повторить правописание корней с чередованием и словарные слова в учебнике на буквы «с», «т», «х», «к», «р».

ХI. Подведение итогов. 

- Что показалось в работе самым трудным?

- Что удалось вам  написать в сочинении?

- Какой урок вы извлекли из событий, описанных в рассказе?

- С какой целью  была выбрана именно эта тема сочинения?

Объявление оценок за устные ответы. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...

Урок по развитию речи, 8 класс

Изложение с элементами сочинения для 8 класса...

Урок по развитию речи, 5 класс.

Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...