Повторение изученного. СПП с придаточным обстоятельственным места.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Киселева Елена Львовна

Конспект урока по русскому языку в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Киселева Елена Львовна

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема урока: Повторение изученного. СПП с придаточным обстоятельственным места.

Тип урока: комбинированный

Цель: закрепить полученные знания по СПП со всеми изученными типами придаточных; ознакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными места;

  Задачи урока:

Образовательные: закрепить и формировать умения:

 а) составлять схемы предложений с указанными придаточными;

б) распознавать и отличать разные виды придаточных, определять средства их связи с главным предложением;

в) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных;

 Развивающие:1)развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; 2)способствовать развитию культуры диалогической и монологической речи; развитию памяти

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку;

Оборудование: таблица, учебные тексты, раздаточный материал.

Формы работы с учащимися:

  1. фронтальная
  2. работа с тестами (раздаточный материал)
  3. самостоятельная работа с самопроверкой
  4. работа с учебником

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с темой урока.
  3. Теоретическая минута.
  4. Работа с тестами, схематический диктант.
  5. Объяснение нового материала (учебник: с.63, №134)
  6. Закрепление нового материала: Синтаксический разбор предложения (№135)
  7.  Рефлексия. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветствие учащихся. Дежурный сообщает о готовности к уроку.

  1. Знакомство с темой урока.

Оформление доски: запись темы урока.

  1. Теоретическая минута.

Вопросы:

(сложноподчиненное предложение в дальнейшем обозначение – СПП)

  • Что такое СПП?
  • При помощи каких синтаксических единиц образуется СПП?
  • Чем отличаются союзы от союзных слов?
  • В какой части СПП стоят указательные слова?
  • Как определить тип СПП?
  1. Работа с тестами, схематический диктант.

(Тестовые задания, схематический диктант прилагаются)

  • Укажи неверное утверждение
  • Укажи СПП с придаточным определительным
  • Найди СПП с придаточным изъяснительным
  • Начерти схемы, определи вид придаточных предложений.
  1. Объяснение нового материала (учебник: с.63, № 134)

Большая часть придаточных обстоятельственных предложений соотносительна по функции с членами предложения.

Придаточные обстоятельственные предложения делятся на придаточные степени и образа действия (они распространяют словосочетание), придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные цели, придаточные причины, придаточные условные, придаточные уступительные, придаточные следствия (они распространяют главное предложение).

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др.

 Ознакомление с теоретическим материалом учебника

  • Какие по составу союзы используются для присоединения придаточной части к главной?
  • К каким придаточным обстоятельственным нельзя поставить вопрос?
  • Во всех ли конструкциях с придаточными обстоятельственными придаточные предложения могут присоединяться при помощи союзных слов?
  1. Закрепление нового материала. Синтаксический разбор

Составьте сложноподчиненные предложения, сделав данные предложения главными и подобрав к ним разные по значению обстоятельственные придаточные.

  1. 1) Рано утром мы выехали на экскурсию.
  2. 2) За окном замелькали леса, перелески.
  3. 3) Огни зажглись во всех окнах.
  4. 4) мы примем решение.
  5. 5) Я прочитал эту книгу.
  6. 6) Будем решать примеры по алгебре.
  7. 7) Я смогу подготовить доклад.

                        7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Фронтальная беседа с применением интерактивного приема «микрофон»
  • С какими второстепенными членами предложения соотносятся придаточные обстоятельственные?
  • Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств?
  • К придаточным какого вида нельзя задать вопрос?
  • С помощью чего присоединяется придаточная часть к главной в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными?

                           8. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

      2. Из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выпишите 5-6 сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными. Определите значение придаточной части и цель использования этих предложений в тексте.



Предварительный просмотр:

Часть 1. Тестовые задания

  1. Укажи неверное утверждение.

А. В СПП предложения  неравномерны (одна подчиняется другой).

Б. В СПП предложения связываются при помощи союзов и союзных слов.

В. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

Г. В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.

  1. Укажи СПП с придаточным определительным.

А. Письмо, что ты написала, меня ничуть не испугало.

Б. Недаром говорится, что дело мастера боится.

В. Когда на душе горе, то тяжело без людей.

Г. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

   

  1. Найди СПП с придаточным изъяснительным.

А. Огромный тополь рос невдалеке от домика, где когда-то жил писатель.

Б. Он привык к мысли, что лучшее впереди.

В. Молодость привлекает тем, что имеет будущее

Г.Оп пошел туда, где узкой полоской чернел лес.

Часть 2. Схематический диктант.

Начерти схемы, определи вид придаточных предложений.

а) Мы расположились на отдых у того дерева, что растет у самой воды.

б) Мы спросили, когда нам прийти снова.

в) Известно, что слоны в диковинку у нас.

г) Мы отправимся в путь, когда утихнет непогода.

д) Я знаю, что в этом его вина.

е) Он опоздал, потому что рпроспал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....

Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."

Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноу...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места"

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: определение главного и придаточного, его местоположения по отношению к...

Открытый урок на конкурс "Учитель года 2022" Тема урока: Придаточные обстоятельственные места

Данный материал представляет собой разработку урока по курсу "Синтаксис сложного предложения" для обучющихся 9 класса. Тема "Придаточные в сложном предложении" довольна сложна в во...