Практикум по орфографии "Правописание Ь и Ъ" (11 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

Конспект урока русского языка в выпускном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_praktikum_po_orfografii_i_.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка

(повторительно-обобщающий урок)

11 класс

Практикум по орфографии.

Правописание Ъ и Ь

учителя русского языка

и литературы

ГОУ ЦО №879

Мордань Натальи Юрьевны

Тема: Практикум по орфографии. Правописание Ъ и Ь

Задачи:  - повторить и обобщить изученные ранее теоретические сведения по данной теме;

              - развивать навыки выбора Ъ и Ь;

               - акцентировать внимание учащихся на трудных случаях написания слов с Ъ и Ь;

              - продолжить формирование умений отвечать на вопросы части А и В  ЕГЭ;

              - развивать навыки анализа текста с учетом требований к части С  ЕГЭ;

              - воспитывать сознательное отношение к изучению родного языка.

Оборудование урока: - раздаточный материал к систематизирующему повторению орфографической темы урока (таблица №1 «Правописание разделительных Ъ и Ь», таблица №2 «Правописание Ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова», текст части С  ЕГЭ).

Ход урока:

1.  Организационный момент

2. Сообщение познавательной цели урока

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит продолжить подготовку к ЕГЭ: мы обратим внимание на вопросы, вызывающие у вас трудности, повторим и обобщим одну из орфографических тем, будем совершенствовать навыки анализа текста.

- Запишите в тетради число, тему урока, оставьте строчку, чтобы позднее мы конкретизировали  орфографическую тему.

3.  Проверка домашнего задания (выборочно, устно)

- Что вам надо было приготовить к уроку? (Привести примеры из художественной литературы или собственного сочинения на основные термины речеведения)

- Что такое риторический вопрос? … сравнение? … эпитет? Приведите примеры. (Собрать работы)

4. Повторение

 - Откройте матрицы, посмотрите, какие вопросы в последних работах вызвали у вас трудности.

4 ученика, которые в проверочных тестах набирали наибольшее количество баллов,  получают индивидуальное задание (Карточки с вопросом 8 части В ЕГЭ).

Остальные учащиеся выбирают  одно из заданий, записанных на доске, с учетом матриц и делают его самостоятельно в тетради. Позднее задания проверяются у доски.

На доске два типа заданий:

А) Произведите фонетический разбор слова режьте; вставьте пропущенные буквы в слова и расставьте в них ударение: ал..товый, бенз..провод, баловать, дозвониш..ся, запл..мбировать, ин..екция, наотмаш.., фетиш.., щавель, эксперт.

 Дополнительный вопрос: - В каких словах происходит процесс оглушения?

В) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выпишите из предложения словосочетание по типу связи примыкание, укажите способ образования слова благополучно, найдите частицу, омонимичную предлогу.

Ведь если даже у вас все вроде сл..жилось благополуч..но кто(?)то в то(же) самое время испытыва..т душевные и физич..ские муки.

Дополнительный  вопрос: – Назовите остальные частицы.

5. Словарный диктант. «Помоги себе сам» стр. 105.

- Как можно сгруппировать записанные слова? (по наличию-отсутствию Ъ и Ь в слове, по различным функциям Ъ и Ь в слове). Именно  правописание Ъ и Ь  мы и будем сегодня отрабатывать. Запишите вторую строчку в названии темы.

6. Обобщение орфографической темы. Работа с раздаточным материалом по группам.

1 группа - Кто в словарном диктанте не сделал ни одной ошибки и считает, что тему знает отлично и готов без повторения теории перейти к практике?

Для вас задание: «Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ» вопросы 421 – 432. Назначить руководителя группы, который в конце работы должен проверить тесты и выставить оценки.

2 группа - Кто сделал 1 – 2 ошибки, тему помнит хорошо и  готов самостоятельно повторить ее по таблицам, а затем отработать?

 Для вас задание: Повторить тему по таблицам, потом выполнить упражнение (стр. 113 «Помоги себе сам» вариант 2). 1 учащийся работает с обратной стороны доски.

3 группа - Кому требуется помощь учителя при обобщении темы?

Устная работа с раздаточным материалом, анализ примеров и заполнение таблиц теоретическим материалом.   Выводы по теме обобщения.                

                                     

Таблица №1

Правописание разделительных Ъ и Ь

Примеры

Теория

Подъехал, объяснить, съежился, предъявить

После приставок, оканчивающихся на согласный, и перед буквами Е, Ё, Ю, Я

Двухъярусный, трехъязычный, суперъядро

В сложных словах, первую часть которых составляют числительные или корень супер-

Инъекция, адъютант, субъективный

В иноязычных словах после приставок на согласную (об-, ад-, транс-, суб-, диз-…)

Друзья, пьют, вьюга, ручьи, бурьян, серьезный

Перед буквами Е, Ё, Ю, Я, но не после приставок

Лосьон, батальон, бульон, павильон, шиньон

В иноязычных словах перед буквой О

Трехэтажный, сузил, сагитировал, выехал

Не перед Е, Ё, Ю, Я

Таблица №2

Правописание Ь после шипящих для обозначения  грамматических форм

Примеры

Есть Ь

Нет Ь

Сушь, вещь, еж, уж, нет рощ

Имена существительные 3 скл.

Имена существительные 1, 2 скл.

Хорош, пригож, горяч

Краткие имена прилагательные

Думаешь, улыбаешься, стеречь, уберечься, режь, умножьте, прячься

Глаголы 2 лица ед. ч., глаголы в форме инфинитива, глаголы повелительного наклонения

Сплошь, настежь, наотмашь

Наречия

Уж, замуж, невтерпёж

Ишь, лишь, бишь, вишь

Частицы

- Опираясь на таблицы, прокомментируйте, какие буквы вы вставите в слова с пропущенными буквами  из предложений «Помоги себе сам» стр. 107 и стр. 110 – 111.

4 - Индивидуальное задание. Заранее подготовленный учащийся на доске составляет памятку «Трудные случаи написания Ъ и Ь», поясняет значение непонятных слов.

Адъютант, фельдъегерь, конъюнктура, конъюнктивит, инъекция, субъект, объятия, изъян. Подьячий, интерьер, арьергард, папильотки, котильон, альт. НО: Детясли, главювелир, иняз, пол-юрты.

 - Придумайте со словами, вызвавшими трудности, словосочетания или предложения и запишите их в тетрадь.

Обобщение -  Назовите условия выбора разделительного Ъ и разделительного Ь.

                          - Когда в грамматических формах пишется, а когда не пишется Ь?

7. Работа с текстом

Прочитайте текст (см. раздаточный материал). Посовещайтесь в паре и приготовьте небольшое устное высказывание. Задание для групп:  1 ряд - проблема текста и комментарий

                                                                                  2 ряд - позиция автора

                                                                                  3 ряд - своя точка зрения

Проверка работы с текстом (устные высказывания учащихся).

8. Подведение итогов урока

- Где нам могут понадобиться умения и навыки,  полученные на уроке? (При выполнении части А и В (начало урока), части А вопрос 16, части С).

9. Домашнее задание

- Тем, кто тему усвоил, написать полностью часть С по предложенному тексту. Остальным доучить теорию по таблицам и выполнить упр.191.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Таблица №1

Правописание разделительных Ъ и Ь

Примеры

Теория

Подъехал, объяснить, съежился, предъявить

Двухъярусный, трехъязычный, суперъядро

Инъекция, адъютант, субъективный

Друзья, пьют, вьюга, ручьи, бурьян, серьезный

Лосьон, батальон, бульон, павильон, шиньон

Трехэтажный, сузил, сагитировал, выехал

Таблица №2

Правописание Ь после шипящих для обозначения  грамматических форм

Примеры

Есть Ь

Нет Ь

Сушь, вещь, еж, уж, нет рощ

Хорош, пригож, горяч

Думаешь, улыбаешься, стеречь, уберечься, режь, умножьте, прячься

Сплошь, настежь, наотмашь

Уж, замуж, невтерпёж

Ишь, лишь, бишь, вишь

Часть С

 (1) Человек должен быть интеллигентен.

(2) А если у него профессия не требует интеллигентности? (3) А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? (4) А если окружающая среда не позволяет? (5) Если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6) Нет, нет и нет! (7) Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9) И вот почему.

(10) Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(11) А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

(12) Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14) Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства  от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв  другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек… (15) Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.

(По Д.С. Лихачеву)

Индивидуальное задание

Прочитайте текст и выполните задания А29-А31, В8.

(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.

(2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3)Я сказал бы, что душа — это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4)Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5)В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. (6)И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.

(7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (8)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9)И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого...

(10)И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

(11)И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа — это и значит — любовь.

(12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!

(13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15)Лето было жаркое, осень сухая. (16)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой.

(17)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен.

(18)Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20)И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок.

(М. Пришвин)

А29. Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту?

1) Береги платье снову, а честь смолоду.  (Пословица)

2) Отныне я не требую счастья, я сам свое счастье. (У. Уитмен).

3) Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться Человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека.  (Достоевский)

4) Богатство - вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние - вещь, необходимая для счастья.  (Чернышевский)

А30. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует автор в указанных фрагментах?

1) в предложениях 1-6 описание, в предложениях 13-19 повествование

2) в предложениях 1-6 рассуждение, в предложениях 13-19 повествование

3) в предложениях 1-6 повествование, в предложениях 13-19 описание

4) в обоих фрагментах описание

А31. В каком предложении автор использует контекстные антонимы?

1)  3

2)  7

3)  8

4)  10

В8.  Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«У Пришвина особый язык, который может показаться трудным, потому что писатель говорит «без черновика»; он, делясь своими раздумьями, ищет способ выразить то, что его волнует. В его речи часто используется(-ются)_______(например, в предложениях 6, 8, 9, 10, 11),_______(например, в предложениях 4, 7, 10, 12, 14), есть эмоционально окрашенн(-ый, -ая, -..)____(предложения 12, 16, 19, 20).

...Рассказ о плаще - это________, раскрывающ(-ий, -ая, -..) одну

из высказанных в первой части мыслей. ... »

Список терминов:

1)  фразеологизмы

2)   гипербола

3)   метафора

4)   аллегория

5)   эпитеты

6)   лексический повтор

7)   сравнительные обороты

8)   инверсия

9)   парцелляция

10) парадокс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Как себя вести. (Практикум по культуре поведения для учащихся 5 класса).

В классном часе рассказывается ол правилах поведения в общественных местах....

Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...

Рабочая программа по практикуму по математике «Подготовка к ГИА», 9 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, формы контроля, УМК для учителя и ученика, календарно-тематическое планирование....

Урок - практикум по решению генетических задач в 9 классе.

Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Генетика". Решение генетических задач с использованием маршрутных листов...

Открытый урок-практикум по теме «Электронные таблицы» в 10 классе.

Раздел программы: «Моделирование в электронных таблицах». Класс: 10 класс Тема урока: Моделирование ситуаций Цель урока: Научить учащихся применять табличный процессор Excel для моделирован...

практикум по геометрии для 9,10,11 классов

Практикум по планиметрии написан для решения ключевых задач,необходимых для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Можно  использовать в 9,10,11 классах. Рассчитан на учебный год....