Методическая разработка по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Методическая разработка "Русское народное творчество" для 5-8 классов общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по русскому языку
«Русское народное творчество»
( для 5 – 8 классов общеобразовательной школы)
Учитель Мовсисян Р.А.
Санкт-Петербург, 2014
Методическая разработка по русскому языку
Тема: «Русское народное творчество».
Девиз: «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится».
Цель:1) приобщить детей к народному творчеству;
2) развить эстетический вкус, расширить кругозор и познавательные способности;
3) привить любовь к народным традициям;
4) совершенствовать навыки коллективной деятельности;
5) развить навыки монологической и диалогической речи.
Форма проведения – заочное путешествие.
Занятие уместно провести после изучения темы «Устное народное творчество» в 5-8 классах.
Классу заранее объявляется тема предстоящего «путешествия». Класс делится на две команды или могут участвовать два класса. Каждой команде предлагается рассказать о каком-либо народном промысле на выбор: гжель, дымковская игрушка, михайловское кружево, палех, скопинская керамика, хохлома, оренбургский пуховый платок и др. Рассказ должен быть ярким, красочным, с демонстрацией наглядного материала, с использованием различных выразительных средств (народные песни, танцы, частушки, пословицы, поговорки, загадки и т.д).
Содержание занятия
1.Вступительное слово учителя.
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В них живёт душа народа.
Мы попытаемся с вами пройти исторические вехи и географические пункты (по карте), связанные с русским народным творчеством. Путешествовать лучше и легче небольшими группами, поэтому мы разделились на две команды. 1-ая команда «Гжель», 2-ая «Хохлома»
2. Выступления команд с рассказами о народных промыслах ( ребята одеты в наряды народного стиля).
Команда «Гжель»:
- Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом. Это – знаменитая Гжель – народный керамический промысел (демонстрирует посуду). Живописный подмосковный регион Гжель (показывает а карте) расположен в 60 км. от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощённая мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия, - синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих своё умение и душу.
Команда «Хохлома»:
- С древних времён стремятся украсить своё жилище и предметы быта. В городе Семёнов, который расположен в Нижегородской области (показывает на карте), издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» - искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась ещё в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые чёрные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрёшки (показывает) известны во всём мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придаёт специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделия приобретают особый золотисто-медовый оттенок.
Символом художественных промыслов России стала Матрёшка – деревянная игрушка в виде набора из нескольких внутри расписных кукол. Появилась Матрёшка около 100 лет назад в г. Сергиев Посад (показывает на карте). Традиционная роспись Матрёшек – наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрёшки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают её образ неповторимым.
3. Конкурс «Кто больше?» на знание пословиц и поговорок о труде ( участвуют все присутствующие).
Можно предложить учащимся заранее выучить неизвестные им пословицы и поговорки для участия в этом конкурсе (одна из пословиц – девиз нашего занятия). Вот перечень некоторых из них:
- Всяк человек у дела познаётся.
- Каков мастер, такова и работа.
- Какова пряха, такова на ней и рубаха.
- Работа хвалит мастера.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Была бы охота – заладится всякая работа.
- Работа да руки – надёжные в людях поруки.
- Не то забота, что много работы, а то забота, как нет её.
- От бессонницы трудом лечатся.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Всякое дело концом хорошо.
- Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
- Без дела жить – только небо коптить.
- Без дела сидит да в пустой угол глядит.
- Без труда и отдых не сладок.
- Без труда нет добра.
- Безделье – мать всех пороков.
- Будешь трудиться – будешь кормиться.
- Дело веди, а безделье гони.
- Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
4. Отгадывание русских народных загадок. Команды вытягивают номер загадки, ведущий её зачитывает, или команды по очереди предлагают загадки своим соперникам.
- Согнут в дугу: летом на лугу, зимой на крюку (серп).
- Две сестры – летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (красная и чёрная смородина).
- Стоит дерево кудряво, кто пройдёт, того и обоймёт (репейник).
- Какую траву слепой знает? ( крапива).
- Никто не пугает, а вся дрожит; зелена, а не луг; бела, а не снег; кучерява, а не голова (берёза).
- Что в хлебе родится, а в хлеб не годится (василёк).
- Не огонёк, а светит (гнилушка).
- Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко (слива).
- Одна нога и шапка, а головы нет (гриб).
- Не драгоценный камень, а светит (лёд).
- Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает (бабочка).
5. Исторический экскурс. Объяснить происхождение крылатых фраз:
- стоять насмерть
- спустя рукава
- бить баклуши
- козёл отпущения
- бить челом
6. Говорение скороговорок. Как можно быстрее, чётче, выразительнее прочитать по три раза скороговорки:
- из-под топота копыт пыль по полю летит
- полпогреба репы, полколпака гороху
- дробью по тетеревам да по перепелам
- орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл над пером
- рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал да зарапортовался
7. Исполнение народного танца, песни или частушки.
8. Кулинарное искусство.
Каждой команде предлагается дать максимально точный рецепт приготовления:
- блинов
- кислых щей
- русского кваса
9. Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...
Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»
Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...