Методическая разработка по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Методическая разработка "Русское народное творчество" для 5-8 классов общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку

 «Русское народное творчество»

( для 5 – 8 классов общеобразовательной школы)

                                 Учитель Мовсисян Р.А.

                  Санкт-Петербург, 2014

Методическая разработка по русскому языку

Тема: «Русское народное творчество».

Девиз: «Всякое дело  человеком ставится, человеком и  славится».

Цель:1) приобщить детей к народному творчеству; 

            2) развить эстетический вкус, расширить кругозор и познавательные способности;

            3) привить любовь к народным традициям;

            4) совершенствовать навыки коллективной деятельности;

             5) развить навыки монологической и диалогической речи.

 Форма проведения – заочное путешествие.

Занятие уместно провести после изучения темы «Устное народное творчество» в 5-8 классах.

Классу заранее объявляется тема предстоящего «путешествия». Класс делится на две команды или могут участвовать два класса. Каждой команде предлагается рассказать о каком-либо народном промысле на выбор: гжель, дымковская игрушка, михайловское кружево, палех, скопинская керамика, хохлома, оренбургский пуховый платок и др. Рассказ должен быть ярким, красочным, с демонстрацией наглядного материала, с использованием различных выразительных средств (народные песни, танцы, частушки, пословицы, поговорки, загадки и т.д). 

                         

                   Содержание занятия

1.Вступительное слово учителя.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В них живёт душа народа.

   Мы попытаемся с вами пройти исторические вехи и географические пункты (по карте), связанные с русским народным творчеством. Путешествовать лучше и легче небольшими группами, поэтому мы разделились на две команды. 1-ая команда «Гжель», 2-ая «Хохлома»

2. Выступления команд с рассказами о народных промыслах ( ребята одеты в наряды народного стиля).

Команда «Гжель»:

 - Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом. Это – знаменитая Гжель – народный керамический промысел (демонстрирует посуду). Живописный подмосковный регион Гжель (показывает а карте) расположен в 60 км. от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощённая мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия, - синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих своё умение и душу.

Команда «Хохлома»:

- С древних времён стремятся украсить своё жилище и предметы быта. В городе Семёнов, который расположен в Нижегородской области (показывает на карте), издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» - искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась ещё в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые чёрные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрёшки (показывает) известны во всём мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придаёт специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделия приобретают особый золотисто-медовый оттенок.

  Символом художественных промыслов России стала Матрёшка – деревянная игрушка в виде набора из нескольких внутри расписных кукол. Появилась Матрёшка около 100 лет назад в г. Сергиев Посад (показывает на карте). Традиционная роспись Матрёшек – наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрёшки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают её образ неповторимым.

3. Конкурс «Кто больше?» на знание пословиц и поговорок о труде ( участвуют все присутствующие).

  Можно предложить учащимся заранее выучить неизвестные им пословицы и поговорки для участия в этом конкурсе (одна из пословиц – девиз нашего занятия). Вот перечень некоторых из них:

  1. Всяк человек у дела познаётся.
  2. Каков мастер, такова и работа.
  3. Какова пряха, такова на ней и рубаха.
  4. Работа хвалит мастера.
  5. Маленькое дело лучше большого безделья.
  6. Была бы охота – заладится всякая работа.
  7. Работа да руки – надёжные в людях поруки.
  8. Не то забота, что много работы, а то забота, как нет её.
  9. От бессонницы трудом лечатся.
  10. Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  11. Всякое дело концом хорошо.
  12. Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
  13. Без дела жить – только небо коптить.
  14. Без дела сидит да в пустой угол глядит.
  15. Без труда и отдых не сладок.
  16. Без труда нет добра.
  17. Безделье – мать всех пороков.
  18. Будешь трудиться – будешь кормиться.
  19. Дело веди, а безделье гони.
  20. Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

4. Отгадывание русских народных загадок. Команды вытягивают номер загадки, ведущий её зачитывает, или команды по очереди предлагают загадки своим соперникам.

  1. Согнут в дугу: летом на лугу, зимой на крюку (серп).
  2. Две сестры – летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (красная и чёрная смородина).
  3. Стоит дерево кудряво, кто пройдёт, того и обоймёт (репейник).
  4. Какую траву слепой знает? ( крапива).
  5. Никто не пугает, а вся дрожит; зелена, а не луг; бела, а не снег; кучерява, а не голова (берёза).
  6.  Что в хлебе родится, а в хлеб не годится (василёк).
  7. Не огонёк, а светит (гнилушка).
  8. Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко (слива).
  9. Одна нога и шапка, а головы нет (гриб).
  10. Не драгоценный камень, а светит (лёд).
  11. Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает (бабочка).

5. Исторический экскурс. Объяснить происхождение крылатых фраз:

- стоять насмерть

- спустя рукава

- бить баклуши

- козёл отпущения

- бить челом

6. Говорение скороговорок. Как можно быстрее, чётче, выразительнее прочитать по три раза скороговорки:

 - из-под топота копыт пыль по полю летит

- полпогреба репы, полколпака гороху

- дробью по тетеревам да по перепелам

- орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл над пером

- рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал да зарапортовался

7. Исполнение народного танца, песни или частушки.

8. Кулинарное искусство.

   Каждой команде предлагается дать максимально точный рецепт приготовления:

- блинов

- кислых щей

- русского кваса

9. Подведение итогов. Награждение победителей. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...