Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Рассказ по заданному сюжету".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок по развитию речи с повторением литературных терминов, в повторением содержания текста и рассказа, с самостоятельной творческой работой учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_8.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Рассказ по заданному сюжету.
Цели:
- вспомнить ранее изученный материал по развитию речи, связанный с написанием сочинений разных жанров;
- Научить разворачивать намеченные эпизоды в яркие художественные картины;
- научить открыто и верно выражать свои мысли и чувства;
- повторить словарные слова, правильное написание составленных выражений;
- прививать любовь к родному литературному языку; любовь ко всему живому, милосердие и сострадание;
- развивать мышление, речь, воображение, внимание, память.
Оборудование: учебник, ручки, тетради, черновики, записи на доске, таблица, иллюстрации.
Ход урока.
I. Организационный момент. ( проверка готовности к уроку и приветствие).
II. Определение целей и задач урока.
(На интреактивной доске даны две записи: одна – текст, другая – отдельные предложения).
1) Один из окраинных военкоматов пригласил меня выступить перед призывниками. Я вошел в комнату - и оторопел.
За столом сидели пять генералов. Пять прославленных полководцев Великой Отечественной войны. Имена их известны, без всякого сомнения, каждому русскому человеку. Назову хотя бы одного – Александра Ивановича Родимцева, героя Испании, Первого гвардейца Сталинграда. Для меня было высокой честью на равных пожать руку другому генералу, члену Военного Совета моего фронта, где я воевал сержантом-сапером…
А призывников оказалось то ли семь, то ли десять. И вообще впереди кинокартина и танцы, так что давайте поскорее, тем более что начало томительно задержалось, ибо военком на совещании, а заместитель вообще не в курсе дела.
Генералы не возмущались, но я видел, что они огорчены и - храбрейшие на земле люди! – немного растеряны.
2) Я не мог представить, чтобы экваториальное небо бывало хоть когда-нибудь серым. Время идет, и ты не замечаешь, что по вечерам уже светло и что, хотя везде еще лежит снег, уже чувствуется приближение весны. С высоченных тополей, растущих в привокзальном сквере, срывались желтые листья и, вычерчивая в воздухе мудреную спираль, медленно падали на землю.
По-моему, оно было таким густым, что даже снега на Килиманджаро приобретали его индиговый цвет. Мы расчистили дорожки в саду и красной и желтой краской покрасили скамейки. Ондатра подолгу не вылезает из воды и питается водяными растениями, а норки роет на берегу водоема, либо строит над водной поверхностью так называемые «хатки».
К нам прилетают только воробьи да синицы. Сравним приход и расход лучистой энергии ночью и днем , зимой и летом. Оттого, что верхушки деревьев срезаны, создается впечатление, будто они не помещаются на холсте, а потому кажутся еще более мощными.
- Какую из данных записей можно назвать текстом?
- Почему? Аргументируйте свой ответ.
- Какими будут цели нашего урока? (направленные на развитие речи).
- А более конкретное определение целям кто может дать? ( мы должны научиться писать сочинение по заданному сюжету).
III. Словарная работа.
А что такое сюжет?
Запишем в тетради определение этого понятия.
Сюжет – это ряд событий, составляющих содержание произведения.
Например, вот как можно передать сюжет рассказа А.Н.Толстого «Русский характер».
Действие происходит в начале сороковых, в центре внимания оказываются не доблестные подвиги главного героя, а то, что произошло с ним после тяжелого ранения.
Итак, сюжет – это цепь жизненных событий, канва, на основе которой автор описывает людей, действия.
- Сегодня мы пишем сочинение рассказ на основе сюжета, помещенного в упражнении 396.
- Давайте вспомним, в чем особенности жанра рассказа?
Читаем это упражнение. (Дети читают упражнение).
Обратите внимание на краткость сюжета: действия только названы, но не описаны. Нет никакого авторского отношения к изображаемому. Это только схема (сюжет) рассказа. Поэтому наша творческая задача какая? (Развернуть едва намеченные эпизоды в яркие художественные картины, выразить свои чувства).
IV. Написание сочинения. Работа с черновиками.
- Давайте подумаем, как мы будем выполнить эту задачу? Что можно и нужно ввести в рассказ?
- Где у нас элементы композиции?
1. Завязка. Папа подарил Вите ножик. Витя очень дорожил этим подарком. | Что надо внести Описание ножика. |
2. Развитие действия. В школе Витя увидел в руках Петьки снегиря. | Описать снегиря, как снегирь бился на веревке, как Вите было жалко птицу. |
3. Кульминация. Витя отдал Петьке ножик ради спасения птицы, и обмен состоялся. | Ввести диалог. |
4. Развязка. Витя выпустил снегиря. | Описать чувства мальчика, полет освобожденной птицы. |
5. Высказать свое отношение к описанным событиям. |
- Какова основная мысль рассказа?
- Какой заголовок вы дадите своему сочинению? (Учись делать добро!)
- Кто сможет подобрать эпитет к данному сочинению?
…лучше иметь в груди кусочек
человеческого сердца, вместо
холодного камня.
В.Г.Короленко.
V. Самостоятельная работа учащихся с черновиками.
VI. Устная работа. (Устные рассказы нескольких учеников).
На интерактивной доске помещены словарные слова, выражения и обороты речи, а также иллюстрации, расположенные в определенной последовательности происходящих событий:
Ножик небольшой, но очень удобный, так как в его гнездышках спрятана полированная костяная ручка; острые блестящие лезвия. Здесь были и большое лезвие, и лезвие поменьше, и вилочка, и походная ложечка.
Снегирь красногрудый, маленький, пушистенький комочек. Нахохлившийся, взъерошенный, испуганный, клюв приоткрыт.
Бьется, стучит, трепещет сердце птицы.
Пример диалога:
- Зачем ты мучишь снегиря?
- А тебе что, жалко?
- Жалко!
- Тогда купи его!
- Но у меня нет денег… Хочешь, я отдам тебе за птицу ножик?
Петька жадными глазами осмотрел ножик, велел открыть все лезвия и как будто нехотя согласился:
- Ладно уж, давай, я нежадный.
Витя отдал…
VII. Самостоятельная работа над сочинением детей.
VIII. Домашнее задание. Повторить правописание корней с чередованием и словарные слова в учебнике на буквы «с», «т», «х», «к», «р».
ХI. Подведение итогов.
- Что показалось в работе самым трудным?
- Что удалось вам написать в сочинении?
- Какой урок вы извлекли из событий, описанных в рассказе?
- С какой целью была выбрана именно эта тема сочинения?
Объявление оценок за устные ответы. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс
Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...
Урок по развитию речи, 8 класс
Изложение с элементами сочинения для 8 класса...
Урок по развитию речи, 5 класс.
Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....
Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".
формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...
Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".
Тип урока: урок развития речи. (Обучающее изложение с творческим заданием). Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...
Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).
Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...
Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).
Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...